К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Триумф фильма про эмансипацию и манифесты мигрантов: кто победил в Венеции-2023

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Итоги Венецианского кинофестиваля можно назвать неожиданными: жюри смотра под председательством американского режиссера Дэмьена Шазелла вручило «Золотого льва» фильму, который понравился практически всем критикам: «Бедным-несчастным» Йоргоса Лантимоса. Такое единодушие между жюри и журналистами случается очень редко.

Действие фильма «Бедные-несчастные» происходит в альтернативной викторианской эпохе. Молодую женщину по имени Белла (Эмма Стоун) после ее самоубийства оживляет ученый и экспериментатор Годвин Бакстер (Уиллем Дефо). Зарождающееся сознание Беллы не поспевает за ее телом — она ребенок в теле взрослой женщины, поэтому героиня воспринимает окружающий мир с наивностью и энтузиазмом. Окружающим ее мужчинам это кажется очаровательным, поэтому они пытаются подчинить Беллу своей воле: Годвин по-отечески, его молодой помощник Макс (Рами Юсеф) — романтически, а повеса Дункан (Марк Руффало) просто хочет повеселиться. Героиня сбегает с Дунканом из дома, чтобы познать мир. 

Картина основана на книге шотландского писателя Аласдера Грея, которую греческий режиссер Йоргос Лантимос хотел экранизировать уже давно, но ему не хватало денег. Творческий союз с Эммой Стоун, с которой режиссер познакомился во время съемок фильма «Фаворитка», а также успех на «Оскаре» помогли греку наконец-то осуществить задуманное.

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Стоун не только блестяще исполнила главную роль в картине, но и выступила продюсером. Когда Лантимос получал «Золотого льва», он подчеркнул, что без Стоун этого фильма не случилось бы. Она была бы и идеальной кандидаткой на звание лучшей актрисы, но, согласно политике фестиваля, обладателю «Золотого льва» нельзя вручать другие призы смотра. Хотя у Стоун уже есть награда Венеции — в 2016 году она получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль в фильме «Ла-ла-лэнд» Дэмьена Шазелла. Получилось очень изящно — именно он вручал «Бедным-несчастным» главный приз биеннале на этот раз.

 

Лантимос тоже уже приезжал в Венецию пять лет назад с исторической сатирой «Фаворитка» и получил Кубок Вольпи за лучшую женскую роль для Оливии Колман. После фестиваля фильм ярко выступил на премии «Оскар», получив десять номинаций и выиграв в одной категории — приз ушел той же Колман. У «Бедных-несчастных» есть все шансы повторить путь «Фаворитки» и даже больше — выиграть «Оскар» за лучший фильм.

Режиссер снова объединился не только с Эммой Стоун, но и драматургом Тони МакНамарой, адаптировавшим книгу Грея для больших экранов. Вместе у них получилась невероятно остроумная и оригинальная история об эмансипации. При этом, несмотря на актуальность повестки, работа Лантимоса не поучает, а заставляет думать, анализировать и задавать неудобные вопросы. 

 

Жюри проявило солидарность с журналистами не только в случае с «Золотым львом». Другие любимчики публики тоже были отмечены наградами. Так, второй по значимости приз — Гран-при жюри — получил японский режиссер Рюсукэ Хамагути с экологической притчей «Зла не существует». Теперь Хамагути собрал призы всех главных европейских фестивалей: в его копилке награда за лучший сценарий на Каннском фестивале за «Сядь за руль моей машины» и Гран-при жюри в Берлине за фильм «Случайность и догадка».

Одной из важных тем в Венеции в этом году стал миграционный кризис в Европе. Про него было снято сразу несколько фильмов конкурса, и жюри наградило самые яркие из них. Зрительский и экспрессивный «Я — капитан» одного из главных современных режиссеров Италии Маттео Гарроне получил приз за режиссуру. Кино рассказывает о двух молодых парнях из Сенегала, которые пытаются попасть в Европу. Исполнителя главной роли, непрофессионального актера и звезду сенегальского TikTok Сейду Сарра, также отметили призом Марчелло Мастрояни, который вручают лучшему молодому актеру. 

