Зачем Тынкован вложил миллионы в создание Музея Павла и Сергея Третьяковых
Имя купцов и благотворителей Третьяковых вошло в московскую географию: Третьяковский проезд, станция метро «Третьяковская», Третьяковская галерея (ГТГ). Москвич Александр Тынкован говорит, что до недавнего времени воспринимал обезличенно все эти привычные уху и глазу названия, не задумываясь о топонимике.
От анонимного спонсорства к музейному партнерству
О том, кто такие братья Третьяковы, Павел Михайлович и Сергей Михайлович, Александр Тынкован задумался после того, как на правах попечителя Третьяковской галереи оказался вовлечен в круг задач и проблем музея.
В 2017 году бизнесмен пожертвовал галерее деньги на покупку знаковой работы Дмитрия Жилинского «Человек с убитой собакой» (1976) у вдовы художника. Но на церемонию передачи картины не пришел, а музею запретил упоминать свое имя. Forbes узнал имя мецената, прочитав его на благодарственной табличке у работы Жилинского, когда ее через несколько дней после торжества разместили в экспозиции на Крымском Валу. «Я считаю благотворительность частным делом и предпочитаю, чтобы мое участие в подобных проектах не обсуждалось слишком широко», — говорил Тынкован Forbes летом 2017 года.
Следующее дарение Третьяковке — 34 произведения Гелия Коржева из собрания Владимира Некрасова, основателя компании «Арбат-Престиж», — меценат помог осуществить в ноябре 2017 года, оплатив половину стоимости коллекции. На средства Александра Тынкована Фонд поддержки Третьяковской галереи купил еще три картины Гелия Коржева у американских коллекционеров Реймонда и Сьюзен Джонсон: полотна «Маруся» (1983–1989), «Тревога» из серии «Опаленные огнем войны» (1968) и «Триумфаторы» из серии «Тюрлики» (1980–1992). Рассказывая о пополнении коллекции, директор галереи Зельфира Трегулова благодарила Владимира Некрасова и «спонсора, пожелавшего остаться анонимным».
В январе 2022 года Третьяковка открыла Музей Павла и Сергея Третьяковых в 1-м Голутвинском переулке, в доме, где братья родились и провели детство. Идея создания музея основателей галереи возникла еще в 1990-е. В 1992 году руины родового гнезда Третьяковых получили статус памятника истории и культуры регионального значения, в 1997 году их передали на баланс галереи, но реставрационные работы начались только в 2017-м, когда к проекту подключился Александр Тынкован.
Это первый проект Третьяковки, созданный исключительно на частные деньги: реконструкция, реставрация и приспособление здания под музей, подводка коммуникаций, создание музейного климата и систем безопасности, закупка мультимедийного оборудования, реставрация произведений искусства и мемориальных предметов, оформление страховки. В Великобритании был приобретен архив младшей дочери Третьякова Марии Павловны Боткиной, за которым галерея охотилась с 2006 года, у московских антикваров найдена и выкуплена серебряная ваза, подарок Сергея Михайловича Третьякова Дмитрию Петровичу Боткину на новоселье в 1863 году. Большую часть бюджета, озвученную Третьяковской галереей, 295 млн рублей, внес Александр Тынкован.
По словам бизнесмена, понимание масштаба личности промышленника и коллекционера Третьякова заставило его изменить собственные взгляды на благотворительность. «Когда Лувр тратил на пополнение коллекции 76 000 рублей в год, Павел Михайлович только за «Туркестанскую серию» Верещагина заплатил 92 000 рублей. В Эрмитаже было 75 полотен русских художников, у Третьякова — 3300», — приводит примеры Александр Тынкован.
Жесткость, упрямство и щепетильность
В 1903 году художник Лев Бакст принимается ухаживать за элегантной парижской дамой Любовью Гриценко, дочерью Павла Михайловича Третьякова, вдовой художника Николая Гриценко. Бакст буквально засыпает Любовь Павловну признаниями в любви (в архиве Третьяковской галереи 200 писем художника за год его жениховства). Дочь Третьякова видит мезальянс: обеспеченная дама из московского купеческого клана и неизвестный небогатый художник еврейского происхождения. 37-летний Бакст не сдается, настаивает на том, что главное в его жизни не деньги, а достижение профессионального признания. И тут же берет взаймы 2500 рублей. Обязуется вернуть всю сумму через год и не отдает.
