К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Главные цифры, номинанты и спорные моменты: все, что нужно знать об «Оскаре-2024»

Фото Leon Bennett / FilmMagic
Фото Leon Bennett / FilmMagic
В ночь с 10 на 11 марта в Лос-Анджелесе пройдет 96-я церемония вручения премии «Оскар». Главная киноцеремония года за долгую историю пережила многое, но, кажется, до сих пор не может прийти в себя после пандемии COVID-19. Кинокритик Елена Зархина рассказывает, чего ждать от «Оскара-2024» и как премия продолжает меняться

В 2020 году, выйдя с самоизоляции, «Оскар» торжественно объявил о внедрении новых стандартов инклюзии, вступающих в силу как раз в 2024-м. И пока мировые СМИ и их читатели спорили, как уважение прав одних ущемляет права других, выяснилось, что нововведения вовсе не то, чем кажутся.

С расстояния в четыре года очевидно, что никаких радикальных перемен внутри самой американской киноакадемии не произошло. Многие из упомянутых нововведений были направлены на защиту прав тех, кто работает по другую сторону экрана — создателей фильмов, стажеров, — но никак не самих картин. Переписывать сценарии под «повестку» и кардинально менять актерский состав с включением нацменьшинств и с учетом гендерного баланса никому не пришлось.

Наглядней всего это демонстрирует лидер по числу номинаций 96-й церемонии «Оскар» — подчеркнуто «белый» фильм «Оппенгеймер» Кристофера Нолана. Настолько, что даже вызвал возмущение — значимая часть темнокожих участников представленных исторических событий в фильме отсутствует. За стандарты дайверсити, кажется, отвечает «Барби» Греты Гервиг и Марго Робби, которые постарались представить на экране легендарную куклу разных национальностей, рас, веса и возраста. Но этот пример все еще исключение, а не общее правило.

 

Из последних нововведений «Оскара» — создание номинации за лучший кастинг, которая появится только в 2026 году, когда будут награждаться картины 2025-го. Но при всех усилиях киноакадемиков многие эксперты все еще говорят о тех, кого премия игнорирует. Например, западные журналисты обращают внимание на необходимость ввести номинацию за лучшие каскадерские трюки и работу артистов озвучивания. А также предлагают расширить сетку номинаций, разбавив их специальными категориями вроде «Лучший популярный фильм» и «Лучший актерский ансамбль». И даже поджанров — например, «Лучший хоррор» или «Лучший боевик».

Сами киноакадемики, чей средний возраст 63 года, предлагаемые нововведения не комментируют. 

 

Церемония 2024 года в цифрах

Бесспорным лидером по числу номинаций 96-го «Оскара» стала драма «Оппенгеймер» (13), а выступившая дистрибьютором картины студия Universal оказалась в числе лидеров среди кинокомпаний. На втором месте с 11 номинациями идут «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса с Эммой Стоун в главной роли. На одну меньше номинаций у «Убийц цветочной луны» Мартина Скорсезе. А «Барби» Греты Гервиг досталось почетное четвертое место среди лидеров будущей церемонии — картину номинировали в восьми категориях.

Другим важным рекордом премии стала 54-я по счету номинация композитора Джона Уильямса за саундтрек к фильму «Индиана Джонс и колесо судьбы». За всю историю больше было только у Уолта Диснея с 59 номинациями. 91-летний Уильямс также становится самым возрастным номинантом в категории «Лучший композитор», побив свой же прошлогодний рекорд, когда он претендовал на награду в возрасте 90 лет.

Рекордной оказалась и 10-я режиссерская номинация Мартина Скорсезе, обогнавшего своего друга Стивена Спилберга с девятью оскаровскими номинациями за режиссуру. Эта номинация делает 81-летнего Мартина Скорсезе и самым возрастным постановщиком, претендующим на золотую статуэтку. До этого им был 79-летний режиссер Джон Хьюстон, в 1986 году претендовавший на приз за фильм «Честь семьи Прицци».

