К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

20 самых дорогих компаний Рунета: рейтинг Forbes

20 самых дорогих компаний Рунета: рейтинг Forbes
«Яндекс», Mail.Ru Group, Ozon и другие лидеры российского интернет-рынка по стоимости

После выхода номера стало известно, что Mail.Ru Group не смогла продать HeadHunter. "На сегодняшний день сделка по продаже HeadHunter не завершена, и в отношении ее закрытия существует неопределенность", - приводятся в финансовой отчетности компании слова гендиректора Mail.Ru Group Дмитрия Гришина.

Рекордные по суммам сделки с интернет-активами в 2014 году впервые не были связаны с иностранными инвесторами. Mail.ru Group приобрела 48% сети «ВКонтакте» за $1,47 млрд и продала фонду «Эльбрус Капитал» самый популярный портал о работе HeadHunter за $208 млн. «Яндекс» приобрел сайт Auto.ru за $175 млн. Все три сделки отражают самые яркие тренды последних полутора лет в Рунете — это смена иностранных инвесторов российскими, избавление от активов, которые не совсем вписываются в стратегию развития, и консолидация тех, что дают синергию. «Все понимают, что иначе не выжить», — говорит Федор Вирин, партнер исследовательской компании DataInsight.

На деньги западных фондов российским интернет-компаниям рассчитывать больше не приходится. Осенью люксембургский фонд Mangrove Capital Partners, в портфеле которого KupiVip и Oktogo, приостановил инвестиционную деятельность в России. Американский Tiger Global сократил свою долю в Wikimart, продав акции российским инвесторам во главе с Анатолием Гончаровым, председателем совета директоров Финпромбанка. Из сервиса по бронированию отелей Ostrovok.ru вышли General Catalyst и Accel Partners. Западные фонды уходят не только из-за политики — россияне стали меньше тратить на покупки, а курс доллара бьет рекорд за рекордом. «Текущие портфели венчурных фондов мгновенно обесценились в 1,5–2 раза», — говорит Алексей Соловьев, управляющий партнер Prostor Capital.

 

Это не значит, что привлекательных активов не стало. «Ускорились компании, бизнес которых развивается в нишах, не зависящих от платежеспособного спроса на российском рынке», — отмечает Глеб Давидюк, управляющий партнер iTech Capital. «Сделки идут и готовятся», — успокаивает и Любовь Симонова, эксперт Almaz Capital Partners, вложившегося летом в новый проект основателя KupiVip Оскара Хартманна CarPrice — сервис по продаже подержанных машин дилерам.

Все это натолкнуло нас на идею изменить формат рейтинга интернет-компаний — мы впервые отранжировали их не по выручке за год, а по стоимости. У публичных компаний указана их рыночная капитализация на 5 февраля 2015 года, когда этот номер Forbes уходил в печать. Исключение сделано лишь для «Платформы Ютинет», акции которой не слишком ликвидны на Московской бирже (капитализация составляет всего $12,6 млн).

 

Стоимость непубличных компаний мы рассчитывали по мультипликаторам аналогов, сделкам, оценкам экспертов. При этом не учитывали сделки с аффилированными компаниями. В связи с этим стоимость Lamoda, например, рассчитана по мультипликатору для интернет-магазинов, а не по сделке с ее акционером Bigfoot (€720 млн), как указано в проспекте эмиссии к IPO немецкого бизнес-инкубатора Rocket Internet, куда входит онлайн-ритейлер. Не ориентировались мы и на цены сделок 2013 года. «Ситуация на рынке каждый день меняется. Старые ориентиры зачастую теперь не актуальны», — говорит Людмила Федченко, менеджер Центра технологий и инноваций PwC.

Все цифры — экспертная оценка Forbes. Реальную стоимость той или иной компании определяет договоренность между продавцом и покупателем. И она актуальна именно на тот момент, когда они подписывают сделку. Мы надеемся, что к IPO «Юлмарт», как и планирует, будет стоить в три раза больше, чем мы оценили его сейчас. Как и многие другие интернет-компании. Хотя бы потому, что они будут эффективнее, чем сегодня. «Выживут проекты, умеющие поддерживать самоокупаемость, а не существовать от раунда к раунду на деньги инвесторов в надежде на продажу компании», — говорит Алексей Соловьев.

