Каким получился фильм о Леонарде Бернстайне и почему нос Бредли Купера вызвал скандал
В наше время сложно сделать что бы то ни было, никого не оскорбив или не возмутив. Не избежал этой участи даже всеми любимый актер и начинающий режиссер Брэдли Купер. Его новый фильм «Маэстро» об американском композиторе, дирижере и пианисте Леонарде Бернстайне, профинансированный Netflix, участвует в конкурсе Венецианского фестиваля. Однако задолго до премьеры, после выхода первого трейлера, фильм потребовали запретить. Общественность оскорбил накладной нос Купера, который сам и сыграл Бернстайна.
По мнению некоторых, такой большой нос выглядит оскорбительным для еврейского народа. Пользователи интернета чуть ли не по линейке сравнивали нос Купера и Бернстайна, пытаясь точно определить, хотел ли актер просто максимально соответствовать своему герою или он все-таки издевается.
На стороне Купера много аргументов. Во-первых, фильм профинансировали сильные мира сего — Мартин Скорсезе и Стивен Спилберг. Последний к еврейскому народу имеет непосредственное отношение и вряд ли стал бы ставить свое имя под чем-то оскорбительным. Во-вторых, за фильм вступились дети Бернстайна, которые консультировали режиссера во время создания проекта. И, в-третьих, правозащитная организация «Антидиффамационная лига», противостоящая любым формам антисемитизма, не нашла в «Маэстро» состава преступления. В общем, скандала удалось избежать, но Купер на Лидо все равно не приедет. Правда, не из-за носа, а из-за забастовки актеров, которую он решил поддержать.
На главном постере фильма мы видим не Купера (Бернстайна), а спину Кэри Маллиган в роли жены композитора, американской актрисы коста-риканского происхождения Фелиции Монтеалегре. Это, конечно же, неспроста. Подобно дебютному фильму Купера «Звезда родилась», новая картина тоже сосредотачивается на отношениях двух творческих людей. Правда, здесь, в отличие от симпатичного и довольно наивного режиссерского дебюта, личная жизнь главного героя в «Маэстро» гораздо сложнее.
В 25 лет Бернстайн впервые выступил в качестве дирижера на концерте в Нью-Йоркской филармонии, заменив заболевшего Бруно Уолтера. Бернстайна предупредили буквально за несколько часов до выступления, он дирижировал без подготовки, и это был настоящий триумф. Остальные вехи творческого пути композитора остаются за кадром: Купер и его соавтор, оскароносный сценарист Джош Сингер («В центре внимания», «Человек на Луне») надеются, что зритель и так знает, что Бернстайн — гений.
Леонард познакомился с Фелицией Монтеалегре на одной из вечеринок. Они довольно быстро сблизились, поженились, родили троих детей. Намеками, между строк, никогда открыто об этом не говоря, Купер показывает, что Бернстайн параллельно имел бурную личную жизнь, включавшую и женщин, и мужчин. Монтеалегре об этом знала и согласилась так жить.
После долгого первого акта, где режиссер в черно-белом цвете быстро пробегается по прошлому композитора, мы оказываемся в цветном настоящем, где Монтеалегре уже не так спокойно относится к идее открытых отношений, как раньше. Дети повзрослели, но все еще находятся в сладостном неведении о личной жизни отца, хотя ее все сложнее скрывать. Маллиган хорошо удается переход от счастливого вдохновения к горькому разочарованию (хотя странно, что интернет-критики не возмутились, что коста-риканскую героиню играет белая актриса). Бернстайн же переходит от образа души компании к амплуа бесконечно извиняющегося мужа, который при этом не в силах ничего с собой поделать. В итоге получается довольно унылая и предсказуемая динамика, и Куперу не удается пояснить специфику отношений Монтеалегре с Бернстайном.
В визуальном смысле режиссер пытается расцветить довольно гуталиновый жанр ЖЗЛ, заимствуя многое из мюзиклов, над которыми работал Бернстайн (один из самых известных — «Вестсайдская история»). Однако во втором и третьем актах, то есть в проблемном настоящем, фантазия постепенно улетучивается, так же как легкость и вдохновение. Возникает ощущение, что Купер снимал два разных фильма, потому что часть сцен буквально скопирована из реальной жизни, полностью повторяя записи выступлений и интервью. Злосчастный нос, кстати, на черно-белой пленке действительно выглядит странновато, но в цветной версии вполне органичен. В общем, чувствуется, что была проделана большая работа, но удивительным образом за два часа экранного времени Куперу не удается сказать ничего внятного ни про Бернстайна, ни про Монтеалегре, ни про их отношения. Фильм называется «Маэстро», так что, как ни крути, композитор и дирижер в нем — центральная фигура.
При этом на постере — его жена как намек на то, что за любым неразборчивым в личной жизни гением стоит не менее великая (очень терпеливая и понимающая) женщина. Однако фильм все-таки называется не «Монтеалегре», и такая вежливая попытка усидеть на двух стульях приводит к посредственным результатам. Может быть, слишком уважительное отношение к объекту изучения или близость с его семьей не дали режиссеру возможности более глубоко и критически покопаться в его жизни. И уж тем более сделать к ней какой-то оригинальный и смелый комментарий. К сожалению, каким бы конвенциональным и предсказуемым ни был фильм Купера, пока он нисколько не выбивается из остальной программы Венецианского фестиваля, где подобная оценка — это средняя температура по больнице.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.