«Тайное влечение»: артхаусное кино о токсичных отношениях и профессиональных амбициях
Молодая актриса Вета (Мария Янычева) учится в театральном. Она полностью отдается творческому процессу, у нее есть молодой человек, и она могла бы назвать себя счастливой, если бы не одно но. Преподаватели словно не замечают талант девушки и не берут ее на главные роли. Вету такое отношение выбивает из колеи. Она почти отчаивается, пока во время прогулки по ночному городу не встречает Романа (Миндаугас Папинигис) — режиссера, приехавшего в Москву из Польши. Роман мечтает поставить что-нибудь необычное на российской сцене, а у Веты как раз есть идея для его будущего спектакля. Творческие отношения героев стремительно перерастают в страстный роман.
Премьера драмы Стаси Толстой (в титрах она значится под девичьей фамилией Венкова) «Тайное влечение» состоялась на 45-м Московском международном кинофестивале, где удостоилась специального упоминания как искренний и дерзкий дебют. Но для Толстой, окончившей ВГИК (мастерская Сергея Соловьева), «Тайное влечение» — не первая проба пера в режиссуре. Ее дипломную работу, спектакль «Федора» по повести Томаса Трайона, показали на театральном фестивале в Ясной Поляне. За короткометражный фильм «Кафе «Полночь» (2016) о судьбах трех девушек, которые предпочли сказочный мир реальному, она получила премию фестиваля Sarajevo Fashion Film Festival в Боснии и Герцеговине. Толстая также написала сценарий к короткометражному фэнтези Сергея Соловьева «Ути-ути-ути» (2020) о девушках, превращавшихся в русалок, и сама сыграла одну из них. Соловьеву же Толстая посвятила пылкое и немного хулиганское «Тайное влечение» (в картине даже присутствует сцена, где она сама приносит букет цветов в квартиру своего учителя).
Весь мир — театр
«Тайное влечение» начинается со сцены занятия в театральной студии, во время которого юные актеры импровизируют, пока за ними наблюдает преподавательница Алиса Алексеевна (великолепная Роза Хайруллина). В фильме немало подобных эпизодов, напоминающих балаган, и порой сложно определить, где заканчивается «игра» и начинается «реальность» — тем более что на съемках артисты, по сути игравшие самих себя, много импровизировали. Зато благодаря этому картина дышит полной грудью. Происходящее на экране легко соотносится с шекспировским «Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры».
Однако важная сюжетная линия фильма, связанная с постановкой Ветой собственного спектакля, значительно уступает романтической. Фрагменты репетиций не собираются в единое целое и скорее похожи на эксцентричные зарисовки. Хотя эпизоды, в которых актеры разыгрывают «Анну Каренину», удивляют визуальной продуманностью, им не хватает эмоционального развития.
Впрочем, возможно, эта незавершенность нужна, чтобы показать: интерес к академическому театру главная героиня в конце концов теряет. Став сначала вторым, а затем и единственным режиссером «Анны Карениной», Вета наконец обретает уверенность, — но в стенах вуза ее творческую свободу ограничивают: конфликт экспериментального театра с советской актерской школой неизбежен.
В поисках отца
Студентка Вета пытается разобраться, чего хочет от жизни и кто она вообще такая — актриса, примеряющая множество ролей, или творец, способный создать что-то великое. Случайная встреча с польским режиссером Романом (ассоциации с Полански неизбежны) кажется Вете знаком свыше. Кто-то наверняка назовет девушку ведомой, ведь она наивно очаровывается иностранцем, который к тому же сильно старше ее. На этот случай у Толстой заготовлен психологический аргумент: Вета с детства не видела своего отца и прославиться хочет для того, чтобы тот вспомнил о существовании дочери и гордился ей.
Она моментально влюбляется, идеализирует Романа и изо всех сил старается произвести на него впечатление; забывает про бойфренда-ровесника и радости студенческой жизни. В их отношениях на каждом шагу пестрят «красные флаги», но неуверенная Вета не замечает манипуляции и психологическое насилие. Отсылки к «Лолите» Набокова и «Красоте по-американски», конечно, настораживают, но с демонстрацией абьюза Толстая справляется достойно. Крупные планы подчеркивают нездоровое слияние героев и нагнетают напряженность.
Взаимоотношения студентки Веты с другой «взрослой» фигурой, мудрой и эмпатичной преподавательницей Алисой Алексеевной, укладываются в пару сцен, хотя из них могла бы выйти важная сюжетная арка — в доверительном общении ментора и ученицы угадываются воспоминания режиссера о собственном обучении у Соловьева. Героиня Хайруллиной видит в Вете режиссерский потенциал и поддерживает ее в смене деятельности. Взросление девушки оказывается связано не с токсичными отношениями, а с раскрытием профессиональных качеств.
Тем обиднее, что ответственным за эмансипацию Веты в конечном счете оказывается внезапно объявившийся отец (меланхоличный Найк Борзов), как будто невозможно состояться без поддержки влиятельного мужчины. Пользуясь своим положением, он легко решает личные и творческие проблемы дочери, и та с радостью это принимает. Отношения между ними мгновенно налаживаются, как будто родитель никогда не бросал девушку, а она все эти годы не страдала из-за отсутствия поддержки. «Тайное влечение», невесомое в начале и эмоционально тяжелое в середине, ближе к финалу превращается в красивую сказку. Хочется верить, что сепарация от родителя ждет героиню впереди.
Стася Толстая говорила, что первое кино — это «высказывание, в которое ты вкладываешь всего себя без остатка». Очевидно, «Тайное влечение» создавалось с большой любовью и самоотдачей. Толстая сотворила удивительно красивое (чего стоит сцена авангардного прочтения «Анны Карениной» под «Медведицу» «Мумий Тролля») кино со множеством оммажей, от «Черного лебедя» и «Красоты по-американски» до «Малены». Пусть оно слегка сумбурное — но, как говорит в конце главная героиня, «сейчас мы здесь и прямо сейчас наше время».