Подробнее о методологии рейтинга читайте здесь.

 
1. «Яндекс»

1. «Яндекс»

Год основания: 2000

Сайт: Yandex.ru

Выручка на сотрудника: 8,5 млн руб.

Цифра: 5% рынка поиска в интернете отвоевал «Яндекс» у Google в Турции


Аркадий Волож, основатель «Яндекса», теперь возглавляет глобальную компанию, передав руководство российским офисом Александру Шульгину


Рублевая выручка крупнейшей интернет-компании России выросла на 38%. И хотя основной доход поисковику по-прежнему приносит контекстная реклама, сфера применения компетенций постоянно расширяется. В декабре компания объявила о запуске Yandex Data Factory — коммерческие услуги в области обработки больших данных (big data). Впереди, судя по всему, еще много ярких новостей — за маркетинг в компании с января отвечает Игорь Лутц, экс-глава рекламного агентства BBDO Moscow.

2. Mail.ru Group
фото ТАСС

2. Mail.ru Group

Год основания: 1998

Сайт: Mail.ru, Vkontakte.ru, Odnoklassniki.ru

Выручка на сотрудника: 10,8 млн руб.

Цифра: 150 Гб — объем бесплатного почтового ящика в домене @ my.com


Алишер Усманов, основной владелец USM, которой принадлежит 64,6% голосующих акций Mail.ru Group 


В течение года холдинг, выросший на основе бесплатной почты, наводил порядок в своем портфеле активов. Платежный сервис «Деньги Mail.ru» продали компании Qiwi, крупнейший в России портал по поиску работы HeadHunter.ru — фонду «Эльбрус капитал». Были и покупки: картографический сервис Maps.me («Карты Mail.ru» закрыли), 48% акций «ВКонтакте». Теперь Mail.ru Group — единственный владелец трех самых популярных соцсетей в России. Основная задача — завоевать американский рынок, именно в США компания запустила в начале года три новые игры под своим глобальным брендом My.com.

3. «Юлмарт»

3. «Юлмарт»

Год основания: 2008

Сайт: Ulmart.ru

Выручка на сотрудника: 9,7 млн руб.

Цифра: 350 000 отелей по всему миру можно забронировать через сервис Ulmart.travel, запущенный в октябре в партнерстве с Oktogo


Дмитрий Костыгин вместе со своим партнером Августом Мейером вкладывает в развитие «Юлмарта» деньги, вырученные от продажи доли в розничной сети «Лента»


Крупнейший российский интернет-ритейлер в январе 2015 года объявил о планах разместить 25% на бирже в 2016 году и привлечь на развитие $1 млрд. К IPO, по расчетам инвестбанкиров, компания может стоить $5–6 млрд. «Юлмарт» растет быстро. В 2014 году открыты центры исполнения заказов в Ростове-на-Дону, Туле, Ижевске (к концу года у «Юлмарта» было 32 таких центра и 400 мини-магазинов для выдачи товаров в 200 городах). Расширяется и ассортимент: помимо бронирования отелей на портале теперь можно купить и подписки на цифровой контент Bookmate и Zvooq.

4. «Ситилинк»
Коммерсантъ

4. «Ситилинк»

Год основания: 2008

Сайт: Citilink.ru

Выручка на сотрудника: 12,8 млн руб.

Цифра: 32% трафика сайта обеспечивают переходы по ссылкам с других ресурсов, большая часть — с Market.yandex.ru


Михаил Славинский пользуется доверием акционеров — в «Мерлионе» он с 2002 года, начинал с должности менеджера


«Ситилинк» позиционируется как электронный дискаунтер. Держать цены ему проще, чем другим интернет-ритейлерам, — это розничный проект крупнейшего дистрибьютора компьютерной техники «Мерлион». Правда, в последние два года сильно обострилась конкуренция с «Юлмартом». В марте 2014 года акционеры сменили руководство ритейлера: гендиректором стал Михаил Славинский, ранее возглавлявший подразделение широкоформатной дистрибуции «Мерлиона». В прошлом году компания шагнула за Урал, открыв магазины в Перми, Екатеринбурге, Красноярске.

