Дочки-матери: как драма «Детка» говорит о разрушенных отношениях внутри семьи
Текст может содержать спойлеры
17-летняя Даша (Мария Мацель) живет в Кировске, небольшом городе в Мурманской области. На школьном выпускном она исполняет джазовую композицию и ведет себя крайне откровенно, чем вызывает негодование своего отца (Алексей Фаддеев). Из короткого диалога зритель узнает, что он воспитывал девочку в одиночку, мать почти сразу после рождения дочери ушла из семьи. О причинах и мотивах — ни слова, это героине Мацель не дает покоя.
О матери (Виктория Исакова) Даша знает немного: посвятила жизнь музыке, переехала в Санкт-Петербург, связей с отцом не поддерживает. Сказав родителю, что едет поступать в вуз в Мурманске, Даша отправляется на поиски матери.
«Детка» — полнометражный дебют Ирины Бас. Выпускница ВГИКа (мастерская Карена Шахназарова и Олега Шухера), как и многие начинающие кинематографисты, начинала с короткометражек. В конце 2010-х Бас оказалась в водовороте сериального бума, снимала для онлайн-кинотеатра Kion. Например, в 2019 году вышел ее (вместе с Никитой Грамматиковым) сериал «Фемида видит», а в 2021-м — две короткометражки для сериального альманаха о подростках «Шестнадцать +».
Съемки «Детки» (на этапе производства проект назывался «Летом асфальт теплый») проходили в Санкт-Петербурге. Сценаристка Наргиз Багирзаде (также выпускница ВГИКа) — давняя соратница Ирины, они работали в тандеме над короткометражными картинами с 2016 года. Сценарий «Детки» был готов еще в 2019-м, три года на проект искали финансирование и нашли его вместе с киностудией «Ленфильм». Российская премьера картины состоялась на фестивале короткометражного и дебютного кино «Короче» в 2023 году.
Так, женским составом, Бас и Багирзаде подступаются к исследованию взаимоотношений дочери и матери. Совсем еще юная Даша действует импульсивно (начиная со спонтанной идеи поездки в Петербург), бездумно тратит деньги и, уже разыскав мать, вымещает накопившиеся переживания. Постепенно дочь и мать будут искать ключи к пониманию друг друга. Но нащупать их, сделав вид, что и не было этих 17 лет, трудно.
На мать Даши, которая бросила ребенка ради карьеры, обрушивается гнев и неодобрение со всех сторон. Бывший муж говорит о ней: «Таким, как ты, нужно матку при рождении вырезать». Партнер матери Даши, узнав, что девочка — вовсе не кузина, а родная дочь женщины, выходит из отношений и покидает дом, куда ранее приходил как к себе домой, со словами: «Ты же говорила, что ненавидишь детей? Разберись в себе». Одним из ключевых вопросов, стоящих перед героиней Виктории Исаковой, остается вероятность прощения — прежде всего самой себя.
Имеется в картине и романтическая линия, но особого влияния на центральный конфликт не оказывает и развивается как в среднестатистическом ромкоме. Обаятельная Даша знакомится с молодым человеком по имени Федя (Степан Белозеров), который спасает ее от хулиганов. Но дальше пары поцелуев и интимных эпизодов отношения не заходят — в конечном счете эту линию оставляют на третьем плане.
Параллельно Даша все-таки пытается поступить в вуз, но совсем не на ту специальность, о которой говорила отцу, — она хочет быть актрисой. На вступительных экзаменах девушка мастерски транслирует внутренние терзания, разыгрывая сцену ссоры матери и дочери. Это одна из наиболее ярких и запоминающихся сцен в карьере Марии Мацель.
«Детка» честно старается разговаривать со зрителем на доступном языке, обращаясь как к подросткам, так и к их родителям, пытается поднять важные темы, но в итоге оставляет ворох вопросов. Как и почему изменилось отношение матери к Даше в финале истории? Что все-таки подтолкнуло женщину бросить ребенка и ни разу не попытаться возобновить контакт? Об этом и многом другом «Детка» молчит, демонстрируя вместо ответов хмурые панорамы Петербурга. Это стильно снятое кино (чего только стоят кадры с кружащейся вокруг Мацель камерой), но живописная форма подавляет драматическое содержание.