К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Воспоминания о ГУЛАГе и любовь: о чем снимают кино начинающие женщины-режиссеры

Кадр из фильма «Пепел и доломит»
Кадр из фильма «Пепел и доломит»
Отношения матери и дочери, первая любовь, изнанка красивой жизни и воспоминания о ГУЛАГе — Forbes Woman рассказывает, о чем снимают женщины-режиссеры, и называет имена дебютанток, за которыми стоит следить
«Скоро кончится лето»

«Скоро кончится лето»

Режиссер: Яна Скопина

Скопина — выпускница ВГИКа. Несколько лет она училась в мастерской Сергея Соловьева. Путь до ВГИКа был не прямым — сначала колледж рекламных технологий, потом заочное отделение Института культуры, из которого Скопину отчислили. На курс к Соловьеву она некоторое время ходила «вольным слушателем».

«Скоро кончится лето» — полнометражный дебют Скопиной, который она посвятила мастеру (Соловьев умер в декабре 2021 года). Премьера состоялась на Московском кинофестивале. События фильма разворачиваются в Казахстане в начале 1990-х: главный герой, 16-летий парень Баха, заканчивает школу, а в свободное от уроков время учится гипнозу. Однажды парень влюбляется в Берту — девушку, которую случайно видит обнаженной в окне соседского дома. Теперь все навыки и умения Бахи направлены на то, чтобы завоевать ее сердце.

«Клетка ищет птицу»

«Клетка ищет птицу»

Режиссер: Малика Мусаева

Мусаева — выпускница первой мастерской Александра Сокурова. За время учебы в Кабардино-Балкарии она сняла несколько короткометражных работ. В 2016 году поступила в Гамбургскую медиашколу, с тех пор живет в Германии.

Мировая премьера ее полнометражного дебюта «Клетка ищет птицу» состоялась на Берлинском кинофестивале. В производстве картины участвовали фонд Александра Сокурова «Пример интонации» и компания Hype Studios продюсера Ильи Стюарта. Фильм о несвободе женщин в современной Чечне Мусаева снимала, пригласив непрофессиональных актрис.

«Как звезды»

«Как звезды»

Режиссер: Мария Лойтер

Лойтер с детства мечтала о карьере актрисы, в 17 лет уехала в Лондон изучать театральную режиссуру, затем поступила в Лондонскую киношколу, после учебы в которой выпустила две короткометражные работы.

Идея полнометражной ленты «Как звезды» пришла Марии после знакомства с актрисами Надеждой Ивановой и Натальей Земцовой. Они рассказали Лойтер о насыщенной событиями артистической молодости и начале своего творческого пути. Главные героини — две подруги, которые настроены добиться успеха в профессии во что бы то ни стало. Эти воспоминания и стали основной сценария будущего фильма — проекта в не самом популярном формате «кино о кино».

«Содержанки 4»

«Содержанки 4»

Режиссер: Ламара Согомонян

Согомонян с детства хотела быть режиссером. После школы работала внештатным сотрудником на телевидении, а позже оказалась на съемочной площадке в качестве второго режиссера. Первой картиной Согомонян стала короткометражка «Собирайся, поедем на праздник» — фильм признали лучшим на международном кинофестивале в Лос-Анджелесе, в России премьера картины состоялась на фестивале «Кинотавр».

Четвертый сезон «Содержанок» — сериальный дебют Согомонян. После успеха короткого метра ее приметила шоураннер Start Ирина Сосновая, предложив снять новый сезон одного из главных проектов онлайн-кинотеатра. События нового сезона разворачиваются через три года после окончания предыдущего. Главные герои глянцевой драмы о жизни богатых встречаются снова на вечеринке ПМЭФ.

«Тайное влечение»

«Тайное влечение»

Режиссер: Стася Толстая

Как и Яна Скопина, Стася Толстая (Венкова) — выпускница мастерской Сергея Соловьева во ВГИКе. Изначально собиралась быть актрисой, но во время учебы сменила вектор — мастерская Соловьева была актерско-режиссерской. Закончив ВГИК, Стася все же снялась в нескольких фильмах у режиссеров Григория Константинопольского, Егора Баранова и Ивана И. Твердовского.

Идея фильма «Тайное влечение» пришла Толстой давно — первые наброски она показывала Соловьеву еще в начале учебы. Премьера состоялась на Московском кинофестивале. По словам режиссера, линия отношений с мастером в фильме во многом автобиографична. В центре сюжета — начинающая актриса Вета, которая пытается балансировать между профессиональными амбициями и отношениями с молодым режиссером Романом.