5. Avito
РИА Новости

5. Avito

Год основания: 2007

Сайт: Avito.ru

Выручка на сотрудника: 18,7 млн руб.

Цифра: 120 млн рублей просят в объявлении на Avito в разделе «Готовый бизнес» за краснодарский океанариум


Йонас Нордландер, продав в 2006 году интернет-аукцион Tradera.com компании Ebay, увидел в России возможности для более масштабного бизнеса


Avito — самая популярная в Рунете доска объявлений. Это позволяет неплохо зарабатывать на рекламе и платных услугах. Особенно после того, как в 2013 году Avito объединилась с российскими конкурентами Slando.ru и OLX.ru, принадлежавшими южноафриканской инвесткомпании Naspers.  Инвесторам компания, основанная в России двумя шведами, нравится. Шведский фонд Kinnevik участвовал во всех раундах, среди инвесторов — Northzone Ventures, Accel Partners и Baring Vostok.

6. Ozon Holdings
фото ТАСС

6. Ozon Holdings

Год основания: 1998

Сайты: Ozon.ru, Ozon.travel, Sapato.ru, Litres.ru, Ocourier.ru

Выручка на сотрудника: 12,2 млн руб.

Цифра: Дочерняя компания Ozon «О-Курьер» обслуживает 100 интернет-магазинов


Маэль Гавэ овладела русским в совершенстве, создав в юности стартап в Костромской области


Холдинг в третий раз за свою историю побил инвестиционный рекорд отрасли. В апреле 2014 года за $150 млн АФК «Система» и принадлежащая ей МТС приобрели каждая по 10,8% акций. Осенью в салонах МТС обеих столиц открылись пункты выдачи Ozon.ru. В ближайшем будущем их количество достигнет нескольких сотен. Началось освоение новых рынков — осенью «Озон» начал торговать книгами в Польше и Израиле.

7. Wildberries
Макса Новикова для Forbes

7. Wildberries

Год основания: 2004

Сайт: Wildberries.ru

Выручка на сотрудника: 3,6 млн руб.

Цифра: 2168 обработанных заказов приходится на одного оператора колл-центра Wildberries, где трудятся около 500 человек


Лицо: Татьяна Бакальчук, основательница и гендиректор Wildberries, избегает публичности


Татьяна Бакальчук запустила интернет-магазин Wildberries.ru после того, как у нее родилась дочь и зарабатывать репетиторством стало сложно. Сейчас у предпринимательницы трое детей, а ее магазин — крупнейший онлайн-продавец одежды в России, 185 пунктов самовывоза с примерочными работают в 127 городах. Рынки Белоруссии и Казахстана тоже охвачены. Управлять бизнесом Татьяне помогает муж Владислав Бакальчук. И, судя по данным системы СПАРК, весьма успешно: несмотря на быстрый рост, компания прибыльна, EBITDA в 2013 году составила 324 млн рублей. Данных за 2014 год пока нет.

8. Exist
Макса Новикова для Forbes

8. Exist

Год основания: 1999

Сайт: Exist.ru

Выручка на сотрудника: н/д

Цифра: Более 1000 компаний-партнеров обеспечивают клиентов Exist нужными деталями


Владислав Доморацкий, основатель Exist.ru


Питерский предприниматель Владислав Доморацкий и его партнеры Максим Мартынов и Алексей Белов оценили преимущества интернет-торговли еще в 1999 году. Сегодня Exist.ru — крупнейший продавец автозапчастей в сети. Больше трети оборота до сих пор приходится на офлайновые точки — в Москве работают 24 офиса. Набор менеджеров по продажам продолжается и в кризис, ремонт машин всегда актуален. В 2009 году появилось новое направление «Экзист-Сервис», сейчас у компании два собственных техцентра — в Москве и Электростали. На детали, приобретенные в Exist.ru, дают гарантию.