В 1907 году разъяренная Любовь Павловна пишет своей старшей сестре Александре Павловне: «У Бакста ни гроша. Завтра его выгоняют с квартиры. Ему это очень полезно. Нельзя быть ребенком и платить 100 франков. Я ему ни за что денег не дам. Он уже почти 600 рублей мне должен. И это после заклинаний, что гроша медного он мне не будет стоить. Он у меня и не просит. У меня есть сейчас 200 рублей, но я не хочу их давать, он мне их не вернет…»
Брак Бакста и дочери Третьякова продлился два года. Причиной расставания стало мотовство и финансовая несостоятельность Бакста (мировая слава художника, его рекордные гонорары пришли позже, в 1909 году, с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева). Любовь Павловна жаловалась Александру Бенуа: «Как я его убеждала, что он должен больше работать, чтоб не быть от меня зависимым».
Щепетильное отношение к деньгам, презрение к праздности, главенство дела — фамильные черты Третьяковых. В 1850 году после смерти отца, купца 2-й гильдии Михаила Захаровича Третьякова, братья Сергей и Павел Третьяковы (16 и 18 лет соответственно) унаследовали капитал по 100 000 рублей каждый. Отец торговал хлебом, дровами и льняными тканями, держал красильню в своем доме в Голутвинском переулке. В 1860 году братья Третьяковы, объединив капиталы с мужем сестры Елизаветы Владимиром Дмитриевичем Коншиным, бывшим доверенным приказчиком их отца, открыли «Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома П. и С. Братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве». А в 1866 году на паях с Коншиным и костромским купцом Константином Яковлевичем Кашиным стали промышленниками, учредив Товарищество Новой Костромской льняной мануфактуры, куда вложили 270 000 рублей золотом. Фабрику оснастили заграничными машинами: 4800 веретен, 22 механических ткацких станка.
Растущее производство высококачественного льна (столовое и кухонное белье фабрики получило Золотую медаль и Государственные гербы на Всероссийских выставках 1882 и 1896 годов, с 1887 года поставлялось в бельевую кладовую Высочайшего двора, а в 1900 году завоевало Grand-Prix на Всемирной выставке в Париже) позволило Третьяковым во много раз приумножить свой капитал. В 1898 году, после смерти Павла Михайловича Третьякова, стоимость его имущества оценивалась в 3 801 029 руб-лей. Общая сумма пожертвований, сделанных Третьяковым московскому купеческому обществу и московскому городскому управлению, — 3 825 721 рубль. В его картинной галерее, ставшей общедоступной с начала 1880-х годов, более 3300 полотен, рисунков, скульптур, купленных за 40 лет коллекционирования. Свою социальную ответственность Павел Михайлович Третьяков, еще при жизни прозванный московским Медичи, формулировал так: «Наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях».
В среде художников у Третьякова сразу сложилась репутация жесткого, упрямого и щепетильного в финансовых вопросах человека. Не было случая, чтобы ему не удалось добиться скидки при покупке картины. Но прижимистый в деньгах коллекционер Третьяков не раз проявлял провидческую дальновидность, покупая работы, отвергнутые цензурой, поддерживая художников, оказавшихся не в чести у критиков и двора.
Третьяковы на языке бизнеса
«Прежде я думал: богатые купцы, получили капитал по наследству, надо как-то себя занять, купили картины, попали в струю, и понеслось, — рассказывает Александр Тынкован.— Но оказалось, наследство у братьев Третьяковых было скромное, состояние они заработали сами. Выражаясь современным языком, из ретейлеров с оптовой компонентой, учредив акционерное общество, используя родственные связи как леверидж, Третьяковы создали промышленную империю в своем сегменте. Их Новая костромская мануфактура производила в 1910 году столько же льняной ткани, сколько Швеция, Голландия и Дания, вместе взятые. Третьяковы были удачными московскими девелоперами, создали частную торговую улицу, Третьяковский проезд, строили доходные дома».
Продолжая аналогию с современностью, Тынкован замечает, что уже в юном возрасте братья Третьяковы показали себя не только успешными предпринимателями, но и необычайно зрелыми для своих лет личностями. В 27 лет Павел Михайлович Третьяков ставил своей целью создание общественной картинной галереи работ русских художников. «Считаю, что пример Третьяковых нужно популяризировать, — убежден бизнесмен. — Чтобы традиции московской благотворительности продолжались в поколении современных молодых бизнесменов».
Три вида благотворительности и совместный подход
Проанализировав современную российскую благотворительность в сфере культуры, Александр Тынкован пришел к выводу, что ее можно разделить на несколько видов. Один из самых распространенных — GR-благотворительность, добровольно-принудительная поддержка бизнесменами государственных проектов для решения своих бизнес-задач.
