К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зельфира Трегулова: главные выставки и итоги работы в Третьяковской галерее

Яэль Бартана, Crisis — Crysis — Crycis.  Выставка «Многообразие/единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж» (Фото Владимира Гердо / ТАСС)
Яэль Бартана, Crisis — Crysis — Crycis. Выставка «Многообразие/единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж» (Фото Владимира Гердо / ТАСС)
9 февраля Министерство культуры не продлило контракт с директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой, руководившей музеем 8 лет, с 2015 года. Forbes Woman вспоминает главные проекты, созданные в музее под руководством Трегуловой, когда стратегией Третьяковки стало «возвеличивание русского искусства»

В кресле директора Третьяковки Зельфира Трегулова сменила Ирину Лебедеву, многолетнего сотрудника галереи. Нового директора коллективу представлял лично тогдашний министр культуры Владимир Мединский. Зельфира Трегулова была хорошо известна в музейном мире, возглавляла государственное объединение РОСИЗО, но для Третьяковки была «чужим» человеком. Однако за очень короткое время стало ясно, что это был правильный выбор. Менеджерские, фандрайзинговые качества в ситуации сокращения госфинансирования, умение договариваться с коллекционерами, меценатами и спонсорами (помог опыт стажировки в начале 1990-х в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке) у Трегуловой сочетались с профессиональными музейными знаниями. В 2019 году Третьяковка основала свой эндаумент-фонд. Первый взнос в 100 млн рублей внес Благотворительный фонд миллиардера Владимира Потанина.

«Существует мнение, что для современного музея важнее всего энергичный, деловой менеджер. Но эффективный менеджмент должен быть напрямую связан с работой над содержательной стороной деятельности любого музея, его публичной работой и выходом в общественное пространство», — говорила Зельфира Трегулова о роли директора музея. 

Роль Третьяковской галереи в современной истории директор определила так: «Мы пишем своими выставками новую историю отечественного искусства». Под руководством Зельфиры Трегуловой Третьяковская галерея провела ребрендинг, увеличила выставочные площади, расширив пространство на Крымском Валу за счет Западного крыла, разморозила стройку нового здания на Кадашевской набережной и изменила концепцию музея, сделав его одним из центров московской городской жизни.

 

Изменив взгляд на роль музея, Трегулова и Третьяковка предложили посмотреть под другим углом на личность основателя галереи Павла Третьякова и его брата Сергея. Так был создан музей, посвященный Третьяковым, и пересмотрена история создания коллекции. И автор исследования о Третьякове Татьяна Юденкова, заведующая отделом живописи второй половины XIX — начала XX века, и директор музея подчеркивали: Павел Третьяков покупал современное искусство, часто осознавая, что не сможет показать его в пространстве галереи. Он считал своей миссией создать репрезентативную коллекцию русского искусства своего времени. Трегулова призывала «оценить прозорливость и смелость Павла Михайловича Третьякова, который, невзирая на резкую критику, покупал эти вещи, даже если иногда ему самому они не особенно нравились. Но Третьяков понимал, что каждая из них — это определенный новый этап развития русской школы».

Продолжая логику основателя, директор музея особенное внимание уделяла развитию музейной коллекции, пополнению ее современным искусством. При отсутствии бюджетных средств на покупку новых работ была сделана ставка на дары коллекционеров и художников. В 2017-м, который был объявлен Третьяковкой годом дарений, собрание музея пополнилось 1936 произведениями, включая масштабное полотно Эрика Булатова «Картина и зрители». 

 

Кроме того, Третьяковка стала показывать русское искусство в контексте западно-европейского. «Этот контекст был важен всегда. Недаром одной из самых прорывных выставок начала 1970-х годов стала выставка портрета в ГМИИ им. Пушкина, где этюд портрета Жанны Самари висел рядом с «Девочкой с персиками» Серова», — рассказывала Зельфира Трегулова Forbes. Такие сопоставления, по ее мнению, идут на пользу русскому искусству: «Если в 1972 году Жанна Самари «побила» «Девочку с персиками», то на нашей последней выставке — я имею в виду, конечно, «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» — русская школа продемонстрировала свое невероятное качество. Увидев мир, мы смотрим уже другими глазами на собственное искусство. Это очень интересное изменение фокуса зрения».

