К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Демонтаж готовой выставки — это акт вандализма»: что будет с Московской биеннале

9-я Московская международная биеннале современного искусства в Третьяковской галерее в процессе демонтажа (Фото DR)
9-я Московская международная биеннале современного искусства в Третьяковской галерее в процессе демонтажа (Фото DR)
В прошедшие выходные в Третьяковской галерее на Крымском валу закончился демонтаж экспонатов так и не открывшейся Московской международной биеннале современного искусства. Forbes Life разобрался в предыстории ее отмены и выяснил, какова дальнейшая судьба выставки

Как монтировали и отменяли выставку 

Об отмене 9-й Московской международной биеннале современного искусства стало известно вечером 3 ноября, накануне официального открытия. «Мероприятие, планируемое к проведению в Третьяковской галерее, было отменено по причине абсолютного несоответствия уровня целого ряда экспонатов статусу избранной для биеннале площадки — государственного музея федерального значения», — заявили в Министерстве культуры.

На проведение смотра Минкульт выделил фонду «Биеннале актуального искусства» порядка 8,5 млн рублей в качестве целевой субсидии. Еще 10 млн было получено как грант от Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ). Кроме того, в организацию биеннале вложились партнеры (РЖД и Промсвязьбанк). Общая сумма бюджета биеннале 2022 года, как сообщили Forbes Life представители фонда, составила около 40 млн рублей.

В заявлении Минкульта также говорилось о претензиях Третьяковской галереи к руководству биеннале касательно «невыполнения договорных обязательств, в том числе нарушения сроков монтажа выставки и непредоставления необходимых документов».

 
9- я Московская международная биеннале современного искусства в Третьяковской галерее в процессе демонтажа (Фото DR)

Из документов, полученных редакцией Forbes Life от представителей биеннале (переписка в период от 15 сентября до настоящего времени), складывается картина организационно-хозяйственных разногласий технических служб Третьяковской галереи и организаторов выставки.

Например, представители галереи «Триумф», арендующие пространство Западного крыла здания музея на Крымском валу, оказались собственниками электрощитка и предлагали организаторам биеннале арендовать его за 3 млн рублей. Представители биеннале в лице ее президента Юлии Музыкантской отказались и написали письмо директору музея Зельфире Трегуловой, где, в частности, напомнили, что во время проведения предыдущей выставки в 2019 году уже проводили работы по установке в залах Западного крыла систем музейного климата и выставочного освещения, а по окончании выставки передали в дар музею шинопроводы и светильники. Тем не менее после отказа оплачивать аренду электрощитка 23 сентября представители «Триумфа» демонтировали не только шинопроводы и светильники, но и сам приборный щиток, провода, таблички «Выход» и аварийный свет. 

 

По мере того как конфликт на монтаже набирал обороты — музей, в частности, требовал страховки на экспонаты и планы пожарной эвакуации, — в переписке появилась тема ЛНР и ДНР. С 1 ноября директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова ушла в отпуск, и свои письма президент Московской биеннале Юлия Музыкантская адресовала заместителю директора, Сергею Мишину. Так, 3 ноября Музыкантская писала: «И Государственная Третьяковская галерея, как соорганизатор проекта, не менее чем ХФ «Биеннале актуального искусства», заинтересована в том, чтобы проект состоялся. Особенно учитывая патриотическую направленность проекта и участие художников из ЛНР и ДНР. Ведь это будет первая выставка с участием авторов из ЛНР и ДНР в Государственной Третьяковской галерее». 

Вечером 3 ноября Минкульт объявил об отмене выставки, после чего стороны еще несколько дней обменивались заявлениями в своих официальных Telegram-каналах.

Представители биеннале настаивали, что монтаж практически завершен: «Нам был нужен еще один день, чтобы доделать три инсталляции, вывезти мусор, настроить видео, повесить шторы и торжественно смонтировать ван Дейка («Портрет апостола Петра» Антониса ван Дейка, 1618. — Прим. Forbes Life)». В подтверждение к посту был приложен видеоролик с экспозицией. В ответе Третьяковки сообщалось, что монтаж не окончен в срок, а организаторы биеннале не предоставили в музей целый ряд необходимых документов, включая проект электроснабжения выставки и копии страховых полисов экспонатов.

 
9-я Московская международная биеннале современного искусства в Третьяковской галерее в процессе демонтажа (Фото DR)

«Мы проводим биеннале в Новой Третьяковке в третий раз, партнеры и подрядчики с 2019 года не менялись, и многие процессы уже доведены до автоматизма», — заявила Юлия Музыкантская.

Предыдущие выставки Московской биеннале в Третьяковской галерее так же сопровождались скандалами, которые в прошлые годы галерея не комментировала. Однако в 2022 году музей ответил в своем официальном Telegram-канале: «Фотографии нескольких работ, опубликованные в Telegram-каналах и циркулирующие в сети интернет, действительно были сделаны в начале прошлой недели в залах строящейся экспозиции биеннале и содержат изображения экспонатов, предложенных организаторами выставки к публичной демонстрации, несмотря на то что еще на стадии согласования состава выставки они были исключены».

