Триумф фильма про эмансипацию и манифесты мигрантов: кто победил в Венеции-2023
Действие фильма «Бедные-несчастные» происходит в альтернативной викторианской эпохе. Молодую женщину по имени Белла (Эмма Стоун) после ее самоубийства оживляет ученый и экспериментатор Годвин Бакстер (Уиллем Дефо). Зарождающееся сознание Беллы не поспевает за ее телом — она ребенок в теле взрослой женщины, поэтому героиня воспринимает окружающий мир с наивностью и энтузиазмом. Окружающим ее мужчинам это кажется очаровательным, поэтому они пытаются подчинить Беллу своей воле: Годвин по-отечески, его молодой помощник Макс (Рами Юсеф) — романтически, а повеса Дункан (Марк Руффало) просто хочет повеселиться. Героиня сбегает с Дунканом из дома, чтобы познать мир.
Картина основана на книге шотландского писателя Аласдера Грея, которую греческий режиссер Йоргос Лантимос хотел экранизировать уже давно, но ему не хватало денег. Творческий союз с Эммой Стоун, с которой режиссер познакомился во время съемок фильма «Фаворитка», а также успех на «Оскаре» помогли греку наконец-то осуществить задуманное.
Стоун не только блестяще исполнила главную роль в картине, но и выступила продюсером. Когда Лантимос получал «Золотого льва», он подчеркнул, что без Стоун этого фильма не случилось бы. Она была бы и идеальной кандидаткой на звание лучшей актрисы, но, согласно политике фестиваля, обладателю «Золотого льва» нельзя вручать другие призы смотра. Хотя у Стоун уже есть награда Венеции — в 2016 году она получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль в фильме «Ла-ла-лэнд» Дэмьена Шазелла. Получилось очень изящно — именно он вручал «Бедным-несчастным» главный приз биеннале на этот раз.
Лантимос тоже уже приезжал в Венецию пять лет назад с исторической сатирой «Фаворитка» и получил Кубок Вольпи за лучшую женскую роль для Оливии Колман. После фестиваля фильм ярко выступил на премии «Оскар», получив десять номинаций и выиграв в одной категории — приз ушел той же Колман. У «Бедных-несчастных» есть все шансы повторить путь «Фаворитки» и даже больше — выиграть «Оскар» за лучший фильм.
Режиссер снова объединился не только с Эммой Стоун, но и драматургом Тони МакНамарой, адаптировавшим книгу Грея для больших экранов. Вместе у них получилась невероятно остроумная и оригинальная история об эмансипации. При этом, несмотря на актуальность повестки, работа Лантимоса не поучает, а заставляет думать, анализировать и задавать неудобные вопросы.
Жюри проявило солидарность с журналистами не только в случае с «Золотым львом». Другие любимчики публики тоже были отмечены наградами. Так, второй по значимости приз — Гран-при жюри — получил японский режиссер Рюсукэ Хамагути с экологической притчей «Зла не существует». Теперь Хамагути собрал призы всех главных европейских фестивалей: в его копилке награда за лучший сценарий на Каннском фестивале за «Сядь за руль моей машины» и Гран-при жюри в Берлине за фильм «Случайность и догадка».
Одной из важных тем в Венеции в этом году стал миграционный кризис в Европе. Про него было снято сразу несколько фильмов конкурса, и жюри наградило самые яркие из них. Зрительский и экспрессивный «Я — капитан» одного из главных современных режиссеров Италии Маттео Гарроне получил приз за режиссуру. Кино рассказывает о двух молодых парнях из Сенегала, которые пытаются попасть в Европу. Исполнителя главной роли, непрофессионального актера и звезду сенегальского TikTok Сейду Сарра, также отметили призом Марчелло Мастрояни, который вручают лучшему молодому актеру.
Еще один фильм про мигрантов, на этот раз на границе с Белоруссией и Польшей, — «Зеленая граница» Агнешки Холланд. В отличие от нарядной и оптимистичной работы Гарроне фильм Холланд выполнен в строгом черно-белом цвете и снят в сухом реалистичном стиле. Режиссер, которая любит высказываться на острые политические темы, прямым текстом говорит, что Европа игнорировала кризис, связанный с сирийскими и афганскими беженцами, годами. Со сцены Холланд отметила, что европейские власти ничего не предпринимали по этому поводу не потому что не могли, а потому что не хотели.
Лучшей актрисой в этом году стала молодая американка Кейли Спейни, исполнившая роль жены Элвиса Пресли в фильме Софии Копполы «Присцилла». Перед 26-летней Спейни стояла непростая задача — сыграть героиню в 14 лет, а затем показать ее преображение в почти 30-летнюю женщину. Приз за лучшую мужскую роль взял Питер Сарсгаард, тоже американец, сыгравший в фильме мексиканского режиссера Мишеля Франко «Память», который показали в самом конце фестиваля. Фильм Франко рассказывает о странном романе между женщиной, пережившей насилие (Джессика Честейн), и мужчиной с деменцией (Питер Сарсгаард).
Актер посвятил победу Честейн и очень эмоционально высказался на одну из самых горячих тем смотра — забастовках Гильдии актеров и Гильдии сценаристов в Голливуде: «Вопросы об оплате труда важны, но меня больше всего беспокоит использование искусственного интеллекта (для воссоздания образа актеров без их участия). Наша работа — о создании связи, динамичном пространстве между нами. Если мы проиграем эту битву, наша индустрия падет одной из первых».
Поддержал забастовки и чилийский режиссер Пабло Ларраин, которому вместе с его соавтором Гильермо Кальдероном вручили награду за лучший сценарий. Ларраин, приезжавший в Венецию в 2021 году с картиной о принцессе Диане «Спенсер», вернулся в родное Чили и снял на деньги Netflix политическую сатиру «Граф» о генерале Пиночете, который превратился в вампира. Режиссер так или иначе упоминал чилийского диктатора во многих работах, но посвятил ему целый фильм впервые. «Граф» — единственный проект стримингового гиганта, которому удалось получить какой-то приз. Венеция, в отличие от Канн, не пускающих стриминги в программу, давно сотрудничает с Netflix и охотно берет его фильмы на конкурс.
В этом году за «львов» боролись три картины Netflix, а также еще два проекта были представлены вне конкурса, в том числе фильм закрытия «Общество снега» Хуана Антонио Байоны. Большинство рекламных щитов на острове Лидо, где проходил фестиваль, пестрели рекламой проектов стриминга — кажется, Netflix окончательно заявил Венецию своей территорией. Правда, такой агрессивный маркетинг не помог — «Золотой лев» ушел Searchlight Pictures под крылом Disney, и на «Оскаре» стримингу точно придется непросто — главная кинонаграда ускользает от него уже который год.
В целом конкурс на 80-м Венецианском фестивале балансировал между мейнстримовыми картинами («Маэстро», «Присцилла», «Догмэн» Бессона, который критики ругали) и политическими манифестами («Я — капитан», «Зеленая граница», «Происхождение» Авы Дюверней). Жюри постаралось отметить и те и другие. При этом выиграл безусловно самый сильный фильм фестиваля. Лантимос прервал спринт женщин-режиссеров, которым вручали главный приз три года подряд, что можно назвать решительным шагом со стороны жюри. Они отметили действительно экстраординарную и смелую работу, которую ждет большой успех на премии «Оскар».