 

При этом отметился и сыгравший в «Убийцах цветочной луны» Роберт Де Ниро, получивший рекордную, 12-ю номинацию на «Оскар» за роль второго плана — бизнесмена Уильяма Хэйла. Любопытно, что за актером теперь числится и еще один рекорд — самое большое количество лет в карьере, разделяющих получение артистом первой номинации на «Оскар» и последней на данный момент. В случае Де Ниро — это 49 лет. Впервые он был номинирован в 1975 году за роль Вито Корлеоне во второй части «Крестного отца».

Среди актрис аналогичный рекорд записан за Джоди Фостер. Коллега Де Ниро в драме «Таксист» впервые была номинирована за роль в нем в 1978 году, а в 2024-м она в числе номинанток за роль второго плана в байопике «Дайана Найэд».

Церемонию 2024 года проведет комик и телеведущий Джимми Киммел. В этой роли он предстанет в четвертый раз (до этого он вел «Оскар» в 2017, 2018 и 2023 годах). Результат внушительный, но все еще не такой впечатляющий, как опыт актера Билли Кристала, который становился ведущим церемонии девять раз. Но для самого «Оскара» и это не рекорд. Самым частым ведущим церемонии был комик и актер Боб Хоуп, выступавший в этой роли 19 раз — в период с 1940 по 1978 год.

Интересные факты

Достижением 96-го «Оскара» можно назвать то, что впервые в категории «Лучший фильм» оказались проекты трех женщин-режиссеров: Селин Сон — за пронзительную драму «Прошлые жизни», Жюстин Трие — за каннскую «Анатомию падения» и Грета Гервиг — за «Барби». Трие при этом единственная постановщица, попавшая и в число номинантов на режиссерскую награду.

Есть интересные моменты и в категории «Лучшая актриса». Например, сыгравшая в «Убийцах цветочной луны» Лили Гладстоун имеет все шансы стать первой представительницей коренных народов Америки, выигравшей «Оскар». До этого на премию уже номинировалась Ялица Апарисио, появившаяся в драме Roma Альфонсо Куарона в 2018 году.

 

Еще одной заметной номинанткой стала немка Сандра Хюллер — вероятно, самая важная европейская актриса прямо сейчас. Она снялась сразу в двух оскаровских номинантах в категории «Лучший фильм» — драмах «Зона интересов» и «Анатомия падения», которые уже взяли главные награды Каннского кинофестиваля в 2023 году. Хюллер первая за 86 лет немецкая актриса, претендующая на «Оскар». До нее номинацию получала Луиза Райнер в 1938 году за роль в картине «Благословенная земля».

В категории «Лучший актер» в последние годы восемь из 13 наград доставались тем артистам, которые играли реальных людей. В этом году в этой категории представлены сразу три кандидата — это Киллиан Мерфи в «Оппенгеймере», Колман Доминго в «Растин» и Брэдли Купер в «Маэстро». Последний установил своеобразный антирекорд — у него уже девять номинаций на «Оскар» (четыре из них актерские) и ни одной статуэтки. Зато Купер стал одним из двух актеров (вместе с Эммой Стоун за «Бедные-несчастные»), которые получили парные продюсерские и актерские номинации. Такое на «Оскаре» случилось впервые

Интересно и то, что впервые в истории премии все пять номинантов в категории «Лучший документальный фильм» — это проекты, снятые не на английском языке. Среди них украинская лента «20 дней в Мариуполе» Мстислава Чернова. Она рассказывает о 20 днях, которые команда репортеров агентства The Associated Press, в составе которой были режиссер Мстислав Чернов, фотограф Евгений Малолетка и продюсер Василиса Степаненко, провела в Мариуполе после начала «спецоперации»* России на территории Украины. Ранее «20 дней в Мариуполе» получили приз зрительских симпатий за лучший иностранный документальный фильм на фестивале независимого кино Sundance. Фильм также показали перед заседанием Генеральной ассамблеи ООН в сентябре.

