К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Почему Facebook заставляют продавать Instagram и WhatsApp

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Антимонопольная служба США и прокуроры практически всех штатов обвинили Facebook в доминирующем положении на рынке соцсетей и принуждают компанию продать свои активы — приложение Instagram и мессенджер WhatsApp. Суд с IT-корпорацией может затянуться на несколько лет, при этом юристы Facebook будут пытаться «утопить кейс в бумаге», считают опрошенные Forbes эксперты

Федеральная торговая комиссия (FTC) США и генеральные прокуроры 46 штатов подали иски против компании Facebook Inc, которой принадлежит одноименная социальная сеть, мессенджер WhatsApp и приложение Instagram для публикаций фото и коротких видеоисторий. Facebook обвиняют в том, что компания придерживалась систематической стратегии по покупке перспективных конкурентных компаний. Например, в 2012 году Facebook купила за $1 млрд наличными и акциями Instagram, а в 2014 году за $19 млрд компания приобрела WhatsApp, заплатив $4 млрд наличными, а остальную сумму — акциями.

Разделяй и властвуй: зачем государства пытаются ограничить IT-компании

По мнению обвинителей, таким образом Facebook поддерживает монополию на социальные сети, оставляет пользователям мало возможностей для выбора соцсетей и лишает рекламодателей преимуществ конкуренции.

 

В чем именно обвиняют Facebook?

Цель FTC — заставить Facebook отказаться от антиконкурентного поведения, чтобы в США смогли процветать инновации, заявил глава бюро по конкуренции FTC Ян Коннер. Перед тем как подать иск, прокуроры штатов и Торговая комиссия провели масштабное расследование, которое показало, что действия Facebook нанесли ущерб миллионам потребителей и представителям малого бизнеса, а сама компания при этом получила огромную прибыль. В 2019 году выручка Facebook составила более $70 млрд, а чистая прибыль — более $18,5 млрд. 

Покорители Instagram: как создатели приложения VSCO завоевали миллионы пользователей и сохранили независимость

 

В иске говорится, что Facebook изначально пытался составить конкуренцию Instagram, но в конечном итоге предпочел купить приложение, а не конкурировать с ним. Тем самым Facebook якобы нейтрализовал угрозу, исходящую от Instagram и ограничил рост конкурентов. Примерно в то же время Facebook осознал, что серьезную угрозу для него составляют и приложения для обмена сообщениями, говорится в иске. Руководство Facebook понимало и опасалось, что успешное мобильное приложение для обмена сообщениями может выйти на рынок социальных сетей, добавив себе новые функции или создав отдельное приложение. В 2012 году явным лидером в этом сегменте был WhatsApp, который Facebook снова предпочел купить. Эта покупка также затрудняла рост любых потенциальных конкурентов, настаивают обвинители.

Кроме того, FTC настаивает, что в течение многих лет Facebook диктовал разработчикам приложений антиконкурентные условия. Соцсеть сделала ключевые API (программные интерфейсы приложений) доступными для разработчиков только при условии, что они не будут добавлять в приложение конкурирующие функции или доступ к другим соцсетям. Например, в 2013 году Twitter запустил приложение Vine для создания и публикации коротких видеороликов. В ответ Facebook отключил API, который позволял пользователям Vine получать доступ к друзьям через Facebook.

FTC и генпрокуроры хотят добиться трех вещей:

 
  • заставить Facebook продать Instagram и WhatsApp; 

  • запретить Facebook навязывать антиконкурентные условия разработчикам программного обеспечения; 

  • обязать Facebook запрашивать предварительное одобрение для будущих сделок у властей.

Как отреагировала компания?

Facebook назвал в своем блоге иск против компании атакой на Instagram и WhatsApp и пересмотром истории. «Федеральная торговая комиссия и генеральные прокуроры штатов сегодня атакуют два наших приобретения: Instagram и WhatsApp», — приводятся в сообщении слова вице-президента и главного юрисконсульта Facebook Дженнифер Ньюстед. По ее словам, обе эти сделки проверяли соответствующие антимонопольные органы. В 2012 году FTC проверила сделку с Instagram, прежде чем единогласно разрешить ее. А Европейская комиссия в 2014 году не обнаружила в покупке WhatsApp риска для конкуренции на каком-либо рынке. «Правильно, что регуляторы допустили эти сделки, поскольку они не несли угрозы конкуренции», — говорится в заявлении.

Битва за таланты: приложения-конкуренты пытаются переманить звезд TikTok

Теперь, спустя много лет, не обращая внимания на закон или последствия для инноваций и инвестиций, комиссия заявляет, что ошиблась и требует пересмотра, написала Ньюстед: «антимонопольное законодательство должно работать совсем не так». Ньюстед подчеркнула, что Федеральная торговая комиссия и штаты годами стояли в стороне, в то время как Facebook инвестировал миллиарды долларов и миллионы часов в Instagram и WhatsApp, чтобы сделать их приложениями, которые нравятся пользователям. По мнению Facebook, требование изменений в отношении обеих покупок соцсети — «это пересмотр истории, это просто неправильная работа антимонопольного законодательства».

