К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Закат супергеройского кино, бум хорроров и триумф Юры Борисова: киноитоги 2024 года

Кадр из фильма «Мадам Веб»
Кадр из фильма «Мадам Веб»
В 2024 году стало окончательно понятно, что супергеройское кино может уже никогда не подняться с колен. Одновременно хорроры превратились из узкоспециализированного жанра в популярный и захватили большие экраны. Об этих и других важных итогах прошедшего года рассказывает кинокритик Тамара Ходова

Ставка студий на супергеройские фильмы 

Кризис супергеройского кино начался не в этом году, но именно в 2024-м студиям стало понятно, что это не временная ситуация, а смерть жанра. Если с 2015 по 2019 год 25 из 30 супергеройских картин заработали более $500 млн в мировом прокате, то начиная с 2022 года 10 из 17 фильмов по комиксам собрали менее $500 млн.

Практически все подобные картины в 2024 году провалились в прокате. «Флэш», «Марвелы», «Мадам Веб» показали далеко не те цифры, на которые рассчитывали студии. «Веном: последний танец», выпущенный под конец года, собрал всего $51 млн в США, что на 44% и 55% ниже, чем показатели предыдущих двух частей. Но самым большим ударом стал провал сиквела «Джокера» Тодда Филлипса. Масштабный супергеройский мюзикл с бюджетом в $200 млн и премьерой на Венецианском кинофестивале заработал всего $206 млн по всему миру, в то время как сборы оригинального фильма пять лет назад перевалили за $1 млрд. 

Единственный, кто вышел победителем в схватке, — это «Дэдпул и Росомаха» Disney с впечатляющей кассой более чем в $1,3 млрд. Но это, скорее, исключение, подтверждающее правило, потому что фильм стал первым супергеройским хитом после успеха «Человек-паук: Через вселенные» в июне 2023 года. 

 
Кадр из фильма «Дэдпул и Росомаха»

И тем не менее студии продолжают гнуть свою линию. DC поставили все на Джеймса Ганна, Питера Сафрана и их нового «Супермена», а у Marvel в планах целых три проекта «Капитан Америка: Дивный новый мир», «Громовержцы» и «Фантастическая четверка: первые шаги».

«Супермену» Ганна для успеха нужно заработать как минимум $100 млн в первые выходные. Но, несмотря на огромные риски, студии просто не придумали, как им еще зарабатывать деньги. Надежной замены комиксам пока не существует, поэтому в них инвестируют по привычке и в надежде на то, что ситуация волшебным образом поменяется. Классический голливудский кризис идей никак не улучшает и то обстоятельство, что впервые в истории в 2024 году все самые кассовые фильмы в первой десятке оказались сиквелами, включая «Головоломку 2», вторую «Дюну» и «Битлджуса. Битлджуса».

 

Бум хорроров

Более чем комфортно в этом году в прокате чувствовали себя разве что хорроры. Если раньше фильмы ужасов были специфическим жанром для узкой аудитории, то сейчас они все больше становятся развлечением для более широкой прослойки зрителей и выходят в мейнстрим. Уходящий год — яркое тому доказательство. Особенно этот жанр пришелся по вкусу независимым студиям, поэтому в 2024-м произошел настоящий ренессанс независимых фильмов ужасов в прокате, собравших отличную кассу. 

Так, студия Neon перед прокатом фильма Оза Перкинса «Собиратель душ» решила завлечь потенциальных зрителей загадочным маркетингом: трейлеры картины максимально не раскрывали сюжет и старались не показывать самого злодея в исполнении Николаса Кейджа. Также студия расклеила плакаты, изображающие часть лица актера и номер телефона, позвонив по которому, можно было услышать, как Длинноногий исполняет песню «С Днем рождения, тебя».

Все это создало такой хайп вокруг фильма, что зрители еле дождались открытия хоррора в кинотеатре, что обеспечило ему невероятную кассу в $126 млн при скромном бюджете менее $10 млн. При этом энтузиазм вокруг фильма не просто угас после первого уик-энда, как это обычно бывает, а, наоборот, только возрос в последующие недели, потому что всем было интересно лично узнать, что вызывает у окружающих такой восторг. 

 
Кадр из фильма «Собиратель душ»

Также в уходящем году прекрасно показали себя такие независимые хорроры, как «Oмен. Непорочная», «Еретик», «Субстанция» Корали Фаржа, собравшая более $56 млн в прокате,  «Нежить», «Сталкер» (Strange darling) и «Полночь с дьяволом». Фильмы ужасов от больших студий тоже продемонстрировали отличные результаты: четвертая часть франшизы «Тихое место: День первый» заработала более $250 млн, приквел знаменитой франшизы Ридли Скотта «Чужой: Ромул» Феде Альвареса — $350 млн, «Улыбка 2» Паркера Финна — $138 млн.

