К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Край надломленной луны»: семейная драма о женщинах по сценарию Натальи Мещаниновой

Кадр из фильма «Край надломленной луны»
Кадр из фильма «Край надломленной луны»
2 ноября в российский прокат выходит дебютная картина режиссера Светланы Самошиной — драма «Край надломленной луны». Сценарий к фильму написала Наталья Мещанинова, чьи убедительные диалоги всегда обещают сильное повествование. Кинокритик Елена Зархина рассказывает про кино из мира женщин, которым больно

Подросток Соня (Маша Лобанова из «Контейнера») внезапно сбегает из дома. На ее поиски бросаются мама (Любовь Толстоганова) и старшая сестра Саша (Анна Шепелева, которая стала открытием в этой картине), срочно приехавшая из Москвы в Санкт-Петербург. Есть еще бабушка (Эра Зиганшина), роль которой сводится в тому, чтобы «сказать правду в глаза» матери сбежавшей девочки, не стесняясь в выражениях: «Зачем вообще нужно было рожать, если у тебя все потом вот так?»

Пока женщины решают, как им быть дальше, Соня объявляется на даче под Санкт-Петербургом. Заброшенный дом залило водой, и подросток решает переждать потоп у соседей: мастеров-реставраторов Бориса (Артем Быстров) и Пети (Ростислав Бершауэр). Когда мама и сестра приезжают, чтобы забрать Соню, та бунтует: запирается в чужой ванне и отказывается выходить. Выясняется, что причина поведения девочки в том, что она узнала от матери, что ее отец — музыкант — умер. Соня оплакивает утрату и пытается обрести новую точку опору в мире, в котором отца не было рядом, но хотя бы была слабая надежда на любовь второго родителя. А зритель узнает, что в этой семейной истории не все так просто.

Кадр из фильма «Край надломленной луны»

То, что Наталья Мещанинова умеет создавать сильные, глубокие истории, — не новость. При этом ей одинаково хорошо удаются условно мужские сюжеты («Сердце мира», «Снегирь») и женские, где главными героинями все чаще становятся совсем юные девушки, для которых мир оказывается опасным капканом.

 

В прошлогоднем сериале «Алиса не может ждать» в центре сюжета была стремительно теряющая зрение старшеклассница Алиса (Лиза Ищенко). Чтобы успеть пожить и запомнить мир не только в виде образов, но и ощущений, девочка решила продать свою девственность, а на заработанные деньги сбежать на другой конец земли — пожить в свое удовольствие. Алиса тоже была частью семьи, в которой мужчина был где-то далеко (отец на заработках на Севере), а три женщины (мама, которую сыграла Анна Михалкова, и старшая сестра в исполнении Таисии Вилковой) пытались ужиться под одной крышей.

В более свежей драме «Один маленький ночной секрет» — вероятно, самом личном фильме Мещаниновой, которая в детстве подвергалась сексуализированному насилию со стороны отчима, — в центре истории девочка Мира по фамилии Голубь. Семья девочки с виду кажется образцовой, но никто не знает, что ночами подростка насилует отчим, а ее родные не предпринимают никаких мер, чтобы остановить происходящее.

 

В «Крае надломленной луны» мужчина тоже источник проблем и тревог, но до эмоционального края три поколения женщин доводят себя самостоятельно. Их травмы передаются из поколения в поколение: бабушка ругает мать, а та в свою очередь проецирует свою боль на старшую дочь Сашу — успешную в профессии и абсолютно несчастную в личной жизни. А Саша работает журналисткой и привыкла говорить о чужих проблемах, но сформулировать свои собственные чувства она не в силах. 

В фильме есть сцена, которая больше других выдает авторский почерк Мещаниновой, исследующей не только то, как мужчины могут быть источником опасности для женщин, но и заботы. В одном из эпизодов Саша забирается в спальню и постель Бориса, обнажая свою уязвимость, эмоциональную и физическую. Но он не пользуется ситуацией, а поступает иначе — заботливо укладывает Александру спать. И эта сцена — одна из самых трогательных в фильме.  

Кадр из фильма «Край надломленной луны»

Саша, героиня Лобовой, как и в «Контейнере», обнаруживает себя на руинах привычного мира. Младшая сестра Соня настолько остро нуждается в фигуре отца, что, отыскав на даче его старую джинсовую куртку, тут же надевает на себя, словно пытаясь ощутить отцовский запах и тепло. «Дай и я надену», — говорит следом Саша, внутри которой ушедший отец тоже оставил черную дыру.

 

Режиссер картины Светлана Самошина работает с историей так аккуратно и бережно, словно держит в руках хрупкий сосуд. Ее камера не нарушает мир героинь, но внимательно и завороженно следует всюду за ними. А деликатный монтаж не вмешивается в работу актрис, отдавая должное их таланту и проделанной работе.

После фильма, обнажающего многие болевые точки в семейных отношениях, может, и не хочется тут же позвонить родителям, как когда-то призывала старая социальная реклама. Но зарождается надежда, что мы в силах разорвать порочный круг токсичных отношений с родными людьми.  

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+