Следуя этой логике, в 2017 году Трегулова предоставила площади музея на Крымском Валу для выставки основного проекта 7-й Московской биеннале современного искусства, которую курировала директор токийского музея современного искусства Юко Хасэгава. В тот момент основатель биеннале, куратор Иосиф Бакштейн, который проводил выставку в Москве с 2005 года, продал бренд Юлии Музыкантской, приемной дочери экс-префекта ЦАО Москвы Александра Музыкантского и бывшей сотруднице Министерства культуры, центра «Винзавод» и фонда V-A-C. Ее отношения с художественным сообществом ознаменовались скандалами: вопросы технического обеспечения выставок превращались в нерешаемый квест, художникам не выплачивались ни гонорары, ни деньги на производство работ.  Тем не менее следующая биеннале прошла в Третьяковке в 2019 году.

Биеннале 2022 года, которая монтировалась в Западном крыле Новой Третьяковки, решением Министерства культуры была отменена за несколько дней до открытия. Как выяснил Forbes Life, между галереей и организаторами биеннале возникли разногласия, касающиеся хозяйственно-технических аспектов монтажа — установки музейного климата, аренды электрощитка, использования шинопроводов и светильников. Позже Третьяковская галерея обвинила организаторов биеннале в том, что они не закончили монтаж в срок, и сообщила об обрушении потолочных конструкций на площадке. Организаторы утверждали, что успели завершить работы и что соглашение с галереей не может быть расторгнуто в одностороннем порядке. Кроме того, возникли взаимные претензии, касающиеся содержания выставки. В письмах, направленных на имя заместителя директора Третьяковки, Музыкантская писала, что галерея заинтересована в открытии биеннале, «учитывая патриотическую направленность проекта и участие художников из ЛНР и ДНР». А в пресс-релизе Минкульта позже говорилось, что открытие было отменено по причине «абсолютного несоответствия уровня целого ряда экспонатов статусу избранной для биеннале площадки — государственного музея федерального значения». Связанный с биеннале скандал стал одним из самых громких в российском художественном сообществе в 2022 году. 

 

Под руководством Зельфиры Трегуловой Третьяковская галерея четырежды становилась лауреатом премии The Art Newspaper Russia. В 2022 году Третьяковка была признана лучшим музеем года. Как лаконично выразился художник Борис Орлов, музей проводит «пересмотр истории русского искусства в сторону его возвеличивания».

Forbes Woman вспоминает 15 крупных проектов, определивших основные тенденции развития Третьяковской галереи.

Ретроспектива «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения». 2015 год
Сергей Бобылев·ТАСС

Ретроспектива «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения». 2015 год

За три с лишним месяца работы ретроспективу Валентина Серова посетили 485 000 зрителей — рекорд Третьяковки нового времени.

Зельфира Трегулова подключилась к подготовке выставки на ее последних этапах и изменила сценарий экспозиции. В интервью Forbes она рассказывала: «Целью было создать внутреннюю открытость экспозиции и эффект, который вызывал бы возглас «Ах!» у каждого, кто зайдет. И то, что мы сделали, сработало».

На выставку приезжал президент Владимир Путин, давний знакомый Зельфиры Трегуловой. В 2000 и 2005 году в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке Путин открывал выставки, которые курировала Трегулова, — «Амазонки авангарда: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова» и «Россия!», организованную Фондом Владимира Потанина.

Большие монографические выставки стали фирменным знаком Третьяковки. За Серовым последовали ретроспективы Айвазовского, Верещагина, Ларионова, Репина, Куинджи, Поленова, Врубеля. «Каждый выставочный хит галереи меняет представление о художнике», — отмечала The Art Newspaper Russia.

Ретроспектива «Гелий Коржев». 2016 год
Alexander Zemlianichenko·AP·TASS

Ретроспектива «Гелий Коржев». 2016 год

Первая большая выставка, подготовленная Зельфирой Трегуловой в статусе директора Третьяковки и ее командой.