Кадр из фильма режиссера Рюсукэ Хамагути «Зла не существует»

Еще один фильм про мигрантов, на этот раз на границе с Белоруссией и Польшей, — «Зеленая граница» Агнешки Холланд. В отличие от нарядной и оптимистичной работы Гарроне фильм Холланд выполнен в строгом черно-белом цвете и снят в сухом реалистичном стиле. Режиссер, которая любит высказываться на острые политические темы, прямым текстом говорит, что Европа игнорировала кризис, связанный с сирийскими и афганскими беженцами, годами. Со сцены Холланд отметила, что европейские власти ничего не предпринимали по этому поводу не потому что не могли, а потому что не хотели. 

 

Лучшей актрисой в этом году стала молодая американка Кейли Спейни, исполнившая роль жены Элвиса Пресли в фильме Софии Копполы «Присцилла». Перед 26-летней Спейни стояла непростая задача — сыграть героиню в 14 лет, а затем показать ее преображение в почти 30-летнюю женщину. Приз за лучшую мужскую роль взял Питер Сарсгаард, тоже американец, сыгравший в фильме мексиканского режиссера Мишеля Франко «Память», который показали в самом конце фестиваля. Фильм Франко рассказывает о странном романе между женщиной, пережившей насилие (Джессика Честейн), и мужчиной с деменцией (Питер Сарсгаард).

Кейли Спейни в фильме «Присцилла»

Актер посвятил победу Честейн и очень эмоционально высказался на одну из самых горячих тем смотра — забастовках Гильдии актеров и Гильдии сценаристов в Голливуде: «Вопросы об оплате труда важны, но меня больше всего беспокоит использование искусственного интеллекта (для воссоздания образа актеров без их участия). Наша работа — о создании связи, динамичном пространстве между нами. Если мы проиграем эту битву, наша индустрия падет одной из первых».

Поддержал забастовки и чилийский режиссер Пабло Ларраин, которому вместе с его соавтором Гильермо Кальдероном вручили награду за лучший сценарий. Ларраин, приезжавший в Венецию в 2021 году с картиной о принцессе Диане «Спенсер», вернулся в родное Чили и снял на деньги Netflix политическую сатиру «Граф» о генерале  Пиночете, который превратился в вампира. Режиссер так или иначе упоминал чилийского диктатора во многих работах, но посвятил ему целый фильм впервые. «Граф» — единственный проект стримингового гиганта, которому удалось получить какой-то приз. Венеция, в отличие от Канн, не пускающих стриминги в программу, давно сотрудничает с Netflix и охотно берет его фильмы на конкурс. 

В этом году за «львов» боролись три картины Netflix, а также еще два проекта были представлены вне конкурса, в том числе фильм закрытия «Общество снега» Хуана Антонио Байоны. Большинство рекламных щитов на острове Лидо, где проходил фестиваль, пестрели рекламой проектов стриминга — кажется, Netflix окончательно заявил Венецию своей территорией. Правда, такой агрессивный маркетинг не помог — «Золотой лев» ушел Searchlight Pictures под крылом Disney, и на «Оскаре» стримингу точно придется непросто — главная кинонаграда ускользает от него уже который год. 

В целом конкурс на 80-м Венецианском фестивале балансировал между мейнстримовыми картинами («Маэстро», «Присцилла», «Догмэн» Бессона, который критики ругали) и политическими манифестами («Я — капитан», «Зеленая граница», «Происхождение» Авы Дюверней). Жюри постаралось отметить и те и другие. При этом выиграл безусловно самый сильный фильм фестиваля. Лантимос прервал спринт женщин-режиссеров, которым вручали главный приз три года подряд, что можно назвать решительным шагом со стороны жюри. Они отметили действительно экстраординарную и смелую работу, которую ждет большой успех на премии «Оскар».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+