Разочарования года

Вопреки попыткам киноакадемиков никого не обидеть и раздать номинации по принципу «всем сестрам по серьгам», избежать споров не удалось. Так, многих огорчило отсутствие Греты Гервиг в числе номинантов режиссерской категории, а Марго Робби в номинации за лучшую женскую роль. При этом первая вместе с мужем, режиссером Ноа Баумбахом, поборется за награду в категории «Лучший адаптированный сценарий» (история «Барби» базируется на персонажах, придуманных Рут Хэндлер — создательницей кукол Барби и экс-президентом производящих их компании Mattel).

 

Марго Робби получила за «Барби» не менее почетную продюсерскую номинацию. То есть сказать, что их работу полностью проигнорировали, нельзя. Даже сами режиссер и актриса в итоге положительно отметили наличие у «Барби» восьми номинаций и заверили, что ничуть не расстроены таким итогом.

 Обсуждали зрители и попадание в итоговое число номинантов актера Колмана Доминго за роль борца за гражданские права темнокожих в байопике «Растин». Для многих стала сюрпризом номинация актера, который занял место Леонардо ДиКаприо — изначального кандидата на попадание в топ номинантов за роль Эрнеста Беркхарта в «Убийцах цветочной луны».

О других знаковых фильмах «Оскара-2024» рассказывает Forbes Life.

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 
«Оппенгеймер»

«Оппенгеймер»

Число номинаций: 13 (в том числе лучшие фильм, режиссер, мужская роль и сценарий — оригинальный или адаптированный)

Снятый без единого CGI (computer-generated imagery, то есть «изображения, сгенерированные компьютером») байопик Кристофера Нолана про Роберта Оппенгеймера — создателя атомной бомбы. Физик-ядерщик в исполнении Киллиана Мерфи сперва придумал оружие массового поражения, а потом всю оставшуюся жизнь выступал как ярый пацифист и оспаривал необходимость использования своего изобретения.

Картина Нолана прослеживает профессиональный и личный путь Оппенгеймера: от его учебы в Кембридже до эпохи маккартизма, когда его подозревали в связях с коммунистами. Это эпос, трехчасовое полотно в большом голливудском стиле, но и не без привычной «нолановщины».

«Бедные-несчастные»

«Бедные-несчастные»

Число номинаций: 11 (в том числе лучшие фильм, режиссер, женская роль и сценарий — оригинальный или адаптированный)

Фильм грека Йоргоса Лантимоса не просто один из самых оригинальных проектов года, но и настоящее визуальное удовольствие, созданное усилиями ирландского оператора Робби Райана.

Викторианский Лондон. Главная героиня Белла (Эмма Стоун), будучи беременной, сводит счеты с жизнью. Но ее тело забирает для исследований ученый Годвин Бакстер (Уиллем Дефо). Он проводит над Беллой сомнительный эксперимент: оживляет ее, пересадив ей мозг ее же нерожденного ребенка. Очнувшись, героиня заново познает жизнь, покидает своего «родителя» и в насыщенных путешествиях по миру обретает себя и свое место в нем, отвоевывая свободу и независимость.

Картина основана на книге шотландского писателя Аласдера Грея, которую греческий режиссер Йоргос Лантимос хотел экранизировать уже давно, но ему не хватало денег. Творческий союз с Эммой Стоун, с которой режиссер познакомился во время съемок фильма «Фаворитка», а также успех на «Оскаре» помогли греку наконец-то осуществить задуманное.

«Убийцы цветочной луны»

«Убийцы цветочной луны»

Число номинаций: 10 (в том числе лучшие фильм, режиссер и женская роль)

Фильм Мартина Скорсезе — экранизация основанного на реальных событиях романа Дэвида Гранна. Это история, разворачивающаяся в 20-е годы прошлого века в округе Осейдж, на территории которого проживали индейцы. Случайно на этой земле обнаруживается месторождение нефти и местное коренное население Америки становится очень богато. На блеск и звон монет стекаются охочие до чужого богатства герои, которых науськивает персонаж Роберта Де Ниро, коварный бизнесмен Уильям Хэйл.