Представитель «сурового стиля» Гелий Коржев был официальным художником советской эпохи, получал награды и занимал различные посты. Его «Поднимающий знамя» в советское время входил во все школьные хрестоматии. Зрелищно и эффектно, по-плакатному выстроены композиции работ, обращающихся к темам войны, революции, героического труда. Их герои буквально «не щадя живота своего», усилием воли и ценой своих жизней преодолевают, казалось бы, непреодолимые обстоятельства. Как писали критики, Коржева, похоже, никогда не интересовали ни молодость, ни изящество, ни красота.

В начале 1990-х Коржева сравнивали с неоэкспрессионистом Георгом Базелицем. Он начал писать картины на библейские и остросоциальные темы, часто населяя их уродливыми мутантами — тюрликами.

Третьяковка показала Коржева как советского Люсьена Фрейда с грубым, порой отталкивающим изображением телесности, обозначив таким образом сразу два главных стратегических посыла: патриотизм и новый взгляд на признанные имена. «Мы стараемся идти по пути создания таких выставок, где есть серьезная сильная концепция. Это не просто выброс работ разного периода на стены в красивой архитектуре. Это каждый раз новый взгляд на художника или его открытие для публики», — объясняла свой подход к выставочной работе Зельфира Трегулова.

Отдельным козырем нового директора стали ее широкие международные связи с музеями и частными коллекционерами и умение договариваться с меценатами и спонсорами. 31 работу Коржева удалось получить из Америки — из частной коллекции Рэя Джонсона и из Музея русского искусства в Миннеаполисе. Поздние работы Коржева на выставку предоставил предприниматель и коллекционер Алексей Ананьев, создатель частного музея ИРРИ (Института русского реалистического искусства).

Гелий Коржев стал первой и удачной пробой пера. К наследию художника Третьяковка обращалась еще не раз. В декабре 2017 года предприниматель Владимир Некрасов передал галерее 35 работ Коржева из своей коллекции (часть из них была выкуплена для музея предпринимателем Александром Тынкованом). В 2019-м на Венецианской биеннале в университете Ка’Фоскари Третьяковская галерея совместно с музеем Алексея Ананьева провела выставку Гелия Коржева. Из 49 работ 26 предоставил ИРРИ. Большую часть расходов по организации выставки взяла на себя коллекционер, создатель музея AZ, предпринимательница Наталия Опалева.

«Roma Aeterna. Шедевры пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». 2016 год
Ivan Sekretarev·AP·TASS

«Roma Aeterna. Шедевры пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». 2016 год

42 произведения искусства из постоянной экспозиции Ватиканской пинакотеки, показывающие историю развития итальянского искусства с XII по XVIII век, едва ли не впервые были сняты с музейных стен и отправились в заграничное турне, в Москву. О проведении обменной выставки с музеями Ватикана в июне 2015 года договорился лично президент России Владимир Путин на встрече с папой римским Франциском в Ватикане.

За право стать принимающей стороной и представить в Ватикане ответную выставку соревновались несколько национальных музеев России. Выиграла Третьяковская галерея и Зельфира Трегулова. На выставку приезжал Владимир Путин. Расходы по организации и проведению выставок в Москве и Ватикане оплатил фонд миллиардера Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича», куда вошли 47 работ из собрания Третьяковки и семь работ из других российских музеев, осенью 2018 года открылась в галерее колоннады Бернини Базилики Святого Петра в Ватикане. В экспозиции живопись XIX века вступала в диалог со старорусскими иконами. Как сказала на открытии Зельфира Трегулова: «Соседство русской иконописи и живописи показывает, что процесс поиска скрытого метафизического смысла за поверхностью вещей в русском искусстве не прекращался».

  Эрик Булатов. «Картина и зрители». 2017 год

Эрик Булатов. «Картина и зрители». 2017 год

«Наш музей начинался как частное собрание, и это было собрание в первую очередь современного искусства. То, что в музее практически нет произведений двух величайших ныне живущих художников — Ильи Кабакова и Эрика Булатова, абсолютно недопустимо. Чтобы исправить ситуацию, мы обратились к меценатам и коллекционерам», — говорила Трегулова.

