«Край надломленной луны»: семейная драма о женщинах по сценарию Натальи Мещаниновой
Подросток Соня (Маша Лобанова из «Контейнера») внезапно сбегает из дома. На ее поиски бросаются мама (Любовь Толстоганова) и старшая сестра Саша (Анна Шепелева, которая стала открытием в этой картине), срочно приехавшая из Москвы в Санкт-Петербург. Есть еще бабушка (Эра Зиганшина), роль которой сводится в тому, чтобы «сказать правду в глаза» матери сбежавшей девочки, не стесняясь в выражениях: «Зачем вообще нужно было рожать, если у тебя все потом вот так?»
Пока женщины решают, как им быть дальше, Соня объявляется на даче под Санкт-Петербургом. Заброшенный дом залило водой, и подросток решает переждать потоп у соседей: мастеров-реставраторов Бориса (Артем Быстров) и Пети (Ростислав Бершауэр). Когда мама и сестра приезжают, чтобы забрать Соню, та бунтует: запирается в чужой ванне и отказывается выходить. Выясняется, что причина поведения девочки в том, что она узнала от матери, что ее отец — музыкант — умер. Соня оплакивает утрату и пытается обрести новую точку опору в мире, в котором отца не было рядом, но хотя бы была слабая надежда на любовь второго родителя. А зритель узнает, что в этой семейной истории не все так просто.
То, что Наталья Мещанинова умеет создавать сильные, глубокие истории, — не новость. При этом ей одинаково хорошо удаются условно мужские сюжеты («Сердце мира», «Снегирь») и женские, где главными героинями все чаще становятся совсем юные девушки, для которых мир оказывается опасным капканом.
В прошлогоднем сериале «Алиса не может ждать» в центре сюжета была стремительно теряющая зрение старшеклассница Алиса (Лиза Ищенко). Чтобы успеть пожить и запомнить мир не только в виде образов, но и ощущений, девочка решила продать свою девственность, а на заработанные деньги сбежать на другой конец земли — пожить в свое удовольствие. Алиса тоже была частью семьи, в которой мужчина был где-то далеко (отец на заработках на Севере), а три женщины (мама, которую сыграла Анна Михалкова, и старшая сестра в исполнении Таисии Вилковой) пытались ужиться под одной крышей.
В более свежей драме «Один маленький ночной секрет» — вероятно, самом личном фильме Мещаниновой, которая в детстве подвергалась сексуализированному насилию со стороны отчима, — в центре истории девочка Мира по фамилии Голубь. Семья девочки с виду кажется образцовой, но никто не знает, что ночами подростка насилует отчим, а ее родные не предпринимают никаких мер, чтобы остановить происходящее.
В «Крае надломленной луны» мужчина тоже источник проблем и тревог, но до эмоционального края три поколения женщин доводят себя самостоятельно. Их травмы передаются из поколения в поколение: бабушка ругает мать, а та в свою очередь проецирует свою боль на старшую дочь Сашу — успешную в профессии и абсолютно несчастную в личной жизни. А Саша работает журналисткой и привыкла говорить о чужих проблемах, но сформулировать свои собственные чувства она не в силах.
В фильме есть сцена, которая больше других выдает авторский почерк Мещаниновой, исследующей не только то, как мужчины могут быть источником опасности для женщин, но и заботы. В одном из эпизодов Саша забирается в спальню и постель Бориса, обнажая свою уязвимость, эмоциональную и физическую. Но он не пользуется ситуацией, а поступает иначе — заботливо укладывает Александру спать. И эта сцена — одна из самых трогательных в фильме.
Саша, героиня Лобовой, как и в «Контейнере», обнаруживает себя на руинах привычного мира. Младшая сестра Соня настолько остро нуждается в фигуре отца, что, отыскав на даче его старую джинсовую куртку, тут же надевает на себя, словно пытаясь ощутить отцовский запах и тепло. «Дай и я надену», — говорит следом Саша, внутри которой ушедший отец тоже оставил черную дыру.
Режиссер картины Светлана Самошина работает с историей так аккуратно и бережно, словно держит в руках хрупкий сосуд. Ее камера не нарушает мир героинь, но внимательно и завороженно следует всюду за ними. А деликатный монтаж не вмешивается в работу актрис, отдавая должное их таланту и проделанной работе.
После фильма, обнажающего многие болевые точки в семейных отношениях, может, и не хочется тут же позвонить родителям, как когда-то призывала старая социальная реклама. Но зарождается надежда, что мы в силах разорвать порочный круг токсичных отношений с родными людьми.