«Сейчас золотое время для инвестора — пузырь только надувается»
Онлайн-сервис по бронированию отелей «Островок» Кирилла Махаринского и Сергея Фаге привлек $13,6 млн от венчурных фондов General Catalyst Partners, Accel Partners и нескольких частных инвесторов. Forbes.ru пообщался с управляющим директором General Catalyst Partners Джоэлем Катлером, который ради этой сделки впервые приезжал в Москву.
— Какие темы сейчас интереснее всего для инвесторов в интернет?
— Еще несколько лет точно будет интересно все, что связано потребительским интернетом, электронной коммерцией, мобильным интернетом. Интернет быстро меняет потребительские привычки пользователей: на путешествия, например, уже сейчас приходится более 40% онлайн-платежей. Как пример: мы инвестировали в туристический поисковик Kayak, и очень довольны (в конце прошлого года Kayak заявил о планах IPO. — Forbes.ru). Это самый крупный в мире сервис по онлайн-туризму, там интересная комбинация специализированного поиска, электронной коммерции и медиа.
— Тренд актуален для всех стран?
— Думаю, да. Но в разных странах есть особенности. В Америке очень просто совершать транзакции в интернете, нет проблем с тем, чтобы платить через интернет за отель, за услуги туристических агентств и т.д. В России инфраструктура этой индустрии не всегда готова к работе в онлайне, больше проблем со связью, может быть больше вопросов, связанных с безопасностью транзакций. Но отрасль быстро перестроится. Мы верим в таких предпринимателей, как [основатели «Островок.ру»] Кирилл и Сергей, которые хорошо разбираются и в устройстве туристического рынка, и в интернет-технологиях.
— Вы приехали в Москву только ради «Островок.ру» или смотрите здесь и на другие стартапы?
— Только ради них, ни на что больше я не смотрел. Но развивающиеся рынки интересны. У меня есть инвестиции в интернет-проекты в Бразилии - онлайн-туризм, игры, рекламные объявления.
— Что для вас является решающим фактором при принятии решения, вкладывать в тот или иной стартап или нет?
— Основатели.
— Что именно — дух, интеллект, опыт?
— Драйв, увлеченность работой, ум, осведомленность в технологиях, умение идентифицировать рынки, креативность. Хороший предприниматель сможет успешно реализовать не слишком удачную идею, а плохой — загубит даже гениальную.
— Были случаи, когда вы вкладывали деньги, потому что понравились люди, хотя идея не вдохновила?
— Пока нет.
— Есть проекты, которым отказали и теперь жалеете?
— Да, такие у каждого инвестора есть. Но это нормально. Когда сотни решений принимаешь, какие-то из них могут быть ошибочны. В моем антипортфолио ZipCar, MakeMyTrip, Pandora.
— А почему вы не вложились? Казалось, что идея не сработает?
— В каждом случае были какие-то свои причины. Занимался в тот момент другой сделкой, например. Если разбираться, то часто ошибки совершаешь именно из-за недостатка времени.
— Появились ли сейчас новые риски для венчурных инвесторов? Не кажется ли вам, что интернет-экономика снова перегревается?
— Я не думаю, что есть какие-то новые риски. Пузырь только надувается: появляется много интернет-стартапов, много предпринимателей, которые хотят что-то делать. Золотое время для инвесторов.
— Как долго оно продлится?
— Если б я знал.
— В России много клонов успешных западных стартапов. Могут ли вам быть интересны такие проекты?
— Я хорошо отношусь к реализации идеи на другом рынке. Например, в Бразилии есть успешный сервис, аналогичный Diapers.com. Или взять китайский Facebook. Меньше рисков, когда идея уже протестирована. Но нельзя клонировать идею на том же географическом рынке.
— Из проектов, которые вы смотрели за последний год, что вызывало у вас блеск в глазах, желание сказать «вау»?
— Пожалуй, были такие проекты в области «зеленых технологий». Технологии кажутся фантастическими. И они очень креативные ребята.
— Откуда новые идеи берутся в том же потребительском интернете?
— Вдохновение. Как правило, предприниматели в этой сфере сами юные, они живут в интернете и пользуются гаджетами, часто идеи рождаются от того, что им лично просто не хватает какого-то сервиса. Или они видят лучшее решение какой-то проблемы. Надо просто жить всем этим и надо быть готовым брать на себя риски.
— Отличаются ли стартаперы из разных стран?
— Не вижу отличий. Они умные, агрессивные, креативные независимо от страны.
— Три совета для российских стартапов?
— Думать масштабно — надо браться за решение больших проблем. Не зацикливаться сразу на поиске денег — можно достаточно далеко продвинуться со своим бизнесом, не поднимая много денег. И не бояться рисковать.
— Я видела несколько презентаций стартапов, которые заканчиваются пунктом «привлечение инвестиций». Такое ощущение, что многие люди начинают проект не для того, чтобы вырастить из него мегакомпанию, а просто чтобы привлечь деньги. Есть ли такая проблема в других странах?
— Они что ли не понимают, что привлечение инвестиций — это не конец, а только начало пути? Никогда не встречал таких.
— Что может лично вас оттолкнуть?
— Клоны на той же географии. Мелкий масштаб идеи. Когда у предпринимателя нет драйва и креативности. И нет большого желания вкалывать самому.