Стивен Кинг одобряет: как фильм ужасов «Полночь с дьяволом» стал сенсацией
Телеведущий вечернего ток-шоу «Ночные совы» Джек Делрой (Давид Дастмалчян) много лет пытается стать королем эфира, но обогнать конкурента Джонни Карсона с его авторской передачей никак не получается. В погоне за рейтингами отчаявшийся шоумен решает показать в прямом эфире нечто особенное. Переломить исход гонки на популярность должен хэллоуинский спецвыпуск 1977 года на оккультную тему.
Среди гостей — говорящий с мертвецами экстрасенс Кристу (Файссал Баззи) и скептически настроенный гипнотизер Кармайкл Хейг (Иэн Блисс). Первый удивляет публику спиритическими сеансами, второй делает все, чтобы разоблачить предполагаемого шарлатана. Гвоздем программы должна стать одержимая злым духом девочка Лилли (Ингрид Торелли) в сопровождении парапсихолога Джун Росс-Митчелл (Лора Гордон). Уже исходя из жанра очевидно, что до финала шоу доживут не все.
«Полночь с дьяволом» открывает нарезка архивных кадров, которая погружает зрителя в контекст и дает представление об эпохе 1970-х. Период выбран неспроста: нефтяной кризис, серийные убийцы, высокий уровень преступности — американское общество того времени испытывало страх и беспокойство. Телевидение не только документировало весь этот хаос, но и становилось своего рода отдушиной: развлекательные ток-шоу предлагали возможность встревоженной нации забыть о пугающей повседневности.
Быстрый экскурс в историю переходит в краткое досье на главного героя. Создатели фильма раскрывают все карты уже в начале: заинтересованное лицо, возможный мотив, способ реализации задуманного — убивающая всякую интригу информация подана без особых затей, сопоставить одно с другим не составит труда. Но благо у сценаристов припасена пара козырей в рукаве. Скучать не приходится на протяжении всего хронометража: саспенс выдержан от начала до конца.
Основная часть фильма представляет трансляцию рокового спецвыпуска со вставками бэкстейджа. На словах «недавно обнаруженная запись того самого эфира, который потряс всю нацию», на деле — ретрохоррор в формате «найденной пленки». Изображение мастерски стилизовано под американское ток-шоу 70-х — от цветового решения и монтажных склеек до тщательно продуманных костюмов и причесок. Атмосфера программы передана безупречно, в том числе благодаря занимательной смеси интервью, музыки и скетч-комедии. В итоге легко поверить, что перед зрителями запись реально существовавшего шоу.
Рекламные паузы заменены «ранее не публиковавшимися закулисными кадрами», снятыми уже в черно-белом цвете и с другим соотношением сторон. И вот тут «Полночь» дает осечку, потому что съемки бэкстейджа несколько выбиваются из концепта и разрушают впечатление подлинности. То же самое можно сказать о финальных сценах, где картинка снята уже в современной манере.
Придумали и сняли «Полночь с дьяволом» австралийские братья-режиссеры Камерон и Колин Кернсы. В прошлом году плюс-минус с теми же вводными статус хоррор-хита получил фильм братьев Филиппу «Два, три, демон, приди!» — так что Австралия второй сезон подряд поставляет хайповую продукцию, созданную семейными дуэтами. Хотя братья Кернсы снимают фильмы ужасов уже 10 лет, их прошлые работы — «100 кровавых акров» и «Пугающая кампания» — не имели большого успеха у публики. Но «Полночи с дьяволом» удалось переломить тенденцию и быстро стать одним из самых обсуждаемых в интернете проектов.
Мировая премьера картины состоялась на фестивале South by Southwest (SXSW), где фильм стал хитом и получил высокие оценки критиков. Успех закрепил смотр в Ситжесе — там работу братьев Кернсов отметили призом за лучший сценарий. Кроме того, ретрохоррор оценил сам король ужасов Стивен Кинг, порекомендовав его фолловерам в своем X (бывший Twitter, соцсеть заблокирована в России) и назвав «настоящим бриллиантом». Хайп в медиапространстве обеспечили еще два факта: скандал вокруг использования Кернсами искусственного интеллекта (свой выбор режиссеры объяснили скромным бюджетом) и «дьявольские» кассовые сборы — на третий день кинопроката американская пресса объявила, что лента заработала $666 666.
Еще один повод для обсуждения — главная роль Давида Дастмалчяна. Характерный актер много лет оказывался то на обочине киновселенных DC («Отряд самоубийц: Миссия навылет») и Marvel («Человек-муравей»), то мелькал на вторых планах у Кристофера Нолана («Оппенгеймер») и Дени Вильнева («Дюна»). Но теперь он получил шанс отыграться за годы пребывания в тени более популярных коллег по цеху.
«Полночь с дьяволом» — его звездный час, и после такого впечатляющего бенефиса сомневаться в таланте Дастмалчяна не приходится. Актеру одинаково хорошо удалось передать весь спектр эмоций персонажа. На глазах зрителя он проходит путь от добродушного телеведущего и убитого горем вдовца до отчаявшегося карьериста и загнанной в угол жертвы. В ролях второго плана за дьявольски неловкое и смешное отвечают Рис Отери в роли усатого соведущего, Файссал Баззи в образе медиума с неоднозначными способностями, Иэн Блисс в качестве главного скептика, у которого на все есть логическое объяснение.
Пугающую атмосферу на площадке создает одержимая злым духом девочка Лилли, которую блестяще сыграла юная Ингрид Торелли. Причем ужас вызывает не столько интервью с демонической сущностью, сколько нарочитое дружелюбие самой девочки. С первой минуты появления в кадре она все время пытается смотреть в камеру — и эта детская непосредственность выглядит поистине зловеще.
На самом деле, «Полночь с дьяволом» не слишком страшное, а моментами даже смешное кино. Фильм довольно ловко обходит жанровые рамки и пугает не банальными скримерами, а тревожной атмосферой, которая приковывает к экрану и удерживает внимание с первых минут и до последнего кадра. Эту изобретательную стилизацию под старое телевидение правильнее смотреть на домашнем экране и желательно поздним вечером — в таком случае эффект погружения будет максимальным.