Только песок и гигантские черви: почему «Дюна» не станет любимым фильмом поколения
По соцсетям ходит картинка: надпись «Это случается каждые 20 лет» — и кадры из классических «Звездных войн», «Властелина колец» и новой «Дюны». Мысль понятна: каждое поколение голливудских ремесленников рождает великий сказочный эпос, который захватывает умы и сердца соответствующего поколения зрителей. Из всего, что пока вышло на экраны в 2020-х, «Дюна» с наибольшими основаниями претендует на статус эпохальной саги.
Подобно хоббитам из «Властелина колец» и эвокам из «Звездных войн», маленький, но гордый народец фременов с планеты Арракис противостоит монолитной и безликой орде колонизаторов. Они вооружены самой мощной магической технологией — но им суждено проиграть вековой мудрости и хитрости фременов, способных укрощать исполинских пустынных червей. Подобно Люку Скайуокеру, Фродо Бэггинсу, Гарри Поттеру и Симбе лидером сил добра становится субтильный юноша Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе), которому на роду написано стать монархом и мессией.
В первой части фильма он потерял отца и пал на самое дно — скрылся в пустыне среди слегка настороженных фременов; во второй — вырастает в великого воина и бьется насмерть с геноцидальным кланом Харконненов и их прислужниками (болезненно лысыми, неестественно бледными, всеобъемлюще отвратительными).
Путь на большой экран одноименного романа Фрэнка Герберта, написанного в середине 1960-х, уже сам превратился в сказочную сагу. Первым бросил невод психоделический визионер Алехандро Ходоровски — его проект прогнулся под собственной тяжестью и развалился, не найдя финансирования. В 80-х первую полноценную экранизацию создал Дэвид Линч — фильм стал интересной стадией его творческого пути, но провалился в прокате. До сих пор он почти единогласно считается неудачей: громоздкий сюжет с потерями втиснулся в формат полнометражного фильма, а технологии тогдашнего Голливуда не дотянули до того, чтобы воплотить «Дюну» визуально убедительно. В 2000 году вышел мини-сериал на телеканале Sci Fi — близкий к тексту, но практически не замеченный за пределами фанатского сообщества.
Канадец Дени Вильнев, начавший карьеру с суровых триллеров и психологических драм, пришел в фантастический жанр с фильмами «Прибытие» и «Бегущий по лезвию 2049» — и примерно между ними получил ключи от «Дюны». При создании экранизации он столкнулся с сопротивлением материала и всего окружающего мира — беды вроде пандемии и забастовки сценаристов сделали завершение проекта таким же невероятным, как чемпионство «Спартака» в 2016-м. Но эпос все-таки добрался до экранов — первая часть вышла в 2021 году, вторая — в 2024-м. Общая продолжительность — 320 минут.
Арракис — настолько завораживающий, насколько вообще может быть таковой бескрайняя пустыня: песчаные бури, живописные скалы, укромные катакомбы фременов. Сардаукары (воины императорской гвардии, союзники Харконненов) настолько грозны и жестоки, насколько могут быть бойцы колониальной империи. Гигантские песчаные черви получают масштаб стихийного бедствия.
Техническое исполнение — на 11 из 10. Оператор Грег Фрейзер поет оду песку и солнцу. Композитор Ханс Циммер бьет в набат тревоги и пафоса. Художники-постановщики демонстрируют изумительные костюмы и интерьеры. Визуальные эффекты выполнены абсолютно бесшовно и заставляют верить, что все по-настоящему. Во всех этих категориях первая часть «Дюны» получила «Оскары» в 2022-м, а вторая наверняка будет главным фаворитом в 2025 году.
Из актеров выделяются Ребекка Фергюсон, сыгравшая мать главного героя, Хавьер Бардем (командир фременов) и Остин Батлер (инфернальный наследник главного злодея, с которым Атрейдесу предстоит финальная схватка). Пожалуй, маловато экранного времени досталось самому барону Харконнену в исполнении Стеллана Скарсгарда; на фоне эпического действия слегка теряется и множество других звезд (Кристофер Уокен, Флоренс Пью, Джош Бролин, Дэйв Батиста, Леа Сейду, Шарлотта Рэмплинг). Центральная экранная пара — Тимоти Шаламе и Зендея — не то чтобы как-то особенно искрит, но сообщает фильму необходимый уровень звездности.
Получается, миссия выполнена, невозможное возможно — и вот Дени Вильнев уже готовит сценарий продолжения на основе романа «Мессия Дюны». Подвиньтесь, Джордж Лукас и Питер Джексон, в полку всемирно любимых киноэпопей прибыло. Или нет?
Вильнев снял с «Дюны» Фрэнка Герберта вуаль мистического, не поддающегося экранизации романа, — и теперь мир видит, чем книга была на самом деле. Безусловно, мир Герберта — веха, в которой пересекаются интересы гиков и хиппи. Роман содержит размышления о мессианстве, о вере, о политике, об экологии. Фантастический мир будущего без компьютеров (зато с ясновидящими) уникален. Но при этом сюжет у «Дюны» достаточно тягомотный.
В отличие от все тех же «Звездных войн» и «Властелина колец» язык не поворачивается назвать что-либо из происходящего в книге (и на экране) словом «приключение». Для поклонников саги коллизии фильма полны нюансов и подтекстов, но большинство зрителей имеют весьма отдаленное представление о смысле происходящего. Куда они идут? Что им там нужно? Что за персонаж только что появился на экране — и, возможно, больше никогда не появится? Чтобы во всем этом разобраться, понадобятся ежеминутные пояснения от заправского фаната Герберта.
Наконец, в мире «Дюны» попросту нет ничего приятного — ни идиллического Шира, ни веселого джаза в кантине, ни святочного бала и сливочного пива. Самым радостным моментом останется поездка верхом на мерзком черве сквозь песчаную бурю, любовная линия запросто оборвется, а прекрасный Арракис будущего с каналами и садами так и не появится на экране.
Мастерская выделка фильма завораживает, но взятая за основу история скорее утомляет. Первая часть саги заняла в мировом прокате, по разным подсчетам, девятое или двенадцатое место за 2021 год, лишь немного превзойдя условно провальную марвеловскую «Черную вдову». У второй части может получиться получше (в США стартовые показатели сиквела «Дюны» оказались почти в два раза выше первой части), но это едва ли то кино, которое миллионы семей будут регулярно пересматривать на праздники.