К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Переполох в загробном мире: как прошло открытие Венецианского кинофестиваля — 2024

Дженна Ортега на открытии 81-го Венецианского международного кинофестиваля (Фото Stefanie Rex / Reuters)
Дженна Ортега на открытии 81-го Венецианского международного кинофестиваля (Фото Stefanie Rex / Reuters)
28 августа открылся Венецианский кинофестиваль, традиционно начинающий осенний наградной сезон. В этом году в Лидо съехалось в разы больше звезд, чем в кризисном 2023-м, когда из-за забастовок в Голливуде был нарушен весь кинопроцесс. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, что ждать от Венеции и как фильм открытия «Битлджус, Битлджус» возвращает нам старого доброго Тима Бертона

В этом году наконец-то наступил тот идеальный момент, когда Венецианскому кинофестивалю ничто не должно было помешать пройти с размахом и без особых проблем. Пандемия закончилась, киноиндустрия стала постепенно оправляться от шока, а в Голливуде больше никто не протестует.

В прошлом году Венеция стала первым кинофестивалем, который проходил на фоне крупнейшей за 60 лет совместной забастовки гильдий актеров и сценаристов США. Тогда большинство американских звезд, которых так любят звать к себе европейские смотры, не смогли приехать на Лидо, и красные дорожки пустовали. В этом же году страсти улеглись. Однако их последствия имеют долгосрочный эффект, и кризис индустрии чувствуется в составе участников биеннале.

Венеция традиционно открывает осенний наградной сезон, во время которого происходит подготовка к важнейшему кинособытию года — премии «Оскар». В последние годы фестиваль, которому еще 10 лет назад было сложно заполучить крупный студийный фильм себе в программу, сильно повысился в статусе и теперь составляет достойную конкуренцию североамериканским программам. Например, довольно закрытому и от этого еще более престижному смотру для деятелей индустрии в Теллурайде, проходящему в последнюю неделю августа, и международному кинофестивалю в Торонто, который проходит в середине сентября. Оба мероприятия пересекаются со смотром на Лидо, поэтому каждый год между ними происходит жесткая подковерная борьба за самые престижные проекты. 

 
Кадр из фильма «Битлджус, Битлджус»

Распределение сил среди трех фестивалей субъективно, однако в этом году, в отличие от прошлого, Венеции не удалось закрепить за собой статус-кво. Итальянцам удалось заполучить сиквел «Джокера» Тодда Филлипса, который взял «Золотого льва» за первую часть пять лет назад, а также криминальную комедию «Волки» с Брэдом Питтом и Джорджем Клуни и сиквел «Битлджуса» Тима Бертона. Однако большинство остальных громких проектов («Квир» Луки Гуаданьино, «Мария» Пабло Ларраина, «Комната по соседству» Педро Альмодовара), которые сначала покажут на Лидо, затем поедут в те же Теллурайд и Торонто, что лишает Венецию уникальности. 

В то же время североамериканские фестивали эксклюзивно покажут «Ночную сучку» Мариэль Хеллер с Эми Адамс, «Эдем» Рона Ховарда с Аной де Армас, Джудом Лоу и Сидни Суини, мелодраму «Мы живем во времени» с Флоренс Пью и Энди Гарфилдом, драму «Конклав» Эдварда Бергера про Ватикан с Рэйфом Файнсом и Стэнли Туччи, «Последнюю шоугерл» Джии Копполы с Памелой Андерсон и другие проекты, которые не смогут увидеть зрители биеннале. 

 

Фестивали борются за престижные лайнапы не только ради красивых красных дорожек и внимания прессы, но и ради будущих наград, которые эти фильмы могут потенциально заработать в наградном сезоне и тем самым повысить престиж фестиваля. Хотя у Венеции, по мнению худрука фестиваля Альберто Барберы, все-таки есть надежда и на «Оскар». По его словам, в программе биеннале представлено сразу несколько очень сильных работ. Так, «Джокер: безумие на двоих» получился невероятно «смелым» и оригинальным. То же можно сказать про «Бруталиста» молодого американского режиссера Брейди Корбета, рассказывающего о жертве Холокоста, и «Квир» Луки Гуаданьино, который худрук назвал лучшим фильмом в карьере режиссера и лучшей ролью Дэниела Крэйга, достойного «Оскара» за свою работу.