Чем иск грозит Facebook?

Скорее всего, кейс «утопят в бумаге» юристы Facebook, которые уже не раз так делали, считает партнер Capital Lab Евгений Шатов. По его словам, претензии к Facebook идут в рамках классического акта Шермана (первого антимонопольного закона США): это делает кейс беспрецедентным и непредсказуемым, так как бесплатный доступ к сервисам компании не укладывается в определение классической монополии, где покупателю выкручивают руки и заставляют переплачивать из-за отсутствия альтернатив. 

Управляющий партнер юридической компании «Кочерин и партнеры» Владислав Кочерин рассказал, что американский регулятор увидел признаки нарушения антимонопольного законодательства в связи с регулярной скупкой Facebook более мелких и перспективных компаний на протяжении длительного времени, в связи с чем и обратился в суд.

 

Самые дорогие бренды мира 2020 года по версии Forbes

Однако до сих пор регуляторы создавали исключительно инфошум, не угрожая технологическим компаниям реально, подчеркивает Шатов: «судебные иски различных регуляторов США до сих пор ни к чему не приводили, и нет причин полагать, что приведут к чему-то сейчас».

Если рассматривать только юридическую составляющую спора, то позиция антимонопольной службы США достаточно слабая, согласна руководитель юридической практики Grace Consulting Ltd Екатерина Орлова. Компания Facebook сначала купила Instagram и WhatsApp, а потом уже дорабатывала оба приложения: на момент покупки сервисы не являлись ключевыми продуктами цифрового рынка, считает Орлова. Кроме того, регулятор одобрил эти сделки, а исковое заявление антимонопольной службы — это пересмотр ранее данного согласования. «Подобных прецедентов в США еще не было, поэтому если суд первой инстанции примет решение в пользу антимонопольной службы и обяжет Facebook продать указанные активы, судебные споры рискуют растянуться на несколько лет, ведь юридически однозначных оснований для продажи активов нет», — считает Орлова.

Кого еще проверяет антимонопольная служба?

Facebook не единственная компания, которую обвиняют в монополизации рынка. В конце октября 2020 года Минюст США подал иск к Google с обвинением в том, что компания монополизировала рынок поиска и поисковой рекламы, а также мешает появляться конкурентам.

 

Кроме того, власти США с 2019 года изучают, не злоупотребляют ли крупные IT-корпорации своим доминирующем положением. В их числе Apple, Alphabet (материнская компания Google), Amazon, Facebook, Twitter и Microsoft. Подкомитет по антимонопольной политике юридического комитета Палаты представителей США запросил у более чем 80 представителей бизнеса информацию о том, как IT-гиганты могли навредить их работе. В отчете чиновников, помимо прочего, говорилось о том, что технологические компании собирают огромные массивы данных о своих пользователях.

Зона 202: почему Google, Facebook и Amazon могут потерять сотни миллиардов капитализации

В конце октября 2020 года главы Facebook, Twitter и Google приняли участие в заседании комитета по торговле Сената США. Темой слушания стало обсуждение 230-й статьи Закона об этике в сфере коммуникаций, который освобождает социальные сети от ответственности за материалы, размещенные пользователями. Статья позволяет интернет-компаниям ограничивать доступ к контенту: инициатором ее пересмотра выступили республиканцы, которые считают, что соцсети занижают выдачу постов, поддерживающих консерваторов.

Влияние соцсетей в мире постоянно растет, говорит адвокат и партнер BGP Litigation Ирина Акимова. Например, Twitter и Facebook заблокировали пользователям доступ к ссылке на статью о сыне Джо Байдена.

 

Получается, что Twitter и Facebook могут аккумулировать существенную власть в своих руках, при этом деятельность соцсетей должным образом до сих пор не регулируется, говорит Акимова. По ее словам, в этом случае для регулятора проще разделить компанию на несколько, чем пытаться повлиять на ее поведение.

Привратник интернета: чем Google грозит иск от властей США

С ней не согласен руководитель технологической практики KPMG в России и СНГ Николай Легкодимов. По его мнению, попытки задействовать такие устаревшие инструменты в отношении IT-компаний свидетельствуют об излишнем консерватизме регулятора. «В современных рыночных условиях, в которых новые бизнес-модели появляются ежегодно, доминирование предыдущих игроков отрасли не мешает развитию новых, так как они работают на динамичном рынке», — считает Легкодимов. Как пример он приводит успех соцсети TikTok на американском рынке. «Меры, подобные тем, что применяет FTC, можно назвать антирыночными, так как они ведут к снижению мотивации предпринимателей и ущербу для отрасли», — отметил эксперт.

Герои нового времени: главные молодые предприниматели десятилетия

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+