В конце 2016-го усилиями более 40 художников, их наследников и коллекционеров по инициативе Фонда Владимира Потанина и под руководством куратора Ольги Свибловой была собрана коллекция из 370 работ современного российского и советского искусства для парижского Центра Помпиду. Реакцией директора Третьяковки было: «А нам?» 2017 год Третьяковка объявила годом дарений.

«Когда меня спрашивали: «А что вы думаете по поводу дарения Центру Помпиду? И не лучше ли было бы, чтобы фонд подарил коллекцию нам?» — я говорила о том, что если российского искусства нет в крупнейших музеях мира, то его нет в мировом искусстве. Конечно, хотелось бы, чтобы когда-нибудь фонд Потанина подарил что-то и Третьяковской галерее. Видимо, фонд Потанина меня услышал. А потом просто спросил: «Ну, а что?» Я сказала: «Булатов», — рассказывала Forbes Зельфира Трегулова. Летом 2017 года Благотворительный фонд Владимира Потанина передал в дар Третьяковке работу Булатова «Картина и зрители».

Всего в 2017 году Третьяковка получила в дар 1936 работ, включая коллекцию Гелия Коржева и картину Дмитрия Жилинского «Человек с убитой собакой». Позднее коллекционеры Марат Гельман (признан иностранным агентом), Владимир Смирнов и Софья Троценко передали Третьяковской галерее коллекции современного российского искусства.

7-я Московская биеннале современного искусства. 2017 год
Пьер Юиг, Human Mask. Фрагмент видео

7-я Московская биеннале современного искусства. 2017 год

В 2017 году Зельфира Трегулова приняла решение предоставить площадку Новой Третьяковки на Крымском Валу под выставку 7-й Московской биеннале современного искусства.

Накануне сменилась команда организаторов биеннале. Вместо куратора Иосифа Бакштейна ее возглавила Юлия Музыкантская, бывшая сотрудница Министерства культуры, Департамента культуры Москвы, «Винзавода» и фонда V-A-C.

Куратором основного проекта под названием «Заоблачные леса» выступила Юко Хасегава, арт-директор токийского Музея современного искусства. Выставка готовилась для Манежа, но в последний момент ее перенесли в Новую Третьяковку. Зельфира Трегулова решила поддержать новую команду биеннале, поскольку ей понравилась концепция и состав художников выставки. Очевидно, важную роль играл фактор привлечения в здание на Крымском Валу молодой аудитории, которая традиционно была основным посетителем выставок Московской биеннале.

Следующий проект Московской биеннале в 2019 году ознаменовался чередой финансовых скандалов. А проект 2022 года и вовсе был отменен за несколько дней до открытия решением Министерства культуры.

«Окна в Россию. Шедевры семи поколений». 2018 год
Михаил Джапаридзе·ТАСС

«Окна в Россию. Шедевры семи поколений». 2018 год

Совместный проект Третьяковки с музеем ИРРИ бизнесмена и коллекционера Алексея Ананьева, приуроченный к юбилею компании «Ингосстрах» и ею же оплаченный, — пример успешного частно-государственного партнерства. В условиях трудностей с финансированием выставок на фоне санкций Третьяковская галерея с помощью партнеров создала проект, который показала от Калининграда до Владивостока. За полгода выставку посмотрели 120 000 человек. За этот проект меценат Алексей Ананьев  в 2018 году получил премию The Art Newspaper Russia в номинации «Личный вклад».

Зал Георгия Костаки. 2019 год
СДМ-Банк

Зал Георгия Костаки. 2019 год

В декабре 2017 года, подводя итоги года дарений, Третьяковка показала 37 работ Гелия Коржева, которые пополнили коллекцию музея. 33 работы передал бизнесмен и коллекционер Владимир Некрасов. Три работы были выкуплены меценатом, бизнесменом Александром Тынкованом у американских коллекционеров Рэя и Сьюзен Джонсон. Дар Некрасова директор музея и министр культуры Владимир Мединский принимали в новом, только что открытом на Крымском Валу именном зале. Новая инициатива Третьяковки — создать залы в честь коллекционеров, передавших работы в музей. Первым стал зал Владимира Некрасова, где разместили его Коржева.