Сигурни Уивер и ее лев

Фестиваль открыла американская актриса Сигурни Уивер, которой вручили почетного «Золотого льва» за профессиональные заслуги. Она отметила, что невероятно ценит эту награду и теперь «Золотой лев» Венеции всегда будет с ней: «Моему мужу придется привыкнуть, что я буду спать с наградой в обнимку». Уивер всего третья по счету американская актриса после Джейн Фонды и Джейми Ли Кертис, которая была удостоена этой чести.


По красной дорожке прошлись Дженна Ортега, Кэтрин О’Хара, Вайнона Райдер, которые снялись в фильме открытия смотра «Битлджус, Битлджус», Кейт Бланшетт, представляющая в Венеции сериал «Дисклеймер» Альфонсо Куарона, а также жюри фестиваля, возглавляемое французской актрисой Изабель Юппер. Кроме нее судьбу «львов» будут решать Джеймс Грей («Время Армагеддона»), Эндрю Хэй («Уик-энд»), Агнешка Холланд («В темноте»), Клебер Мендонса Фильо («Водолей»), Абдеррахман Сиссако («В ожидании счастья»), Джузеппе Торнаторе («Малена»), Юлия фон Хайнц («А завтра весь мир»), а также актриса Чжан Цзыи («Мемуары гейши»).

 

Джокер и Битлджус вместо Netflix

В прошлом году Лидо полностью захватил Netflix — целых пять фильмов в официальной программе принадлежали стриминговому гиганту, впрочем, как и все рекламные поверхности на острове, обклеенные исключительно маркетинговыми материалами видеоплатформы. В этом году расстановка сил изменилась. Netflix в программе не представлен вовсе. По словам Барберы, у стриминга просто-напросто не было достойных фестиваля фильмов. Зато в следующем году у платформы намечаются интересные проекты, которые Венеция готова взять в программу. 

Но свято место пусто не бывает, поэтому место стриминга заняла студия Warner Bros., у которой как минимум два больших проекта на фестивале. Так, за «Золотого льва» поборется «Джокер: безумие на двоих» Тодда Филлипса, а открывал фестиваль тоже проект Warner Bros. «Битлджус, Битлджус» — продолжение фильма Тима Бертона, которого ждали целых 35 лет. Также в последний момент в лайнап смотра добавили вторую часть «Горизонтов: Американская сага» Кевина Костнера — но это выглядит скорее как попытка спасти проект от полного забвения.

Кадр из фильма «Битлджус, Битлджус»

Зато «Битлджус, Битлджус» — идеальный фильм для открытия. Он легкий, на слуху, полон голливудских звезд, развлекает в кинотеатре и выветривается из головы сразу же после окончания сеанса. Оригинал вышел в 1988 году и стал знаковым для Тима Бертона, который только начинал карьеру в Голливуде. Своим дебютом «Большое приключение Пи-Ви» он доказал, что на его фильмах можно хорошо заработать, поэтому ему решились доверить экранизацию «Бэтмена».

Однако Бертон, наверно, не был бы тем, кто он есть, если бы его не заинтересовал странный сценарий Майкла Макдауэлла и Уоррена Скаарена про противного демона из подземного мира, который помогает живым решать проблемы с мертвыми, хотя на самом деле просто ищет собственную выгоду и порождает хаос вокруг. В итоге «Битлджус» заработал $74,7 млн в прокате при бюджете в $15 млн, стал любимым фильмом миллионов детей по всей Америке и породил кучу сайд-проектов — от анимационного сериала до мюзикла. 

Telegram-канал Forbes Life
Официальный телеграм-аккаунт Forbes Life Russia
Подписаться

Конечно, у продюсеров сразу родилась идея сиквела, и Бертон был с ними согласен, планируя снять нового «Битлджуса» на Гавайях. Однако проект в итоге оказался производственным кошмаром. На протяжении многих лет менялись сценаристы, студии, которые решались взяться за это неблагодарное дело, и даже сам режиссер — Бертон присоединился к проекту в качестве режиссера только в 2022 году.

