Разморозить Голливуд: чем завершилась массовая забастовка актеров и сценаристов
Крупнейшая забастовка Гильдии актеров Голливуда официально закончилась в среду, 8 ноября, положив конец одному из крупнейших кризисов в киноиндустрии в истории. 14 июля актеры впервые за 60 лет вышли на совместные пикеты с Гильдией сценаристов, забастовка которой началась 2 мая, закончилась 27 сентября и продлилась 148 дней, став второй по продолжительности с 1988 года. Протест актеров длиной в 118 дней стал самым продолжительным в истории гильдии.
В результате него были подписаны два соглашения до 2026 года. В пятницу новый договор между студиями и актерской гильдией, который одобрили 86% ее членов, ратифицировали. Как отметил глава Disney Боб Айгер, ранее называвший требования гильдий «нереалистичными», Лос-Анджелес готов вернуться к работе после «долгого» лета: «Я из тех людей, который просто радуется тому, что производство (фильмов) вернулось в наше комьюнити».
Актер Зак Эфрон на премьере нового ТВ-шоу проявил похожие эмоции: «Я так рад, что мы смогли договориться. Давайте возвращаться к работе. Вперед. Поздравляю всех — мы сделали это». Звезду сериала «Медведь» Джереми Аллена Уайта новости о конце забастовки тоже обрадовали: «Я не знаю о деталях сделки, но я уверен, что Гильдия смогла добиться того, чего мы все хотели. Я очень рад за все наши съемочные группы».
Рабочие места и удар по экономике
С мая ТВ и киноиндустрия потеряли 45 000 рабочих мест, и пока до конца непонятно, будут ли они восстановлены после прекращения забастовок или часть утеряна навсегда. При этом некоторые эксперты утверждают, что основной удар пришелся по низкооплачиваемым работникам, которым пришлось заложить дома, чтобы продержаться до конца переговоров. Сами студии чувствовали себя более уверенно, хотя их потери тоже оказались значительными. Так, Warner Bros. заявила, что забастовка лишила ее $500 млн — кажется, студия потеряла бы меньше, если бы согласилась на условия актеров и сценаристов.
Пострадали не только Голливуд и штат Калифорния, но вся страна в целом. Только в Нью-Йорке из-за приостановки работы над 11 проектами было потеряно $1,3 млрд и 17 000 рабочих мест. По разным оценкам, американская экономика недосчиталась от $5 до $6 млрд. Потери коснулись как киноиндустрии, так и ресторанного бизнеса и организаций, оказывающих различного рода услуги. По словам мэра Лос-Анджелеса Карен Басс, «сейчас мы должны сосредоточиться на том, чтобы поднять индустрию развлечений и малый бизнес, который зависит от нее, на ноги и сделать их еще сильнее, чем раньше».
Пока же многие проекты, которые должны были стать основными релизами следующего года, отложены на несколько месяцев или вовсе на 2025 год. Так, «Дэдпул 3», в котором зрителям обещали показать совместное приключение Дэдпула в исполнении Райана Рейнольдса и Росомахи (Хью Джекман), перенесли на лето 2024 года; «Громовержцев» об антигероях Marvel — с 26 июля на 20 декабря 2024 года; перезапуск «Блейда» с Махершала Али — с ноября 2023 на февраль 2025-го, а фильм «Миссия: невыполнима. Смертельная расплата, часть 2» перенесли почти на год — с июня 2024 на май 2025 года.
Студии намерены как можно быстрее вернуться к производству: раз соглашение достигнуто, напряженная работа должна начаться над «Гладиатором 2» Ридли Скотта, «Битлджусом» Тима Бертона, «Веномом 3» и новым «Дэдпулом».
Условия соглашения между Гильдиями и студями
По словам президента Гильдии актеров Френ Дрешер, им удалось выбить «миллиардную сделку» и пробить исторический потолок договоренностей со студиями.