Следующим музей открыл залы в честь Георгия Костаки — коллекционера, в 1979 году передавшего музею свое собрание искусства русского авангарда. Костаки, который начал собирать свою коллекцию в 1950-е, к 1970-му стал главным в СССР специалистом по русскому авангарду — его приглашали читать лекции в зарубежных университетах и музеях. Когда он эмигрировал, 834 произведения из его собрания составили основу коллекции авангарда Третьяковской галереи.

«Свободный полет», выставка музея AZ в Западном крыле Новой Третьяковки. 2019 год
Михаил Терещенко·ТАСС

«Свободный полет», выставка музея AZ в Западном крыле Новой Третьяковки. 2019 год

В 2019 году Новая Третьяковка на Крымском Валу расширилась: Зельфире Трегуловой удалось получить контроль над территорией так называемого Западного крыла, которое прежде занимал Центральный дом художника. Площадь Новой Третьяковки превысила  3000 м2. Первым выставочным проектом на новой площадке стала выставка частного музея AZ предпринимателя и коллекционера Наталии Опалевой «Свободный полет». Меценат оплатила установку музейного климата и музейного света в залах.

Объединив несколько выставок, посвященных перекличке идей Тарковского, его «Сталкера» с идеями художников нон-конформистов, показанных в разные годы на разных площадках, Третьяковка и AZ, по сути, устроили «отчетный концерт» на тему русского космизма в творчестве нон-конформистов.

 Андрей Монастырский. «Ветка». 2020 год
Артем Геодакян·ТАСС

Андрей Монастырский. «Ветка». 2020 год

В июне 2019 года Благотворительный фонд Владимира Потанина пожертвовал 100 млн рублей Третьяковской галерее на создание эндаумент-фонда. Разделив взнос мецената на две части, музей сформировал два эндаумента и отдал их в управление Газпромбанку и «ВТБ Капиталу». В январе 2020 года чистый доход каждого из эндаументов составил около 3 млн рублей. Одну часть направили на реконструкцию дома семьи Третьяковых. А на другую решено было купить произведение современного искусства 1990-х годов, чтобы закрыть «чудовищные лакуны» в коллекции этого периода в музее, как определила директор Третьяковки.

Первой покупкой музея стала «Ветка» московского концептуалиста Андрея Монастырского. Эту работу Третьяковка представила на фоне «Ветки» Александра Иванова — эскиза к «Явлению Христа народу», символа радостной гармонии природы. Как отметила руководитель отдела новейших течений галереи Ирина Горлова, «когда речь заходит о ветке в русском искусстве, в первую очередь приходит на ум эскиз Иванова. Его ветка одним концом связана с деревом, она примыкает к плоти, к земле, а другим концом прорывается в небо, соединяя материальное и духовное. Но что такое духовность, как не музыка? И «Ветка» Монастырского посвящена музыке Веберна, великого композитора-авангардиста, доказавшего, что музыка остается музыкой, даже если она лишена музыкальной гармонии».

Покупка галереей работы Монастырского вызвала горячие дискуссии на платформе artguide, перешедшие затем в пространство анонимных Telegram-каналов.

Экспозиция русского авангарда. 2020 год
Пресс-служба Государственной Третьяковской галереи

Экспозиция русского авангарда. 2020 год

Осенью 2019-го в Третьяковке на Крымском Валу открылась выставка в честь столетия Музея живописной культуры, просуществовавшего в Москве с 1919 по 1929 год. Экспериментальный формат музея, где выставочная деятельность сочеталась с научно-просветительской и творческой, стал прообразом первого в мире музея современного искусства. Создатель нью-йоркского МоМA Альфред Барр, приезжавший в Москву в конце в 1927 года, многое из увиденного использовал потом в своей работе. Выставка «Авангард. Список №1» — первая реконструкция экспозиции Музея живописной культуры, созданная по архивным документам.