9. «Холодильник.ру»

9. «Холодильник.ру»

Год основания: 2003

Сайт: Holodilnik.ru

Выручка на сотрудника: 18,2 млн руб.

Цифра: 12 498 3D-фотографий загружено в каталог магазина


Валерий Ковалев, основатель интернет-магазина Холодильник.ру


Выпускник МАИ Валерий Ковалев начал торговать холодильниками еще в 1993 году. В 1999 году выкупил у киберсквоттеров домен Holodilnik.ru за $5000, еще $20 000 потратил на создание сайта, куда вывесил электронный каталог. Вряд ли киберсквоттеры, да и сам Ковалев предполагали, что на сайт когда-нибудь будут заходить более 2 млн клиентов, а концепцию рекламной кампании магазина будет разрабатывать дочерняя структура BBDO, агентство OMD. Правда, в компании сотрудничеством недовольны — сейчас Ковалев судится с OMD.

10. «Платформа Ютинет.ру»

10. «Платформа Ютинет.ру»

Год основания: 2012

Сайт: Utinet.ru

Выручка на сотрудника: 8 млн руб.

Цифра: на 30% сократились постоянные затраты в результате объединения трех интернет-магазинов в одну компанию


Ульви Касимов, основной инвестор фонда IQ One, которому принадлежит контроль в объединенной компании


В 2010 году фонд IQ One инвестировал в компанию «Ютинет», лидера продаж ноутбуков в онлайне, потом вложился в продавца мобильной техники «Сотмаркет» и интернет-магазин техники e96.ru из Екатеринбурга. В июле 2014 года три проекта объединились на базе «Ютинет», акции которой с 2011 года котируются на Московской бирже. Правда, за три года капитализация упала более чем в пять раз, новости о завершении объединения на котировках никак не отразились.

11. Social Quantum
Макса Новикова для Forbes

11. Social Quantum

Год основания: 2009

Сайты: Socialquantum.com

Выручка на сотрудника: н/д

Цифра: $1000–2500 — на такую зарплату ищут аниматора в киевский офис


Лицо: Андрей Тертицкий, основатель Social Quantum, сначала опробовал игры в России, а потом адаптировал их для мира. Теперь запуски глобальны


Выпускник московского Физтеха Андрей Тертицкий в 2009 году основал компанию Social Quantum, которая занялась разработкой и продвижением игр для соцсетей. Запуск первых приложений начали на «Одноклассниках» и «ВКонтакте». В 2011 году начали сотрудничать с Facebook, и сейчас Social Quantum входит в топ-20 лучших разработчиков игр для сети Цукерберга. Одной из самых популярных игр в App Store стала «Мегаполис» — приложение о строительстве виртуального города используют 20 млн пользователей, 90% — не из России. Сейчас у компании пять офисов, в том числе в одной из башен «Москва-Сити».

12. Enter
ТАСС

12. Enter

Год основания:  2011

Сайт: Enter.ru

Выручка на сотрудника: 3,6 млн руб.

Цифра: 56% оборота Enter приходится на регионы


Максим Ноготков, основатель и совладелец Enter


В конце прошлого года Максим Ноготков потерял контроль над этим активом. 51% акций кипрской компании Trellas, через которую он владел Enter, сетью салонов «Связной», банком и ювелирной сетью Pandora, теперь принадлежит компании Solvers Олега Малиса. Группа «Онэксим» Михаила Прохорова уступила Малису права требования по кредиту Ноготкова на $120 млн. Глава Solvers заявил газете «Коммерсантъ», что собирается консолидировать все акции Trellas, на что ФАС тут же ответила предостережением.  70% продаж Enter приходится на дистанционные каналы. У компании 97 офлайн-точек и собственный склад в Подмосковье (62 000 кв. м).

13. HeadHunter
ТАСС

13. HeadHunter

Год основания: 2000

Сайт: Hh.ru

Выручка на сотрудника: 6 млн руб.