По версии музея, экспонаты были демонтированы как несоответствующие статусу избранной для биеннале площадки, художественному и этическому контексту выставки и заявленному организаторами возрастному цензу «6+». Некоторые экспонаты впоследствии были видоизменены организаторами. 

«Никаких требований или претензий со стороны Третьяковской галереи убрать какие-то экспонаты, кроме СМС от сотрудника музея 4 октября по поводу инсталляции Сергея Бугаева, мы не получали. Можно легко сравнить приложение с экспонатами, подписанное Третьяковкой 11 октября, и видео, выложенное нами с готовой экспозиции», — настаивает Музыкантская. 

Среди участников выставки — помимо дебютантов из ЛНР и ДНР — такие хорошо известные авторы, как Марина Белова, Алексей Политов, Евгения Буравлева, Татьяна Баданина и Дарья Коновалова-Инфанте. 

 

Отменить или показать 

Сразу после отмены проекта министр культуры Ольга Любимова допустила, что биеннале все еще может состояться, но «совершенно не на территории Третьяковской галереи».  

Не открывшаяся выставка в неизменном виде стояла в залах Западного крыла Новой Третьяковки с вечера 3 ноября, с того момента, как сотрудников биеннале перестали пускать в музей. В письме от 16 ноября директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова уведомила руководство биеннале о том что в ночь с 12 на 13 ноября на выставочной площадке произошло обрушение потолочных зеркальных поверхностей. Вину за этот инцидент музей возложил на подрядчика, которого фонд нанял «в последние дни проходящего монтажа». В документе также говорилось, что «при таких обстоятельствах Третьяковская галерея исходит из необходимости демонтажа выставочной площадки и повторно настаивает на подписании между сторонами соглашения о расторжении договора». 22 ноября пресс-служба биеннале распространила пресс-релиз о начале демонтажа выставки.

9-я Московская международная биеннале современного искусства в Третьяковской галерее в процессе демонтажа (Фото DR)

 «Еще до начала демонтажа, 21 ноября, я отправила в музей первую досудебную претензию к соглашению, — говорит Forbes Life Юлия Музыкантская. — Вся переписка до этого, по сути, была инициирована нами, мы писали о демонтаже электричества и других проблемах, но не получали ответов. Поэтому, к сожалению, по совету юристов я была вынуждена формализовать ситуацию. У нас два госконтракта, по которым мне отчитываться. Наше соглашение о проведении выставки не может быть расторгнуто в одностороннем порядке. Или по соглашению сторон или по суду».

Музыкантская говорит, что одновременно  с претензией она направила в Третьяковку проект соглашения сторон с учетом интересов биеннале. «После начала демонтажа я направила телеграмму в Минкульт и в музей вторую претензию. Ответа пока нет. Позиция музея для меня непонятна», — рассказывает президент биеннале.  

 

В первой претензии со стороны биеннале в адрес Третьяковки выдвигались обвинения в ненадлежащем исполнении договора, но при этом предлагалось «провести совместную инспекцию готовности выставки к открытию» и «определить дату открытия». Во второй претензии, направленной 22 ноября, уже после начала демонтажа, требуется «обеспечить фактическую сохранность экспонатов» и «немедленно прекратить действия по демонтажу». 

По словам представителей биеннале, в настоящий момент все работы уже демонтированы и разобраны. «Я считаю демонтаж готовой выставки актом вандализма. Единственное, что я смогла попросить, чтобы наняли подрядчика, который работал с нами на монтаже. Поэтому все происходит по оптимальному в данных обстоятельствах сценарию. Подрядчик сначала разобрал и упаковал работы, потом они отправятся владельцам силами той же компании. Мы сверили с ними все адреса (отдельные работы едут в Мурманск, Нижний Новгород и Санкт-Петербург), так что в течение недели работы вернутся к своим владельцам или авторам», — говорит Юлия Музыкантская.

В пресс-службе Третьяковской галереи в ответ на обращение Forbes Life посоветовали следить за новостями в Telegram-канале музея. На момент публикации текста ни одного нового поста, кроме самого первого сообщения об отмене выставки, там не появилось.

При этом руководству фонда в любом случае предстоит отчитаться перед ведомством. «21 ноября я получила официальный ответ от Министерства культуры на свое письмо от 7 ноября. Я написала его, так как у нас заключен госконтракт с министерством, часть целевых средств была получена и уже потрачена. Минкульт написал, что ГТГ (Государственная Третьяковская галерея. — Прим. Forbes Life) сообщила в министерство, что 10-го расторгла с нами соглашение — что не соответствует действительности, и я так министерству и ответила. Даже сейчас — по закону — наше соглашение с Третьяковкой действует», — рассказала Юлия Музыкантская.

 

По ее словам, Минкульт уведомил организаторов выставки,  что готов рассмотреть варианты того, как отчитываться по госконтракту в сложившейся ситуации. «С одной стороны, целевых показателей мы уже достигли. Это касается количества авторов, экспонатов и публикаций в СМИ. С другой стороны, главное условие — проведение самой выставки — пока не выполнено.  Очевидно, будем проводить выставку в виртуальном формате», — говорит Юлия Музыкантская.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+