Две юные мормонские миссионерки (Софи Тэтчер и Хлоя Ист) стучатся в двери и предлагают открывшим присоединиться к их церкви. Сильная буря застает их на пороге уединенного дома мистера Рида (Хью Грант). Обманчиво безобидный джентльмен в уютном клетчатом кардигане готов поболтать о религии и под предлогом непогоды приглашает девушек зайти внутрь.
Первая половина фильма напоминает лекцию по религиоведению, которую ведет безумный профессор. Самодовольный мистер Рид воодушевленно рассуждает о различных конфессиях и пытается убедить невольных слушательниц, что все религии — итерации одного исходного материала. Но в итоге затянутый урок теологии превращается в серию изощренных испытаний с высокими ставками.
Хозяин дома утверждает, что гости вольны уйти когда пожелают, но покинуть изобретательно сконструированное логово безумного психопата оказывается не так просто. Пленницам предстоит сделать непростой выбор: перед ними открыты две двери, которые символизируют веру и неверие. Любое решение не гарантирует свободу.
Основное действие картины разворачивается в замкнутом пространстве, но схема повествования сильно отличается от типичных сюжетов про смертельные испытания и квесты в духе «Пилы» или «Клаустрофобов». В случае «Еретика» концентрация крови и жестокости минимальна, а напряжение создается в первую очередь благодаря дискомфортным разговорам.
Долгие религиозные тирады могли бы утомить среднестатистического зрителя, но многочисленные поп-культурные аналогии делают материал удобоваримым для широкой аудитории. Например, болтливый хозяин дома сравнивает Библию с настольной игрой «Монополия» и проводит параллели между мировыми религиями и ресторанами быстрого питания.
Идеи мистера Рида находят отражение и в музыкальной индустрии: один из его аргументов о теистических заимствованиях построен на примере конфликта группы Radiohead и певицы Ланы Дель Рей. Кроме того, пафосные речи о поисках единственной истиной веры разбавлены неловким юмором вроде цитат из «Человека-паука» и пародий на Джа-Джа Бинкса из «Звездных войн». В общем, скучать не приходится.
Разыгранная на троих постановка впечатляет в том числе блестящими актерскими перформансами. Хью Грант хорош и чрезвычайно убедителен в образе злодея — еще никогда он не был столь безумным и пугающим. Британец в нетипичном для себя амплуа притягивает внимание зрителей, но юные актрисы в качестве загнанных в угол мормонок не теряются на фоне опытного коллеги. Софи Тэтчер («Шершни») убедительна в роли смелой и приземленной сестры Барнс, которая не боится спорить с похитителем и демонстрирует стойкость взглядов. Хлоя Ист («Фабельманы») уверенно выступает на контрасте в образе наивной и робкой сестры Пакстон, чей интеллект и волю к жизни все же не стоит недооценивать.
«Еретик» лучше всего работает как разговорный триллер, который пугает ощущением неизвестности. Значительную часть хронометража сценарий полагается на диалоги, лишь намекая на потенциальные ужасы. Саспенс выдержан идеально: сюжет интригует и заставляет гадать, что будет дальше. Ближе к середине красноречивые пассажи все же отходят на второй план, чтобы уступить место жестокой игре в кошки-мышки.
В качестве хоррора фильм уже не так убедителен, хотя тайны темницы в «Еретике» пугают не меньше секретов жуткого подвала из «Варвара». Проблема в том, что грубый переход к стандартным приемам ужастиков во второй половине повествования существенно снижает градус напряжения и обесценивает нарративный потенциал первого часа. Резкая смена акцентов не просто обманывает зрительские ожидания, но воспринимается банальной данью жанровым традициям. В итоге сложно не разочароваться, когда оригинальный сюжет о болтливом «душниле» скатывается в типичную страшилку о безумном маньяке.
Тем не менее ажиотаж вокруг фильма абсолютно оправдан: расхваленный западной прессой религиозный ужастик смотрится на одном дыхании, даже с учетом заурядной развязки. Конечно, «Еретик» вряд ли сможет занять место на пьедестале главного хоррора года, но на фоне больших жанровых премьер смотрится более чем достойно и место в итоговом списке лучших определенно заслуживает.