«Грек клюнул»: российские бизнесмены раскручивают музей в Салониках
«Грек клюнул» — так звучит апокриф о том, как коллекционер Георгий Костаки, собиратель русского авангарда, купил первую работу Ивана Клюна, а его покупку прокомментировал другой московский собиратель Яков Рубинштейн. Открыв для себя искусство авангарда в 1950-е годы, коллекционер Костаки стал спасителем наследия многих ушедших, забытых, отвергнутых советским официальным искусством художников. В их числе Иван Клюн. Действуя, как Шерлок Холмс, Костаки неутомимо обследовал московские чердаки, подвалы, подмосковные дачи, навещал друзей и родственников художников. Он разыскивал и покупал искусство, владеть которым было не только непрестижно, но и опасно. В кругу собирателей к Костаки, московскому греку, приклеилась кличка Грек-чудак. Кто-то из художников захлопывал перед ним дверь, как, например, Татлин, кто-то менял живописные работы на листы фанеры, как родственники Поповой. И вот: «…мне все-таки удалось познакомиться с одной из дочерей Клюна. У нее хранилось совсем немного работ, но она мне их уступила и дала вдобавок бесплатно несколько рисунков, гуашей, сказав: «Это мне не нужно, но вам, может быть, пригодится». И при этом сообщила адрес своей сестры, к которой я тут же отправился. Ее коллекция оказалась богаче. И почти все мне удалось приобрести», — писал Георгий Костаки в своих мемуарах.
Драма на $100 млн: история коллекционера Георгия Костаки
Свои первые беспредметные композиции Иван Клюн начал создавать в 1914 году. Клюн участвовал в объединении «Супремус», созданном Казимиром Малевичем. В начале 1920-х Клюн основательно изучал формы цвета и света, разработал теорию света и движения в пространстве, воплощая ее в сферических формах беспредметной живописи.
«Сферические композиции Клюна сами по себе очень красивы. Тут проявилась вся утонченность его таланта, умение быть элегантно-сдержанным, соблюдать строгость и элегантность стиля. В сферических композициях Клюна были затронуты некоторые формальные проблемы, не получившие, к сожалению, развития на русской почве. (Как часто такое происходило в русском искусстве начала ХХ века!) Их реализация состоялась в американской живописи через три десятилетия — в творчестве пионеров послевоенной абстракции Марка Ротко и Барнета Ньюмена», — пишет в статье в каталоге выставки исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов.
Русский авангард: сенсационные открытия, подделки и аукционные рекорды
Клюн преподавал во ВХУТЕМАСе, вел исследовательскую работу, со всей страстью служил созданию нового искусства: «Ныне труп искусства живописного, искусства размалеванной натуры, положен в гроб, припечатан Черным Квадратом супрематизма и саркофаг его выставлен для обозрения публики на новом кладбище искусства — Музее живописной культуры. Но если умерло искусство живописи, искусство передачи натуры, то цвет, краска, как основной элемент этого искусства, не умерли <…> В искусстве цвета цветовая масса живет и движется, давая цвету наибольшую силу напряжения», — писал Клюн о задачах современного искусства и своей роли в искусстве в 1919 году.
Сегодня около 1300 документов не до конца разобранного и неопубликованного архива Ивана Клюна хранятся в музее «MOMus — коллекции Костаки». Многие из них впервые вышли в свет на выставке в Салониках.
Амазонка русского авангарда: почему отечественные меценаты «перезапускают» музей в Греции
Судьба не жаловала Клюна и его наследие. Плохо адаптировавшийся к условиям соцреализма, исключенный из Всероссийского кооператива союза работников изобразительных искусств, переживший арест и гибель сына-художника, Клюн искал новые возможности в книжной иллюстрации, кинематографе, до последних дней жизни не оставлял работы над «грамотой искусства живописного». «В наш век высокого развития науки и техники пора уже создать грамоту и для искусства живописного, чтобы опытный художник или знаток живописного искусства мог составить себе более-менее ясное представление о картине, о ее композиции, красочных гармониях, — не видя самой картины», — цитирует художника в своей статье в каталоге выставки Андрей Сарабьянов.
Роль самого Клюна в искусстве и представление о его работах оказалась на много лет забытой, «невидимой». Первая посмертная выставка художника прошла много лет спустя после смерти художника, только в 1972 году, в зале Курчатовского института, а в 1999 году небольшая экспозиция была показана в Третьяковской галерее.
