К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Второй раз в ту же реку: почему сиквел «Джокера» вряд ли повторит успех первой части

Кадр из фильма «Джокер: безумие на двоих»
Кадр из фильма «Джокер: безумие на двоих»
«Джокер: безумие на двоих» — продолжение триумфальной картины Тодда Филлипса, вышедшей пять лет назад, — уверенно входил во все списки самых ожидаемых фильмов 2024 года. История Артура Флека в блестящем исполнении Хоакина Феникса быстро стала культовой, что, конечно, накладывало на режиссера определенные обязательства. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, удалось ли ему справиться со зрительскими ожиданиями

Даже в наше время бесконечных ремейков и сиквелов снимать продолжение успешного проекта очень волнительно. И, наверно, еще страшнее возвращаться в место, где тебя настиг невероятный успех. Пять лет назад режиссер не самых глубокомысленных американских комедий «Мальчишник в Вегасе» и «Дорожное приключение» Тодд Филлипс в первый раз приехал на Венецианский кинофестиваль — это в принципе был дебютный фестиваль в его карьере. Здесь он представил свою версию «Джокера» из вселенной DC, и этот фильм был не похож ни на предыдущие работы американца, ни на типичные экранизации комиксов с обилием компьютерных спецэффектов и латексных костюмов.

«Джокер» в версии Филлипса был вдохновлен «Королем комедии» и «Таксистом» Мартина Скорсезе и предлагал довольно мрачный взгляд не только на самого героя, но и на общество, которое его взрастило. Фильм получил диаметрально противоположные отзывы критиков и вызвал настоящую тревогу у общественности. Уж больно события в Готэме были похожи на реальный мир, а протестные движения и беспорядки, на которые Джокер вдохновлял в фильме, могли перенестись с большого экрана на улицы реальных городов.

Кадр из фильма «Джокер: безумие на двоих»

Картину назвали провокационной, пессимистичной, тревожной. В то же время многие хвалили мастерство Филлипса и актерскую игру Хоакина Феникса, исполнившего главную роль, — такого Джокера мы действительно никогда не видели. И его ждал триумф. 

 

«Джокер» стал первым фильмом категории R (в системе американского проката это означает, что кино обязательно содержит сцены, приемлемые только для зрителей старше 17 лет, строже нее только NC-17 — запрещено до 18 лет), заработавшим более $1 млрд. Картина стала победителем Венецианского кинофестиваля, получила 11 номинаций на премию «Оскар», из которых она взяла две награды — за лучший сценарий и актерскую игру для Феникса, ставшего любимцем наградного сезона 2019 года. 

После такого успеха первого «серьезного» фильма Филлипс не планировал выпускать продолжение. Да и Хоакин Феникс настолько специфический актер, что вряд ли просто так согласился бы на сиквел. Однако однажды актеру приснился сон, в котором Джокер танцует на сцене и поет. Он рассказал об этом режиссеру, и вместе они подумали, «а почему бы и нет». В итоге Тодд Филлипс и Хоакин Феникс возвращаются в Венецию ровно через пять лет после премьеры первой части. Наверняка в надежде снова произвести фурор.

 

Действие сиквела «Джокер: безумие на двоих» происходит через два года после событий первой части. Артур Флек (Хоакин Феникс) содержится в государственном госпитале Аркхем в крыле для особо опасных преступников, которое большое похоже на тюрьму строгого содержания. Артур ведет себя очень тихо, больше не рассказывает шуток и слепо подчиняется приказам грубых надзирателей (одного из них играет Брендан Глисон). Однако случайная встреча с одной из пациенток госпиталя Ли (Леди Гага) снова будит в Артуре интерес к жизни. Он влюбляется и намерен отстоять свои интересы в суде, чтобы вырваться на свободу и жить вместе с возлюбленной долго и счастливо.

Стилистически сиквел придерживается канона, заданного в оригинале. Действительность вокруг становится еще мрачнее, так как действие происходит в стенах тюрьмы. Единственный способ расцветить окружающий ужас, снятый в оттенках «бутылочного» зеленого, — окунуться в мир фантазий и иллюзий, которые Артур и Ли разделяют целиком и полностью. Так, в ткань мрачного триллера вплетаются мотивы из мюзикла, который выглядит так, будто его сняли не совсем психически здоровые люди (именно этого эффекта и добивался Филлипс).

Кадр из фильма «Джокер: безумие на двоих»

Музыкальные номера состоят из старых песен, которые, как пояснил режиссер на пресс-конференции в Венеции, Артур мог слышать в тот или иной момент своей жизни. При этом актеры исполняли песни не под фонограмму, а прямо на площадке, что придало им более сырое, реалистичное звучание. Выглядит действительно свежо, но недостаточно для того, чтобы разбавить однообразный нарратив. А в какой-то момент музыка полностью захватывает фильм, которому, кажется, просто больше нечего сказать.

 

Фильм начинается с анимационного отрывка, в котором Джокер борется со своей тенью. Главный вопрос сиквела — можно ли считать Артура Флека и Джокера двумя сторонами одной личности или они полностью независимы друг от друга? Режиссер явно считает, что есть только Артур Флек, а Джокер — это продукт коллективного воображения, к которому герой не имеет никакого отношения.

«Джокер: безумие на двоих» в целом похож на ответ режиссера на всю ту критику, которая обрушилась на него пять лет назад. Так, фильм обвиняли в том, что он оправдывает антигероя и потенциально может вызвать настоящие беспорядки. Портрет общества в исполнении Филлипса показался зрителям слишком политизированным и агрессивным. В сиквеле режиссер как будто говорит — я не создаю портретов и не даю комментариев, я только держу зеркало, в которое вы смотритесь. И если кто-то увидел Джокера в себе, ни я, ни герой в этом не виноваты.

Зрители, как и Ли, и протестующие в фильме, создали себе кумира, существующего в независимости от реального Артура, и вряд ли этот посыл будет легко воспринят фанатами DC. Но Филлипс продолжает эту мысль, утверждая, что к гибели ведет не полиция и даже не собственный психоз, а люди, которые возвели тебя на пьедестал. 

Хоакин Феникс вновь блестяще исполняет роль безумца — он опять повторил актерский подвиг, радикально потеряв вес, поэтому в кадре от него остались одна кожа да кости. Леди Гага становится отличным дополнением к этому сумасшедшему дому, воплощая собой полнейшую одержимость. Однако формат картины, несмотря на старания актеров, остается непонятен. Больше всего второй «Джокер» неожиданно похож на процедуральную драму — основная часть действия происходит в зале суда, и на роман главного героя с Ли, который так старательно продвигают в рекламной кампании фильма, практически не остается времени. Чем дальше, тем больше становится очевидно, что герои топчутся на одном месте и, куда в итоге клонит Филлипс, остается загадкой. 

Складывается ощущение, что студия Warner Bros. очень хотела сделать прибыльное продолжение успешного проекта, но не горела желанием связываться с потенциальным скандалом, который мог возникнуть после премьеры фильма. Из-за этого Филлипс сглаживает все острые углы, стойко молчит о важном и только обидчиво комментирует «непонятый» прошлый фильм, что лишает сиквел идеи и цели. А без них «Джокер» выглядит как очень депрессивная антиутопия, которая не оставляет после себя ничего, кроме отчаяния.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+