 

На пресс-конференции фильма в Венеции Бертон признался, что разочаровался в киноиндустрии. Вернуть веру в кино ему удалось на съемках сериала «Уэнсдей», которые подтолкнули Бертона к сиквелу «Битлджуса». И это действительно чувствуется — фильм получился настолько легким, веселым и хулиганским, что кажется, будто режиссер просто решил отвести на нем душу, а не снимать проект ради того, чтобы заработать деньги на ностальгии. В конце концов, за него это сделает студия Warner. Bros.  

Во вселенной «Битлджуса» прошло столько же лет, сколько и в реальном мире — повзрослевшая Лидия Дитц (Вайнона Райдер) стала богатой и знаменитой, запустив вместе с ушлым продюсером Рори (Джастин Теру) шоу про дома с привидениями. Ее дочь Астрид (Джейн Ортега) практически не общается с Лидией, обвиняя ее в смерти отца. Привычная семейная динамика нарушается, когда отец Лидии умирает, а за Битлджусом начинает гоняться его бывшая жена (Моника Беллуччи).

Моника Беллуччи и режиссер Тим Бертон (Фото Stefanie Rex·Reuters)

В первом «Битлджусе» Бертон использовал недорогие аналоговые спецэффекты, намеренно подделывая его под фильмы категории Б, которые он любил смотреть в детстве. С тех времен изменился и сам режиссер, и киноиндустрия в целом, однако Бертон принял неординарное по современным меркам решение и оставил спецэффекты настолько аналоговыми, насколько это возможно. Это сделало фильм неожиданно свежим и честным — режиссер не притворяется, что все происходит взаправду. В конце концов, мы все знаем, что это один веселый коллективный кошмар, поэтому в кадре, в отличие от «Алисы в Стране чудес» и «Дамбо», вместо торжества зеленого экрана — миниатюры, анимация, муляжи и прочие хитрости.

Помимо пластиковых скелетов на несерьезность всего происходящего намекают многочисленные шутки, в том числе и мета, поэтому в фильме упоминают и главных конкурентов Warner Bros. Disney и Netflix, и экоактивистов, и woke-культуру, и современное искусство. При этом современность Бертону не столь мила, как старые добрые времена первого «Битлджуса». Экоактивисты, в число которых попал и отец Астрид, обычно умирают, а люди, которые любят говорить о здоровом питании и нетоксичных отношениях (их в сюжете олицетворяет герой Теру), на самом деле просто подстраиваются под требования времени, но хотят все того же — денег. Традиционные ценности режиссера тоже не особо привлекают — сон героини о свадьбе и детях в итоге оказывается кошмаром.

 

С гораздо большей любовью Бертон показывает голливудского актера в исполнении Уиллема Дефо, который при жизни снимался во второсортных фильмах про копов, а в загробном мире продолжает актерствовать и заодно вершить правосудие. Вообще у «Битлджуса, Битлджуса», как у большинства ремейков, сиквелов и спин-оффов, основанных на старой интеллектуальной собственности, нет цели сказать что-то новое. Они стремятся укорениться в ностальгии и выдавливают из этого чувства все до последней капли.

Майкл Китон и Уиллем Дефо (Фото Stefanie Rex·Reuters)

У Битлджуса, в шкуру которого Майкл Китон залез как в поношенный, но такой удобный и знакомый костюм, нет никакой арки и развития, что режиссер сделал преднамеренно. Но в общем-то нет этих арок и у остальных героев. Вайнона Райдер, Кэтрин О’Хара в роли ее мачехи Делии и как будто позаимствованная из «Уэнсдей» юная звезда Дженна Ортега тоже просто слепо следуют линии сюжета. 

Больше всех не повезло Монике Беллуччи, из которой получилась шикарная загробная невеста. По идее, она должна была стать главной злодейкой фильма, но в нем столько сюжетных линий, что до Беллуччи у режиссера, по иронии, руки так и не доходят. Такое ощущение, что ее роль вписали в сценарий только из-за нежных чувств Бертона к актрисе, которая встречается с режиссером с 2022 года.

По сиквелу «Битлджуса» чувствуется, что Бертон как будто обрел второе дыхание и после не самых удачных экспериментов вернулся к корням. В фильме есть вдохновение, энергия и задор. Но при этом кажется, что творчество Бертона как будто отражает более глобальный кризис в кино — именитые режиссеры все больше отказываются от экспериментов и возвращаются в тихую гавань собственного раннего творчества.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+