«Туман»

«Туман»

Режиссер: Наталия Гугуева

Наталия Гугуева, в отличие от других упомянутых здесь дебютанток, опытный кинематографист. Почти 20 лет она занималась документальным кино — ее картины выходили на телевидении, а также принимали участие в российских и международных кинофестивалях. Наработанный опыт проявился в первом художественном фильме «Туман», премьера которого состоялась в рамках Московского кинофестиваля. Главной героиней оказывается начинающая документалистка Настя, которая собирается на край света, чтобы расследовать таинственное происшествие на метеорологической станции.

«Край надломленной луны»

«Край надломленной луны»

Режиссер: Светлана Самошина

К режиссуре Самошина пришла не сразу. Закончила филфак СПбГУ, была переводчиком на проекте «Дау» Ильи Хржановского. Занималась и рекламой, и продюсированием. После — окончила режиссерскую мастерскую Николая Хомерики и Бакура Бакурадзе в Московской школе нового кино. Дипломный короткий метр Самошиной «Как жизнь без любви» взяли на фестиваль «Кинотавр».

«Край надломленной луны» — полнометражный дебют, сценарий к которому написала Наталия Мещанинова («Один маленький ночной секрет»). Они познакомились как раз во время фестивального продвижения дебюта Мещаниновой «Комбинат «Надежда». В центре сюжета — столкновение трех поколений женщин, которые пытаются разрешить неразрешимые, казалось бы, противоречия.

«Привет, мама»

«Привет, мама»

Режиссер: Иля Малахова

Малахова — выпускница ВГИКа, закончила мастерскую Марлена Хуциева еще в 1990-е. До получения кинематографического образования Малахова училась Ленинградском горном институте. Прежде всего она реализовалась как сценаристка: долгие годы работала над сценариями фильмов мужа, Бакура Бакурадзе.

Российская премьера фильма Или Малаховой «Привет, мама» состоялась на фестивале «Выборг» (в 2023 году смотр в одноименном городе переименовался из «Окна в Европу», а к концу фестиваля вернул прежнее название). Также картину показали в секции «Новые режиссеры» кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Это еще одна история об отношениях женщин разных поколений, но на сей раз в центре внимания две сестры (Дарья Савельева и Аглая Тарасова), которые ищут мать, пропавшую без вести.

«Краш-тест»

«Краш-тест»

Режиссер: Анастасия Борисова

Борисова — молодая кинематографистка родом из Якутии. В конце 2010-х она закончила Московскую школу кино (мастерская Бориса Хлебникова), выпустив две короткометражные картины «Мама» и «Сулус» с якутскими актерами. Снятые почти без бюджета, фильмы были представлены на международных кинофестивалях.

После окончания МШК Анастасия продолжила сотрудничество с Хлебниковым — компания Lookfilm поддержала запуск ее полнометражного дебюта «Краш-тест». Это драма о жизни трех подруг и их первом лете после окончания школы. Актерский ансамбль (Лиза Ищенко, Варвара Володина и Дарья Харченко) отметили на фестивале «Одна шестая» в Екатеринбурге, где состоялась премьера этой картины.

«Сказки Гофмана»

«Сказки Гофмана»

Режиссер: Тина Баркалая

Баркалая — выпускница режиссерского факультета ВГИКа, после завершения учебы сняла несколько короткометражных картин. Построила карьеру как мастер музыкальных видео и рекламы — за несколько лет сняла более 300 таких роликов. Многие из них становились обладателями престижных наград. В середине 2000-х сняла телемюзикл «Три мушкетера», главную роль д’Артаньяна в котором сыграл Владимир Зеленский.

Но настоящим дебютом для Баркалаи стала драма «Сказки Гофмана» с Екатериной Вилковой и Евгением Цыгановым в главных ролях. Это история о девушке, которая тащит на себе лишенного амбиций мужчину и брак, в котором она несчастна. Но все меняется, когда ее красивые руки замечает случайный посетитель театра, в котором работает героиня. Российская премьера «Сказок Гофмана» состоялась на фестивале «Короче» в Калининграде, международная — на индийском фестивале в Гоа.