С такими хорошими результатами при очень нестабильном рынке вполне может быть, что студии продолжат вкладывать средства в развитие жанра ужасов, который уже стал одним из лучших плацдармов для старта карьеры новых режиссеров.

Тотальный успех «Аноры»

На фоне разговоров об отмене русской культуры особенно ярко выглядит успех трагикомедии «Анора» американского режиссера Шона Бейкера с участием двух российских актеров — Марка Эйдельштейна и Юры Борисова. Фильм рассказывает о стриптизерше Аноре в исполнении Майки Мэдисон, которая встречает сына русского олигарха, оболтуса Ваню (Эйдельштейн) и выходит за него замуж. Как только родители Вани узнают о браке сына, они присылают в его дом в Нью-Йорке своих подручных (в их числе Юра Борисов), которые пытаются уговорить девушку на развод. 

Премьера картины прошла в основном конкурсе Каннского фестиваля, и сразу же после первого показа «Анора» стала одним из самых популярных фильмов смотра, а журналисты не уставали хвалить игру российских актеров. В итоге работа Бейкера выиграла «Золотую пальмовую ветвь», а триумф фильма продолжился в Америке, где его показали на всех главных осенних фестивалях.

Картина наконец-то стала доступна американской прессе и публике, и независимая студия Neon, купившая права на прокат фильма в США, решила выжать из него по-максимуму. «Анора» вышла в прокат в Америке и в России в октябре, и хотя в отечественном прокате фильм показал довольно скромные результаты — 211 млн рублей, в США он собрал $13 млн, а в остальном мире — $15 млн. И все это при скромном бюджете в $6 млн.

 
Кадр из фильма «Анора»

Благодаря активной маркетинговой кампании в американской прессе появились многочисленные интервью с Марком Эйдельштейном, которая вслед за российскими СМИ окрестила его «русским Тимоти Шаламе», и с Юрой Борисовым, чья роль была не такой яркой, как у его коллеги, но при этом ключевой для всего фильма. Амплуа Борисова как «простого парня с большим сердцем» безотказно подействовало на иностранную публику, и актер начал стабильно появляться в номинантах различных наград как претендент на «Лучшую мужскую роль второго плана».

Поздней осенью в США начинается так называемый наградной сезон, когда различные премии и гильдии подводят итоги года и объявляют номинантов и победителей. Его кульминация — церемония награждения главной кинопремии мира, «Оскара», которая пройдет 3 марта 2025 года. И, судя по тому, как складываются дела у «Аноры» в целом и у Борисова в частности, у обоих есть большие шансы стать одними из главных участников оскаровской гонки. 

Так, Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса уже присудила Борисову приз за лучшую роль второго плана, которую он разделил с Кираном Калкиным, сыгравшим в «Настоящей боли» Джесси Айзенберга. Более того, актера номинировали на Critic’s Choice Awards и на премию «Золотой глобус», что сделало Борисова первым российским актером в истории с шансом получить эту награду.

В последний раз русскоязычным номинантом на «Золотой глобус» стал Михаил Барышников в 1978 году за фильм «Поворотный пункт». Если Борисова номинируют и на «Оскар», он также станет первым россиянином в категории «Лучшая мужская роль второго плана». Объявление претендентов на главную кинонаграду года пройдет 17 января. 

 

Сокращение производства фильмов и сериалов

В прошлом году в Лос-Анджелесе завершилась крупнейшая совместная забастовка гильдий актеров и сценаристов за последние 60 лет. Тогда и студии, и штат Калифорния, и вся американская экономика в целом не досчитались более $1 млрд из-за простоя кинопроизводства. После подписания новых договоров гильдий со студиями казалось, что кризис миновал. Однако забастовки — это лишь одна из причин замедления производства.

Уровень создания фильмов и сериалов в США в 2024 году сократился на 40%, а по всему миру — на 20%. Среди причин называют боязнь студий новых забастовок работников, из-за чего они решили не складывать все яйца в одну корзину и не запускать сразу много проектов. Более того, рынок постепенно перегревается. Если раньше Уолл-стрит поддерживала быстро растущие стриминги, и чем больше они создавали контента, тем лучше себя чувствовали на рынке, то после того, как этот пузырь наконец-то лопнул, студии и видеоплатформы начали осторожничать и уже не так активно инвестируют в новые шоу и фильмы. В то же время одной из стратегий выживания стала консолидация — студии, каналы и платформы постепенно объединяются друг с другом и обрезают лишний «жир», увольняя тысячи сотрудников.

Как следствие один из главных кинопроизводственных хабов — Лос-Анджелес — столкнулся с одними из самых низких показателей производства за всю историю города. И дело не только в отсутствии спроса на новые сериалы, но и не в самых выгодных условиях, которые предлагает студиям Калифорния. В глобализованном мире продюсеры предпочитают снимать в более дружелюбных в плане налогов и дешевой рабочей силы Венгрии, Румынии, Мальте, Канаде и Великобритании.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+