В 2020 году, отремонтировав протекающую крышу на Крымском Валу, Третьяковка открыла новую постоянную экспозицию, посвященную русскому авангарду. Никогда прежде подборка искусства авангарда не была такой представительной и не выглядела так эффектно. 14 залов, от «Купания красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина и «Павлина» Наталии Гончаровой при входе до двух «Черных квадратов» Казимира Малевича 1915 и 1929 года на выходе. Новая экспозиция включает монографические залы — например, впервые отельные залы отданы Павлу Филонову, Владимиру Татлину. Появился зал, посвященный работам женщин — «амазонок авангарда». В экспозицию удачно вписан зал, посвященный коллекции Георгия Костаки, с мобилями Александра Родченко и восстановленным концептуальным махолетом «Летатлин» Татлина.

Исследуя историю авангарда, Третьяковская галерея сотрудничала с Еврейским музеем — так была устроена ретроспектива Эль Лисицкого, проходившая одновременно на двух площадках, — и наладила сотрудничество с музеем MOMus в Салониках, где хранится вторая крупнейшая часть коллекции Георгия Костаки.

«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». 2021 год
YURI KOCHETKOV·EPA

«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». 2021 год

Крупнейший международный выставочный проект, созданный Третьяковкой совместно с государственными художественными собраниями Дрездена, прошел в Москве весной 2021 года. Осенью 2021 года «Мечты о свободе» при поддержке фонда миллиардера Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» открылись в Дрездене.

Более 300 произведений художников из России и Германии, от XIX века до нашего времени, объединены идеей поиска духовной и творческой свободы. «Идея свободы творческой индивидуальности зародилась именно в эпоху романтизма. Внутреннее побуждение как толчок к созданию художественного произведения, а не внешний заказ церковной или светской власти — это кардинальное изменение ситуации. И одновременно с этим индивидуализмом это вновь возвращение к поиску того, что Ханс Зедльмайр назвал «утратой середины» в поиске высшего внутри себя как отражения некоего божественного просветления», — комментировала Зельфира Трегулова.

Это первая выставка в Третьяковке, оформленная звездным архитектором Даниэлем Либескиндом. Отправной точкой стал образ «Сикстинской мадонны» Рафаэля, хранящийся в Дрездене, куда заезжали все стипендианты-отличники Императорской академии художеств по дороге в Италию. В пространствах залов на Крымском Валу и в дрезденском Альбертинуме Либескинд выстроил лабиринты, бродя в которых, каждый зритель выстраивал свой путь, искал свою связующую логику между произведениями искусства. «По лабиринту романтизма можно ходить совершенно по-разному. Это побуждает приходить на выставку снова и снова. Когда ты можешь пройти ее по-другому, у тебя возникнут какие-то новые впечатления, новые эмоции, новые ракурсы», — рассказывала Зельфира Трегулова.

«Многообразие/единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж». 2021 год
Владимир Гердо·ТАСС

«Многообразие/единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж». 2021 год

Последняя выставка, созданная Третьяковкой совместно с иностранными музеями и художниками, открывалась долго и трудно. Открытие переносили то из-за пандемии, то из-за пасквилей в Telegram-каналах.

В залах на Крымском Валу были представлены молодые художники и первые имена современного европейского искусства — всего 90 художников из 35 европейских страх: Ансельм Кифер, Энтони Гормли, Кристиан Болтански, Герхард Рихтер, Аннет Мессаже, Илья и Эмилия Кабаковы, Маурицио Каттелан, Гилберт и Джордж, Олафур Элиассон, Люк Тюйманс, Адриан Гени, Ирина Корина, Ольга Чернышева. Проект был осуществлен под патронажем президентов трех стран и на 90% профинансирован из средств частного бизнеса. Почти €6 млн на выставку удалось привлечь боннскому фонду Искусства и культуры.

По требованию организаторов выставка была демонтирована в первые дни марта 2022 года.

