«Растин»: вдохновляющая биография борца с расизмом, которую спродюсировал Барак Обама
«У меня есть мечта…» — начало знаменитой речи Мартина Лютера Кинга известно большинству людей даже за пределами США. Гораздо реже кто-то помнит, когда и при каких обстоятельствах она была произнесена, и уже почти никто не знает имени человека, благодаря которому случился «Марш на Вашингтон», где и выступил Кинг. Фильм «Растин» режиссера Джорджа С. Вольфа восстанавливает справедливость и рассказывает про роль Байарда Растина — уроженца Пенсильвании и одного из лидеров общественного движения за гражданские и социальные свободы, ненасилие и права ЛГБТ-персон в Америке середины XX века.
Сам «Марш на Вашингтон» — одно из важнейших событий в истории США. Он состоялся 28 августа 1963 года и собрал у стен Капитолия и мемориала Аврааму Линкольну около 250 000 человек. Большую часть составляли афроамериканцы, члены религиозных общин и профсоюзных движений. Его главным итогом стало принятие двух важных законов — о гражданских правах, запрещающий сегрегацию, и об избирательных правах, в рамках которого афроамериканцы получили равные права на выборах всех уровней.
Драму про «Марш на Вашингтон», ключевую роль в котором сыграл Растин, спродюсировали Барак и Мишель Обама. У экс-президента США с фигурой Байарда связана личная история: в 2013 году он посмертно наградил Растина (тот скончался в 1987 году) Президентской медалью Свободы — высшей наградой, которую вручают гражданским лицам в Америке. На одном из первых показов фильма в Вашингтоне Барак Обама подчеркнул, что Растин — один из тех, кто «изменил курс американской истории», и что без него он бы, «возможно, и не был бы президентом».
Фильм Netflix рассказывает о герое через призму подготовки к маршу. На протяжении почти двух часов Растин с коллегами занимается организационной работой — агитацией чернокожего населения разных штатов, сбором пожертвований, коммуникацией с другими общественными движениями за права и свободы. Активизм буквально вшит в ДНК Байарда: за права афроамериканцев боролись члены его семьи, Джулия и Дженифер Растин (бабушка и дедушка по материнской линии). Правда, фильм не слишком углубляется в детство и юность героя — о прошлом Байарда мы узнаем лишь из одного диалога («Тебя бросили родители, и назло им ты, кажется, и стал геем»). Но зритель видит, что в доме Растинов часто появлялись видные члены Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (NAACP), и Байард был сильно впечатлен общением с ними.
Расизм не первый раз становится центральной темой фильмов Джорджа С. Вольфа. В 2021 году его музыкальная драма о легенде блюза Ма Рейни, вышедшая на Netflix, участвовала в наградном сезоне, забрав две статуэтки «Оскар» (лучшие костюмы, лучший грим и прически). Сам Растин, как и многие другие афроамериканцы, сталкивался с ним на протяжении всей жизни. Короткие черно-белые флешбэки из 1940-х, когда Растина избили за отказ пересесть в автобусе на «места для черных», становятся связующим звеном между прошлым и настоящим в жизни активиста.
Личную жизнь героя, который был открытым геем, авторы практически оставили за кадром. В фильме Байард в первую очередь приверженец прав и свобод афроамериканцев, которые отстаивает ежедневно. «Ты смотришь на меня в надежде на то, чего я не могу тебе дать», — говорит Растин своему партнеру и ассистенту Тому (Гас Хэлпер), которому ничего не остается, кроме как оставить Байарда наедине с делом его жизни. В реальности Растин тоже позволил себе вступить в отношения лишь в 1977 году, когда многое из того, за что он и его соратники боролись, стало воплощаться в жизнь. Его партнер Уолтер Нигл присутствовал на специальном предпоказе фильма в Нью-Йорке в конце октября 2023 года.
Параллельно с этим разворачивается и другая драма Растина — деятельного активиста, который всегда оставался в тени и почти не появлялся на публике, отказываясь быть медийной фигурой. В многочисленных общественных движениях и советах Растин оставался на вторых ролях. Его, безусловно, высоко ценили — за креативность, трудолюбие, результативность, — но статус «сложного человека» преследовал героя почти до самой смерти: виной тому юношеское членство в Коммунистической партии США (до 1941 года) и арест за гомосексуальное поведение (до 2003 года в некоторых штатах оно признавалось незаконным). Предполагают, что Мартин Лютер Кинг дистанцировался от Растина во многом из-за его ориентации.
Колман Доминго, воплотивший Байарда на экране, идеально вписался в предложенный образ. Интересно, что до того, как прочитать сценарий фильма, 53-летний Доминго сам не знал о роли Растина в подготовке «Марша на Вашингтон» и о том, что именно он просвещал Мартина Лютера Кинга об идеях мирного протеста и учения Ганди. По словам актера, он почувствовал себя «обманутым» всей образовательной системой. Теперь же за роль Растина лауреат премии «Эмми» Доминго, кажется, может претендовать на номинацию за лучшую мужскую роль в этом сезоне.
Историй об акциях группового протеста, которые носили бы мирный характер, на экране не так много. Социальные и сексуальные меньшинства нередко представлены в кино как доведенные до отчаяния люди, выходящие на митинги другого, более радикального характера. Такими, например, выглядят участники Стоунволльского бунта в конце 60-х годов в Америке («Стоунволл» Роланда Эммериха) или молодые студенты в начале 90-х во Франции, противостоящие замалчиванию информации о набирающей обороты эпидемии СПИДа («120 ударов в минуту» Робена Кампийо).
«Растин» ближе к более гуманистическому кино. Через призму социально значимого явления, на фоне которого люди забывают о разногласиях, Джордж С. Вольф подсвечивает частную историю человека, ставшего примером для нескольких поколений активистов. Нечто подобное предложил зрителю Гас Ван Сент в оскароносном байопике про Харви Милка. Мэттью Уорчас в ленте «Гордость» аналогичным образом представил сообщество британских ЛГБТ-персон 80-х, которые вступились за бастующих шахтеров, подчеркнув, что перед общим «врагом» (читай, несправедливостью) могут объединиться люди разных взглядов и предпочтений.
Фильм Джорджа С. Вольфа — достойный, многогранный портрет человека, который заслужил куда большего признания, чем было у него при жизни. Картине удается выйти за пределы сухих тезизов «Википедии», и преданный идее ненасилия и справедливости, Растин остается идеалом альтруистического активизма, готового положить все ради достижения цели и не ждать ничего взамен.