Другой вид благотворительности по Тынковану — «Фонд имени себя»: большой цельный проект, который должен войти в историю, связанный с именем своего основателя. Как, например, случилось у Павла Михайловича Третьякова и его галереи.
Александру Анатольевичу Тынковану ближе другой вид благотворительности, он называет его «совместной, или партнерской, благотворительностью». Бизнесмен видит перспективу в благотворительности, построенной по бизнес-схеме акционерного общества, в объединении усилий нескольких меценатов в одном проекте. Исторические параллели напрашиваются сами: младший брат Павла Михайловича Сергей Михайлович Третьяков завещал свое собрание, 84 работы европейских художников (среди них знаковая для художников поколения Серова и Коровина «Деревенская любовь» Бастьена-Лепажа) и 37 русских мастеров, включая живопись и скульптуру, галерее своего брата. По завещанию 1907 года Сергей Щукин оставлял свое собрание Третьяковской галерее. После смерти Михаила Морозова, первого русского коллекционера, купившего Ван Гога, его вдова Маргарита в 1910 году передала коллекцию европейской живописи в Третьяковскую галерею.
Первые собственные опыты партнерской, совместной, благотворительности и поддержки социальных инициатив Александр Тынкован получил в 2013 году, когда на базе компании «М.Видео» создал благотворительный фонд «Красивые дети в красивом мире», помогающий детям с челюстно-лицевыми патологиями и поддерживающий национальные парки и заповедники России. «В дополнение к социальной ответственности компания стала использовать ESG-принципы ведения бизнеса еще до того, как появился этот термин, — говорит бизнесмен. — Первыми в рознице сделали пластиковые пакеты платными, а потом перешли на бумажные. В компании работал кастом-центр. Нас интересовали и покупатели, и сотрудники, социальная среда в компании и в мире вокруг. Потому что нельзя быть внимательным к чему-то одному, а ко всему остальному — равнодушным». Александр Тынкован говорит, что и после продажи «М.Видео» он продолжает искать идеальную модель меценатства и социальной ответственности.
На сегодняшний день наиболее перспективной видит партнерскую модель благотворительности. Первые шаги уже сделаны. Это и совместная покупка с Владимиром Некрасовым коллекции Гелия Коржева для Третьяковской галереи, и участие в попечительском совете школы «Летово», созданной бизнесменом Вадимом Мошковичем. «Летово» — одна из лучших школ в России, лидер мировых рейтингов. В среднем 80% детей в школе учатся на стипендию, размер которой определяется в зависимости от финансового положения семьи банковским скорингом. «Чтобы эта система работала, ее нужно постоянно поддерживать. Нужен серьезный эндаумент, как Нобелевская премия. А у Вадима Мошковича — большой CAPEX, он строит новые корпуса, школа растет и развивается. Я подключился, сделал взнос в эндаумент (он второй по объему после взноса Мошковича, всего в фонде целевого капитала школы сейчас 1,57 млрд рублей) и возглавил попечительский совет школы, — рассказывает Александр Тынкован. — Попечительский совет работает по тем же принципам, что и совет директоров компании (опыт управления советом директоров у меня с 2005 года). Определяем стратегию, финансовый план на три года, бюджет и ключевые проекты — система абсолютно прозрачная для всех участников».
Одновременно бизнесмен выстраивает благотворительные партнерские отношения с Третьяковской галереей. «У Третьяковки — современная компетентная команда менеджеров. В ряде коммерческих компаний команды слабее, чем в галерее. Я видел в жизни много отчетов и разных смет, — отмечает Тынкован. — Тому, как они составлены в Третьяковке, могут поучиться многие».
В планах Тынкована — продолжить партнерство с Третьяковкой по реновации и запуску еще трех малых музеев: московских коллекционеров в особняке Рябушинских, музей—мастерскую скульптора Анны Голубкиной и дом-музей художника и коллекционера Павла Корина. «Все три проекта хорошо проработаны, упакованы, определен бюджет, — рассказывает Александр Тынкован. — Я сделал взносы по 20% бюджета в каждый из них. Этих денег хватает, чтобы провести подготовительные работы в 2022-м. Сейчас нужно найти еще четырех партнеров по каждому проекту. Мы разработали линейку меценатских пакетов: 99 млн рублей, 120 млн рублей, 150 млн рублей». Прецедент удачного сотрудничества с Третьяковкой уже создан.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Татьяну Юденкову, заведующую отделом живописи второй половины XIX — начала XX века ГТГ, и Елену Беспалову, автора книги «Бакст в Париже» (Буксмарт, 2016).