Режиссер превращает новую работу в очередную историю про гангстеров, судьбы которые увлекают мастера последние тридцать лет. Одновременно это детектив, чья разгадка очевидна в первые пятнадцать минут, и остальные три часа приходится ждать, пока к тому же умозаключению придут сами герои.

«Барби»

«Барби»

Число номинаций: 8 (в том числе за лучшие фильм, адаптированный сценарий и песню)

Блокбастер Греты Гервиг стал главным конкурентом «Оппенгеймера» не только в мировом прокате, выйдя с ним в один день, но и в оскаровской гонке. Но, если в денежном эквиваленте проект Гервиг почти на $500 млн обошел картину Нолана, кажется, что именно фильм последнего станет триумфатором «Оскара» по числу наград.

«Барби» рассказывает о жизни главной игрушки планеты в Барбиленде, которую населяют такие же куклы: Барби и Кены всех мастей. Однажды героиня Марго Робби обнаруживает в себе рефлексию и мысли экзистенциального толка: о смерти, о судьбе, о равноправии. Это побуждает ее отправиться в реальный мир, где она заново узнает себя и обнаруживает свое призвание. В итоге Гервиг и Баумбах первыми делают то, на что пока ни у кого в мейнстримном кино не хватало смелости, — разоблачают коммерческий феминизм и двойные стандарты.

«Маэстро»

«Маэстро»

Число номинаций: 7 (в том числе лучшие фильм, сценарий, мужская и женская роли)

Подобно дебютному фильму Купера «Звезда родилась», новая картина тоже сосредотачивается на отношениях двух творческих людей. Правда, здесь, в отличие от симпатичного и довольно наивного режиссерского дебюта, личная жизнь главного героя в «Маэстро» гораздо сложнее.

Леонард познакомился с Фелицией Монтеалегре (Кэри Маллиган) на одной из вечеринок. Они довольно быстро сблизились, поженились, родили троих детей. Намеками, между строк, никогда открыто об этом не говоря, Купер показывает, что Бернстайн параллельно имел бурную личную жизнь, включавшую и женщин, и мужчин. Монтеалегре об этом знала и согласилась так жить.

В фильме чувствуется, что была проделана большая работа, но удивительным образом за два часа экранного времени Куперу не удается сказать ничего внятного ни про Бернстайна, ни про Монтеалегре, ни про их отношения.

«Анатомия падения»

«Анатомия падения»

Число номинаций: 5 (в том числе лучшие фильм, режиссер и женская роль)

В 2023 году Европейская киноакадемия уже назвала драму «Анатомия падения» французского режиссера Жюстин Трие лучшим фильмом года. Это сдержанное и обманчивое по форме кино с ненадежным рассказчиком. Центральная героиня Сандра (Сандра Мюллер) становится главной подозреваемой в ходе расследования внезапной смерти ее мужа во время их семейного отдыха в Альпах. После ссоры супругов мужчина то ли случайно, то ли с чьей-то помощью выпал из окна, а единственный свидетель трагедии — плохо видящий сын пары.

Начинается изматывающее судебное разбирательство, во время которого Сандра настаивает на собственной невиновности. Но в «Анатомии падения» важнее всего не исход слушания, а то, какие нарывы семейной жизни Сандры и ее мужа вскрываются во время процесса.

«Зона интересов»

«Зона интересов»

Число номинаций: 5 (в том числе лучшие фильм и режиссер)

Фильм Джонатана Глейзера — экранизация одноименного романа Мартина Эмиса. В центре истории комендант концентрационного лагеря в Освенциме в 1942 году, проживающий со своей семьей через забор от лагеря смерти. Ежедневная рутина большого семейства здесь разворачивается на фоне непрекращающихся криков заключенных, выстрелов и оседающего пепла из печей крематория. Глейзер исследует будничное и безликое зло в человеке, корни которого проросли в нем так глубоко, что он теряет всякие моральные ориентиры.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+