К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Убийцы цветочной луны»: Мартин Скорсезе на стороне индейцев и против капитализма

Кадр из фильма  «Убийцы цветочной луны»
Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны»
Новый фильм Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны» вновь представляет любимый дуэт режиссера Ди Каприо — Де Ниро, но, кажется, ему пора дать дорогу молодым талантам. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, как 80-летний мастер смешивает в трагической истории индейцев вестерн, детектив, триллер и романтику, но главными героями все равно делает двух малоприятных белых мужчин

В свои 80 лет Мартин Скорсезе — один из немногих живых классиков, который остается невероятно активным по сей день, снимая по фильму каждые несколько лет. Кажется, у него открылось даже не второе, а уже третье или четвертое дыхание, и его каждый новый фильм все масштабнее и сложнее в исполнении.

С таким впечатляющим послужным списком можно было бы смело предположить, что Скорсезе завсегдатай Каннского фестиваля. Однако его работа участвует в официальной программе смотра впервые с 1986 года, когда он представил комедийный триллер «После работы» и получил за него приз за режиссуру. Всего Скорсезе был в Каннах семь раз: начиная со «Злых улиц» (1973) и дальнейшего триумфа «Таксиста» (1976), получившего «Золотую пальмовую ветвь».

Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны»

На этот раз, правда, режиссер решил не участвовать в борьбе за главные призы фестиваля и показать фильм вне конкурса. По предположению главы жюри Рубена Эстлунда, мастер просто не хотел столкнуться с фестивальными критиками, которые зачастую резки и безжалостны.

 

На самом деле, Скорсезе просто ничего никому не надо доказывать. Картина такого качества смело могла бы участвовать в конкурсе, а сам режиссер — настоящая икона для синефилов по всему миру, принимающих его фильмы с неизменным восторгом. «Убийц цветочной луны» можно смело назвать самой долгожданной премьерой фестиваля, перекрывающей даже блеск популярного «Индианы Джонса». 

Вскоре после Первой мировой войны молодой Эрнест Беркхарт (Леонардо Ди Каприо) без определенного места жительства и занятия приезжает в Оклахому к дяде Уильяму Хэйлу (Роберт Де Ниро), богатому землевладельцу и другу индейцев, которого в этих краях именуют Королем. Тот быстро находит доверчивому Эрнесту работу шофером и дает совет присмотреться к молчаливой Молли Кайл (Лили Гладстоун) из богатого индейского племени осейдж.

 

Эрнест не прочь остепениться и стать обладателем большого состояния Молли. После череды его неловких и прямолинейных ухаживаний Кайл соглашается стать его женой, повторяя судьбу своих двух сестер, которые тоже вышли замуж за белых мужчин. И все было бы хорошо, если бы не череда таинственных убийств десятков осейджей, полностью игнорируемых местной полицией.

Массовые убийства в племени осейдж в двадцатые годы прошлого века — одна из черных страниц в истории США. Индейцев изгнали с их родной земли и переселили в бесплодную резервацию в Оклахоме, где, по иронии судьбы, были обнаружены крупные месторождения нефти. Так, никому не нужное племя осейдж стало самым богатым в США.

Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны»

Было бы наивным предположить, что белые люди спокойно оставили такое состояние под контролем индейцев. Постепенно члены племени начали массово умирать при таинственных обстоятельствах. Местные власти полностью игнорировали череду убийств, считая, что смерть индейца недостойна расследования. Только после того, как осейджи обратились к федеральному правительству, на расследование смертей назначили 29-летнего Джона Эдгара Гувера и его только что основанное бюро расследований (БР), впоследствии ставшее ФБР. 

 

Именно на этой сюжетной линии сосредоточена книга американского журналиста Дэвида Гранна, на которой основан фильм Скорсезе. Однако режиссер сильно смещает фокус, оставляя на расследование только последний акт 3,5-часового фильма. Остальное время отведено на обстоятельный рассказ о племени осейджей с обаятельными историческими виньетками и на, собственно, постепенное хладнокровное уничтожение его членов.

Режиссер уделяет большое внимание индейцам, их обычаям и реакции на происходящее, и тем не менее центральными персонажами фильма все равно становятся двое очень неприятных белых мужчин: один — ведомый и глупый, второй — хитрый и жестокий. Наблюдать за ними на протяжении двух часов довольно невыносимо. Единственным светлым пятном в этом царстве человеческих пороков становится персонаж Лили Гладстоун, способной вытянуть роль одним молчанием и мудрым взглядом.

Ее работа в «Убийцах цветочной луны» — безусловный успех, который наконец-то принесет актрисе, работавшей с Келли Райхардт над фильмами «Некоторые женщины» и «Первая корова», заслуженное внимание. При том очевидно, что Гладстоун способна на гораздо большее, но, как и остальные индейцы в фильме, она играет роль ни о чем не догадывающейся жертвы. 

«Убийцы цветочной луны» — седьмая совместная работа режиссера с Ди Каприо и одиннадцатая — с Робертом Де Ниро. Оба справились со своими ролями блестяще, что было ожидаемо. Ди Каприо играет практически на одной интенсивной ноте, постоянно выдвигая вперед напряженную переднюю челюсть и хмуря лоб. Де Ниро же с легкостью перевоплощается в обаятельного монстра, и хотелось бы, чтобы подобных ролей, достойных его таланта, было больше. При этом против актеров, как и в «Ирландце», играет возраст.

Персонаж 48-летнего Ди Каприо чуть ли не в два раза младше его, и это чувствуется. Де Ниро, по роли, тоже не помешало бы скинуть пару десятков лет.  Желание Скорсезе поработать с любимыми актерами вполне понятно, да и на такой могучий дуэт как Ди Каприо — Де Ниро жаловаться сложно. Однако все больше напрашивается вывод, что пора дать шанс новому таланту показать себя. 

 
Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны»

В картине есть элементы вестерна, детектива, триллера, романтики. «Убийцы цветочной луны» — мастерски исполненный фильм. Он изобилует масштабными, детально продуманными массовыми сценами с виртуозной работой бессменного оператора Скорсезе — Родриго Прието. При этом насколько фильм изобретателен визуально, настолько же он конвенционален в своем нарративе и идеях. 

Режиссер превращает новую работу в очередную историю про гангстеров, судьбы которые увлекают мастера последние тридцать лет. Одновременно это детектив, чья разгадка очевидна в первые пятнадцать минут, и остальные три часа приходится ждать, пока к тому же умозаключению придут сами герои. 

В итоге «Убийцы цветочной луны» — очередной депрессивный взгляд режиссера на кровожадный американский капитализм. Скорсезе не оставляет зрителю никакой надежды. Под занавес третьего часа в компании со сдержанным агентом БР Джесси Племонсом и адвокатом дьявола Бренданом Фрейзером окончательно теряешься в догадках, зачем режиссер рассказывает все ту же историю в новых интерьерах. Однако оригинальная концовка снимает накопившееся напряжение. Да, «Убийцы цветочной луны» не самая сильная работа Скорсезе, но безусловное доказательство того, что он еще не потерял хватку. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+