Цифра: 15 362 504 резюме было размещено на сайте к концу 2014 года


Дмитрий Крюков, партнер фонда «Эльбрус Капитал», в этом году отличившегося двумя крупными сделками в Рунете


Услугами крупнейшего в России рекрутингового портала пользуются уже более 440 000 компаний-клиентов. В ноябре 2014 года HeadHunter сменил акционеров — Mail.ru Group продала 100% консорциуму инвесторов во главе с «Эльбрус Капитал» за 9,85 млрд рублей (сделку закроют в I квартале 2015 года). Опцион на покупку компании ранее был у гендиректора «Мегафона» Ивана Таврина, получившего его при продаже Mail.ru Group 12% доли в соцсети «ВКонтакте». Этот опцион Таврин так и не реализовал.

*После выхода номера стало известно, что Mail.Ru Group не смогла продать HeadHunter

14. Lamoda
Коммерсантъ

14. Lamoda

Год основания: 2011

Сайт: Lamoda.ru

Выручка на сотрудника: $19 млн рублей

Цифра: 1,3 млрд рублей составил убыток по EBITDA за первое полугодие 2014 года


Леонард Блаватник, владелец фонда Access Industries, в 2013 году в пуле с фондами Summit Partners и Tengelmann Group вложил в Lamoda $130 млн


Осень для Lamoda выдалась насыщенной. Берлинский стартап-инкубатор Rocket Internet, чьим детищем является Lamoda, провел IPO во Франкфурте. Пять входящих в него одежных онлайн-ритейлеров объединились в глобальную компанию. Lamoda открыла офис в Лондоне и запустила второй собственный бренд одежды и обуви Lost Ink. В отличие от первого чисто российского бренда Lamania марку разрабатывали британцы. А в ноябре в московском офисе прошли обыски — как оказалось, в рамках плановой налоговой проверки.

15. KupiVip
Макса Новикова для Forbes

15. KupiVip

Год основания: 2008

Сайт: KupiVip.ru

Выручка на сотрудника: 9,7 млн руб.

Цифра: 150 148 человек совершили покупки в декабре 2014 года


Основатель KupiVip Оскар Хартманн, бывший сотрудник The Boston Consulting, умеет разговаривать с инвесторами на их языке


Интернет-магазин, где постоянно идут распродажи дорогих марок, Оскар Хартманн скопировал с французской компании Vente Privee. Инвесторы, в числе которых Russia Partners, Balderton Capital, Bessemer Venture Partners, Accel Partners, Mangrove Capital Partners и Direct Group, вложили в KupiVip более $100 млн. В 2014 году магазин расширил ассортимент до 400 000 товаров, вышел в Казахстан и Белоруссию, посещаемость сайта выросла вдвое. Все это, по словам представителей компании, «позволило выйти на точку безубыточности» в IV квартале. Прибыль KupiVip не показывал пока ни разу.

16. «Утконос»
ТАСС

16. «Утконос»

Год основания: 2000

Сайт: Utkonos.ru

Выручка на сотрудника: 1,83 млн руб.

Цифра: 7 пакетов — средний объем одного заказа, это около 40 кг товаров на 5000 рублей


Для металлурга Алексея Мордашова «Утконос» не единственная инвестиция в новую экономику, он совладелец туристического концерна TUI, оператора связи Tele2 и даже киностудии Федора Бондарчука


Инициатором идеи создания сети магазинов у дома, где можно было бы заказать доставку товара на дом, был Сергей Разумов, отвечавший в «Северстали» за экспорт металлопродукции. Алексей Мордашов стал соинвестором. Однако прибыли этот актив миллиардеру не приносил. В 2013 году стартовала очередная реформа. Ключевые посты теперь занимают выходцы из «Северстали». Магазины закрыли — товары на дом доставляют прямо из распределительного центра (в автопарке около 600 фирменных грузовиков). Сайт обновили. Конверсия за год выросла с 11% до 14%. Средний чек тоже стал больше.