Выставка в Салониках — первая большая ретроспектива художника и его иностранный дебют. Покидая в 1977 году СССР, коллекционер Георгий Костаки разделил собрание на две части. Лучшую подарил Третьяковской галерее, с оставшейся — уехал в Грецию. В 1997 году по инициативе греческого Министерства культуры коллекция Костаки была выкуплена у наследников коллекционера, так на карте Салоников появился новый музей «MOMus — коллекция Костаки». Ретроспективу Ивана Клюна — 383 живописные и графические работы из собрания MOMus, из них одна работа из коллекции Ирины Правкиной и девять из собрания Иветы и Тамаза Манашеровых, — куратор выставки, директор музея Мария Цанцаноглу называет «выходом Клюна в свет из тени Малевича, началом исследования его творчества».
Моцарт на трубе и другие сюрпризы модернизма: как проходит фестиваль Vivarte в Третьяковке
Не так давно вышло в свет и само собрание русского авангарда в Салониках. Три года назад музей «MOMus — коллекция Костаки» провел Restart, взяв курс на новое позиционирование музея. Инициатором перезапуска музея, введение его в круг мировых культурных институций, популяризации коллекции и искусства русского авангарда выступил попечительский совет музея, созданный по инициативе искусствоведа и владельца галереи Heritage Кристины Краснянской. По меткому определению директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, коллекция Костаки в Салониках — форпост русского авангарда в Европе наряду с парижским Центром Помпиду.
За три года объявленного «рестарта» открыты три выставки. «Иван Клюн. Трансцендентные пейзажи. Летающие скульптуры. Световые формы» — третья из них. В попечительский совет музея вошли российские бизнесмены Андрей Чеглаков, Константин и Виктория Янаковы.
«В попечительский совет нас привлекла возможность активно участвовать в международной политике музея, популяризации и продвижении его в мире, — рассказывает Виктория Янакова. — Как выпускнику программы Culture leadership в лондонской Royal Academy of Arts мне не терпится применить полученные знания на практике. Прежде всего навести мосты между двумя частями коллекции, между Москвой и Салониками. Сейчас этим проектом заинтересовался Foundation Louis Vuitton, и мы очень надеемся, что выставка состоится». «Греция была и остается интересным регионом для инвестиций. В разное время Группа компаний ИСТ и я лично успешно инвестировали в банковский, развлекательный и туристические секторы экономики Греции, — говорит Константин Янаков (Янаков — генеральный директор «ИСТ-капитала», член наблюдательного комитета греческой ассоциации в Москве, — прим. Forbes Life). — Поддержание музея, коллекция которого была собрана Георгием Костаки, моим соотечественником с греческими корнями, важно для расширения культурных связей двух стран. Считаю, что такой культурный обмен поможет и моим деловым связям в регионе».
«Музей — больше не для избранных»: Зельфира Трегулова об онлайне и жизни после пандемии
«За пять лет в музее созданы попечительский и экспертный советы, строится научно-исследовательский центр русского авангарда. Сейчас формируется фонд друзей музея, разрабатывается фандрайзинговая программа. Налажены отношения с американским фондом «Общество Малевича», который выдал музею грант на выпуск каталога выставки Ивана Клюна и работу с архивом Алики Костаки, — рассказывает президент попечительского совета музея Кристина Краснянская, — началось активное сотрудничество с Третьяковской галереей. «MOMus — коллекция Костаки» предоставлял свои работы галерее на выставки «Авангард. Список №1. К 100-летию Музея живописной культуры» в 2019-2020 годах. На выставке Ивана Кудряшова, другого верного ученика Малевича, которая идет до 22 августа в Третьяковской галерее, — 32 работы из собрания музея в Салониках. И, конечно, мы делаем все для того, чтобы однажды коллекция Костаки была показана в полном виде, московской и греческой частями вместе».
«Бедное искусство» за сотни тысяч евро: зачем покупать поролоновые скульптуры и арт-объекты из пепла
«Произошел не только restart музея, но и нашего взаимодействия, — сказала на открытии выставки Ивана Клюна директор Третьяковки Зельфира Трегулова. — Музей в Салониках был закрыт на карантин, но директор Мария Цанцаноглу добилась того, чтобы реставратор смог за два дня подготовить работы к отправке в Россию. Так мы получили важнейшие работы для ретроспективы Кудряшова. Сейчас мы наблюдаем беспрецедентный всплеск интереса к искусству русского авангарда. Залы авангарда на Крымском валу с 22 января уже посетило больше 700 000 посетителей. Это искусство невероятно актуально. Этим художникам мы обязаны системой современного художественного мышления».