«Детка»

«Детка»

Режиссер: Ирина Бас

Ирина Бас изучала деловую и политическую журналистику в НИУ ВШЭ, а в начале 2010-х закончила ВГИК (мастерская Карена Шахназарова и Олега Шухера), сняв в процессе учебы несколько короткометражных работ. В конце 2010-х Ирина оказалась в индустрии сериалов — снимала, в частности, детектив «Фемида видит» для онлайн-кинотеатра KION.

Задуманный для полнометражного дебюта сценарий Бас вместе с однокурсницей Наргиз Багирзаде (их творческий тандем сложился еще во ВГИКе) разрабатывали в 2018 году. Фильм перерабатывался, параллельно кинематографистки искали возможность его снять и нашли — вместе с киностудией «Ленфильм». «Детку» сначала представили на фестивале «Короче», а в начале февраля фильм вышел в прокат. Это история о девушке, которая бросает родной город и отправляется в Петербург, чтобы узнать, почему мать оставила ее в детстве.

«Чайка»

«Чайка»

Режиссер: Полина Лазарева

Полина — внучка актрисы Светланы Немоляевой и дочь актера Александра Лазарева. В 2000-х она занималась актерской карьерой, однако в 2010-м закончила режиссерский факультет РАТИ-ГИТИСа (мастерская Олега Кудряшова).

«Чайка» — вольная экранизация одноименной пьесы Чехова, главную роль в которой исполнил актер и режиссер Юрий Быков («Дурак», «Сторож»). Он играет писателя Валентина Чайку, чья личная жизнь терпит бедствие, а профессиональная карьера, наоборот, идет в гору. Все меняется, когда Валентин знакомится с джазовой певицей (Вера Кинчева).

«Крецул»

«Крецул»

Режиссер: Александра Лихачева

Лихачева — еще одна выпусница мастерской Алексея Учителя во ВГИКе. До того, как прийти в кино, закончила художественный Университет им. Строганова. После ВГИКа работала над документальными проектами — «Катя Креналинова» и «Длинное. Черное. Облако опускается». Оба фильма участвовали в российских и международных кинофестивалях.

«Крецул» — игровой дебют Лихачевой, сюжет которого основан на реальных событиях. Главный герой — Олег Крецул, чемпион Европы по дзюдо, потерявший зрение после автокатастрофы в Кишинева в конце 1990-х. Оказавшись за пределами профессионального спорта, Крецул пытается вернуться к состязаниям. Помогает ему в этом друг детства Виталий, ставший для Олега не только товарищем, но и наставником.

«Танцуй, Селедка!»

«Танцуй, Селедка!»

Режиссер: Александра Лупашко

Александра начала свой путь в кино с актерства: поступила в Щепкинское училище и уже со второго курса оказалась на экране. Впрочем, быстро остыла к этой профессии и в 2015 году поступила во ВГИК (мастерская Владимира Машкова). Ее короткометражные картины «Девочка и дерево желаний» и «2050» принимали участие в российских и международных кинофестивалях.

Как режиссер Лупашко работала в соавторстве с Евгением Куликом («Елки 8», «Два»). «Танцуй, Селедка!» — ее полноценный игровой дебют. В основе сценария пьеса «Человек в закрытой комнате» Татьяны Загдай. Главная героиня приезжает в родной город, чтобы встретиться с отцом, который ушел из семьи в ее детстве, но тот неожиданно умирает. Теперь девушке приходится заниматься его похоронами. Премьера фильма состоялась на фестивале авторского кино «Зимний».

«Пепел и доломит»

«Пепел и доломит»

Режиссер: Тома Селиванова

Селиванова — выпускница Московской школы нового кино (мастерская Дмитрия Мамулии). До режиссуры училась на факультете психологии МГУ. В 2019 году на международном кинофестивале в Роттердаме состоялась премьера ее короткого метра «Корова». В 2021 году на фестивале в Новой Голландии показали ее вторую короткометражную картину «Скажи пока» о том, как группа молодых людей провожает одного из них в эмиграцию.

«Пепел и доломит» — полнометражный игровой дебют Селивановой. Фильм удалось снять благодаря поддержке нидерландского фонда The Hubert Bals Fund, мировая премьера картины состоялась на кинофестивале в Роттердаме. Это неторопливое роуд-муви о документалистке Дине (ее играет сама Селиванова), которая путешествует с другом Йоханом по местам, хранящим память о сталинских лагерях. География путешествия впечатляет — от Сандармоха (Карелия) до Магадана.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+