17. «2ГИС»
Макса Новикова для Forbes

17. «2ГИС»

Год основания: 1999

Сайт: 2gis.ru

Выручка на сотрудника: 13,6 млн руб.

Цифра: 6 659 294 здания отображаются на картах 273 городов восьми стран


Александр Сысоев, основатель и гендиректор 2ГИС


Первую электронную карту города новосибирец Александр Сысоев создавал для собственного удобства. Помогали жена Марина и сын Дмитрий. Теперь за франшизой на создание местных карт со справочной информацией к нему обращаются предприниматели не только из России. Прямой конкурент сервиса «Яндекс.Карты» не боится совершать крупные покупки в кредит: заняв 1 млрд рублей у Сбербанка, компания в декабре приобрела под офис 12 этажей комплекса «Сан Сити» в родном Новосибирске, где до сих пор находится штаб-квартира.

18. «Всеинструменты.ру»

18. «Всеинструменты.ру»

Год основания: 2006

Сайт: Vseinstrumenti.ru

Выручка на сотрудника: 6,4 млн руб.

Цифра: 62 млн рублей — максимальная дневная выручка в 2014 году


Виктор Кузнецов, генеральный директор «Всеинструменты.ру», инвестора нашел через знакомого по Физтеху


Компанию создали трое студентов МФТИ Александр Гольцов, Николай Гудовских и Виктор Кузнецов. В 2011–2012 годах инвесткомпания Zoom Capital Вадима Курина и Грегори Беренштейна в несколько этапов вложила во «Всеинструменты.ру» $30 млн, ей принадлежит блокирующая доля. В 2014 году открыты представительства в Ульяновске, Владикавказе, Курганской и Свердловской областях, появился дополнительный офис выдачи заказов в Рязани. Сейчас на сайте представлено более 46 000 наименований инструментов, техники, оборудования и более 65 000 расходных материалов.

19. «ЦИАН Групп»
Макса Новикова для Forbes

19. «ЦИАН Групп»

Год основания: 2001

Сайт: Cian.ru, Realty.dmir.ru, Emls.ru

Выручка на сотрудника: н/д

Цифра: более 1,3 млн объявлений о продаже и аренде недвижимости публикуется на сайтах группы


В 2014 году братья Ананьевы (на фото Алексей) продали последнюю бумажную газету — «Центр Plus» 


Владельцы «Промсвязькапитала» Дмитрий и Алексей Ананьевы (№48 и 47 в рейтинге Forbes) инвестируют не только в недвижимость, но и в посвященные ей ресурсы Рунета. В 2011 году они приобрели портал «Деловой мир онлайн», в 2013-м — самый популярный сайт объявлений о продаже и аренде недвижимости Cian.ru. В 2014 году братья объединили доску объявлений о недвижимости «Делового мира» и Cian.ru в «ЦИАН Групп», а классифайды по прочим темам продали. Осенью «ЦИАН Групп» приобрела питерский портал Emls.ru. А в январе 2015 года стало известно, что 27% группы приобрел пул инвесторов, объединенных вокруг фонда «Эльбрус Капитал».

20. Drom.ru
Макса Новикова для Forbes

20. Drom.ru

Год основания: 2001

Сайт: Drom.ru

Выручка на сотрудника: 10 млн руб.

Цифра: 1,5 млн человек в среднем посещают сайт в будний день


Лицо: Алексей Фищенко, сооснователь Drom.ru, от предложений по продаже сервиса пока отказывается


По размеру аудитории Drom.ru, созданный жителями Владивостока Алексеем Фищенко и Егором Николаевым, сегодня обгоняет Auto.ru, недавно купленный «Яндексом». Проект затевался как ресурс о купле-продаже праворульных «японок», но со временем здесь начали публиковать информацию о продаже автомобилей любых марок, спецтехники и запчастей. Кроме объявлений на сайте есть форум, отзывы об автомобилях, репортажи об автопутешествиях и тест-драйвы. В феврале в актуальной базе было более 400 000 объявлений (на Auto.ru — около 190 000).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+