Музей Павла и Сергея Третьяковых. 2022 год
Артем Геодакян·ТАСС

Музей Павла и Сергея Третьяковых. 2022 год

Новый взгляд на русское искусство, на котором строилась концепция Третьяковской галереи, требовал пересмотра истории самого музея и нового взгляда на основателей Павла и Сергея Третьяковых. «Павел Михайлович Третьяков собирал современное искусство, — подчеркивала директор Третьяковской галереи. — Для нас сейчас это нетленная классика, а тогда это было современное искусство. Третьяков мог купить работу, даже если понимал, что он не сможет показать ее в залах музея. Поэтому и мы должны быть живым развивающимся музеем, который собирает современное отечественное искусство».

Руководство музея обратило внимание и на дом семьи Третьяковых. «Став директором музея, я была поражена, обнаружив в конце парка «Музеон» руины, где обитали бомжи, — родовое гнездо основателей Третьяковской галереи, братьев Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, передавших свое собрание Москве в 1892 году», — рассказывала Зельфира Трегулова. В январе 2022 года Третьяковская галерея представила свой новый отдел — Музей Павла и Сергея Третьяковых, историческое здание, полностью восстановленное, реконструированное и приспособленное под музей на частные средства. Создание музея обошлось в 295 млн рублей, большую часть — 250 млн рублей — пожертвовал бизнесмен Александр Тынкован.

По словам бизнесмена, понимание масштаба личности промышленника и коллекционера Третьякова заставило его изменить собственные взгляды на благотворительность. «Когда Лувр тратил на пополнение коллекции 76 000 рублей в год, Павел Михайлович только за «Туркестанскую серию» Верещагина заплатил 92 000 рублей. В Эрмитаже было 75 полотен русских художников, у Третьякова — 3300», — приводит примеры Александр Тынкован.

Став партнером Третьяковки, бизнесмен был приятно удивлен профессиональными навыками сотрудников отдела развития музея. «У Третьяковки — современная компетентная команда менеджеров. В ряде коммерческих компаний команды слабее, чем в галерее. Я видел в жизни много отчетов и разных смет, — отмечает Тынкован. — Тому, как они составлены в Третьяковке, могут поучиться многие».

«Гриша Брускин. Смена декораций». 2022 год
DR

«Гриша Брускин. Смена декораций». 2022 год

Возможно, самая короткая выставка в истории Третьяковки. Открытая 22 марта 2022 года, выставка закрылась через несколько дней без объяснения причин.

В 2017 году инсталляция Гриши Брускина «Смена декораций» занимала второй этаж павильона России на Венецианской биеннале. В 2022-м она, будучи дополнена живописью 1980-х, скульптурой из проекта «Коллекция археолога» (2001–2003), шпалерой «Алефбет» (2006) и новой видеоскульптурной инсталляцией, стала, как писал «Коммерсантъ», «экспозиционным стержнем» для одноименной выставки в Новой Третьяковке на Крымском Валу, напомнившей об амплуа Брускина как «художника Книги, Текста, свидетеля Истории, летописца и археолога, составляющего свой лексикон-бестиарий имперских идеологий и мифов».

«Дягилев. Генеральная репетиция». 2022 год
Артем Геодакян·ТАСС

«Дягилев. Генеральная репетиция». 2022 год

«Дягилев. Генеральная репетиция» — выставочный проект, устроенный архитектором Сергеем Чобаном как длинный проход за кулисами театра, в то время как на сцене идет репетиция. Как известно, Дягилев был непревзойденным импрессарио и как никто умел привлечь внимание публики к каждому своему проекту, но снимать репетиции и действия спектаклей категорически запрещал. Тем интереснее разглядывать фотографии (частично сделанные и на спектаклях) и смотреть старые короткие пленки фильмов.

Хотя выставка к 150-летнему юбилею Дягилева планировалась несколько лет, «Генеральную репетицию» вполне можно назвать эскизом или экспромтом. Это вынужденное решение, принятое галереей, когда стало ясно, что большой международный проект, посвященный влиянию русского искусства на мировую моду, задуманный в сотрудничестве с лондонским музеем дизайна Виктории и Альберта, не состоится. К той поре была уже куплена на средства  российской BP коллекция костюмов из спектаклей дягилевской антрепризы, которую собирала лондонский коллекционер Ольга Мазур. Ее костюмы и стали логическим центром выставки.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+