Одной из главных проблем и для сценаристов, и для актеров было использование искусственного интеллекта (ИИ), а также размеры отчислений за повторный показ эпизодов сериалов и премьеры фильмов на стримингах. В результате достигнутых соглашений теперь сценаристы могут использовать ИИ, если это позволяет студия, однако сама она не вправе заставлять работников прибегать к услугам ИИ и должна предупреждать их, если она использовала его в создании любых материалов. Более того, студии не вправе тренировать ИИ на основе сценариев, написанных людьми. В случае с актерами студии могут использовать ИИ только с их согласия и компенсировать создание цифровой версии образа артиста.
Вторым камнем преткновения были стриминги, которые очень не любят раскрывать статистику по просмотрам, аудитории и бюджетам сервисов и делают ее достоянием публики в ограниченном количестве — обычно в виде новостей об очередном успехе, который никак нельзя проверить. Сценаристы добились того, что стриминги будут предоставлять Гильдии статистические данные, хотя и не в том объеме, о котором она просила изначально. Ей будет доступна информация о количестве часов просмотра оригинальных высокобюджетных сериалов стримингов (то есть созданных и спродюсированных за их деньги, например «Половое воспитание» Netflix или «Утреннее шоу» Apple TV+) как в США, так и за рубежом.
Одновременно был пересмотрен алгоритм, по которому определяется размер выплат от просмотров сериалов и фильмов на стримингах. Если при показе проектов на телевидении схема была прозрачной и предполагала значительные отчисления, то из-за непонятной политики стримингов, отсутствия доступа к данным и четкого понимания, на основании чего определять размер выплат, сценаристы и актеры даже невероятно популярных шоу могли получать копейки. Теперь же сотрудники проектов, которые посмотрели не менее чем 20% подписчиков в США за первые 90 дней релиза, могут рассчитывать на бонус от стримингов в размере от $9031 за получасовой эпизод сериала или $40 500 за художественный фильм при условии, что его бюджет составляет более $30 млн.
Актерская гильдия также согласовала новую систему компенсаций для актеров, работающих со стриминговыми платформами. Она предполагает введение бонуса за работу сверх тех отчислений, которые уже полагаются актерам за просмотры на стримингах. Так же, как и в случае со сценаристами, этот бонус будет выплачиваться только в случае, если проект посмотрели более 20% подписчиков сервиса. Но выплаты будут идти не напрямую актерам, а в специальный «компенсационный фонд». Две трети поступающих средств будут выплачиваться артистам успешных проектов, остальные — распределяться между остальными, работающими на платформах. По предварительным оценкам, всего за три года в фонд будет выплачено около $120 млн, или $40 млн ежегодно. Это обеспечит материальную безопасность более широкому числу членов гильдии.
Для сценаристов одним из важнейших вопросов, стоивший им постоянной головной боли, были так называемые мини-комнаты — эта практика предполагает найм двух-трех авторов в противовес традиционным сценарным комнатам, где работает 8-10 человек. Обычно им поручают создание нескольких вариантов пилотных серий шоу или написание сценариев новых сезонов тех сериалов, которые уже были показаны в эфире. Как отмечают деятели индустрии, «мини-комнаты» приводят к тому, что, во-первых, сценаристам платят минимальную зарплату, хотя они могут быть задействованы в проекте до 10 недель и не вправе работать над другими шоу. Во-вторых, они могут потерять работу, если в результате студия решит не выпускать проект. В-третьих, новые сценаристы лишаются возможности присоединиться к шоу.
В соответствии с новым соглашением в «мини-комнатах» должно работать не менее шести человек при написании пилотного эпизода, а при создании каждых двух новых эпизодов сезона в нее должны добавлять по сценаристу. Эти условия начнут действовать для всех проектов, начатых после 1 декабря 2023 года.
В целом гильдия актеров добилась ежегодного повышения выплат и назвала размер индексации «беспрецедентным». С момента ратификации соглашения 10 ноября повышение зарплат составит 7%, еще одно (уже на 4%) произойдет с июля 2024 года. В июле 2025 года зарплаты повысят еще на 3,5%. А в случае с актерами массовки повышение составит 11% с 12 ноября, 4% — с 1 июля 2024 года и 3,5% — с 1 июля 2025 года. Годовое повышение зарплат сценаристов составит 5%, 4% и 3,5%. При этом главы гильдий уже начинают планировать работу над соглашениями 2026 года.