К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Привратник интернета: чем Google грозит иск от властей США

Фото Spencer Platt / Getty Images
Фото Spencer Platt / Getty Images
Минюст США подал иск к компании Google: власти страны обвиняют IT-гиганта в том, что он монополизировал рынок поиска и поисковой рекламы, а также мешает появляться конкурентам. Forbes поговорил с экспертами и юристами, которые рассказали, что грозит Google, как долго может тянуться разбирательство и что будет, если компанию разделят на несколько частей.

Во вторник, 20 октября Минюст США и генпрокуроры 11 штатов подали антимонопольный иск против компании Google (подразделение Alphabet Inc.). По мнению истцов, корпорация незаконно поддерживает монополию на рынке онлайн-поиска и поисковой рекламы с помощью ограничительных и антиконкурентных мер. «Сегодняшний вызов Google — привратнику интернета — за нарушение антимонопольного законодательства является грандиозным делом как для Минюста, так и для американского народа», — приводятся в заявлении слова генерального прокурора США Уильяма Барра.

В чем обвиняют Google

Google — одна из самых богатых компаний мира с рыночной стоимостью в $1 трлн. Она является монополистом для миллиардов пользователей и рекламодателей в интернете, настаивает Минюст. Google принадлежат такие популярные продукты как браузер Chrome, видеохостинг YouTube, картографический сервис и другие. По данным Минюста поисковая система Google занимает 8% рынка, но с ее помощью выполняется 94% запросов пользователей, говорит управляющий партнер юридической компании «Позиция Права» Егор Редин. Власти считают, что это повлекло за собой снижение качества услуг и ограничение выбора, что ущемляет права потребителей, добавил он.

Для того, чтобы в течение многих лет доминировать на рынке онлайн-поиска Google использовала антиконкурентную тактику и мешала появляться другим похожим компаниям, настаивают в Минюсте.

 

В жалобе властей США говорится, что Google заключала:

  • соглашения с производителями мобильных устройств, запрещая им предустанавливать приложения для поиска конкурентов;

  • соглашения, согласно которым сервисы Google располагались в удобных местах на экранах смартфонов и их невозможно было бы удалить, даже по желанию пользователя;

  • долгосрочные соглашения с компанией Apple, которые требовали, чтобы Google был фактически эксклюзивной поисковой системой в браузере Safari и других поисковых инструментах корпорации (Spotlight Search).

Кроме того, полученные от рекламодателей деньги, Google платила производителям смартфонов, чтобы те предоставляли выгодные условия для сервисов компании. Это создавало непрерывный и самоусиливающийся цикл монополизации, указывают в Минюсте.

 

Как отреагировала компания

Главный юрист Google Кент Уокер назвал иск Минюста «крайне ошибочным». По его словам, люди используют Google, потому что хотят этого, а не потому, что они вынуждены или не могут найти альтернативы. Как и многие другие компании Google платит за продвижение своих услуг, точно также как производитель овсянки может платить супермаркету за то, чтобы тот оставил его продукты не в конце ряда, а на полке на уровне глаз, отметил Уокер.

Он написал, что иск не поможет пользователям: напротив, он искусственно поддержит поисковые альтернативы более низкого качества, приведет к повышению цен на смартфоны и усложнит доступ людей к поисковым сервисам, которыми они хотят пользоваться. Кроме того, юрист Google указал, что сервисы конкурентов легко доступны всем пользователям и Минюст США зря считает, что их трудно найти обычному американцу. «В 2019 году люди загрузили рекордные 204 млрд приложений. Многие из самых популярных в мире приложений не установлены предварительно как например Spotify, Instagram, Snapchat, Amazon и Facebook», — подчеркнул Уокер.

Это первый подобный процесс в истории?

Нет. В 1998 году, когда Ларри Пейдж и Сергей Брин только начинали создавать Google в гараже на окраине города Менло-Парк в Калифорнии, Минюст США и 20 прокуроров штатов подали иск к корпорации Microsoft, обвинив ее в недобросовестной конкуренции. Microsoft якобы заставляла производителей компьютеров устанавливать Internet Explorer, объясняя это условиями по лицензированию Windows. Тогда суд постановил разделить Microsoft на две компании, но корпорация обжаловала это решение, а затем заключила мировое соглашение с Минюстом США. Microsoft однако пришлось пойти на уступки и дать пользователям возможность скрывать Internet Explorer, чтобы видеть на экране только браузеры конкурентов. Все разбирательство заняло около трех лет. А в 2019 году сооснователь Microsoft Билл Гейтс заявил, что это дело сильно отвлекало компанию от бизнеса и не дало сосредоточиться на создании мобильной операционной системы. В результате Microsoft проиграла этот рынок Apple и Google.

 

Другое похожее разбирательство произошло в 1974 году, когда Минюст США подал иск против телекоммуникационного конгломерата AT&T. В итоге в 1982 году суд вынес решение о том, что AT&T должна разделиться на семь частей — компанию, которая предоставляет услуги междугородней связи и семь региональных телефонных компаний. Фактически разделение произошло спустя два года — в 1984 году.

Гуглополия, угрожает ли Google процветанию интернета?

Чем этот иск грозит Google

Антимонопольное законодательство США предусматривает несколько видов наказаний: штрафы, наложение позитивных обязательств, а также уголовное преследование, говорит руководитель направления «Разрешение IT & IP споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. Google могут заставить не мешать деятельности конкурентов: например, расторгнуть соглашение с производителем, который предустанавливал поиск Google в качестве стартовой страницы. Или напротив — заставить Google устанавливать в смартфоны сервисы других компаний, отметил Шицле. Кроме того, Google могут обязать отказаться от части активов компании и разделить ее.

О том, что подразделение Alphabet Inc. (холдинг, владеющий несколькими компаниями, ранее принадлежавшими Google Inc, и самой Google Inc в том числе) могут ждать самые тяжелые последствия, вплоть до разделения компании говорил и старший советник Минюста по технологической индустрии Райан Шорз.

Уголовное преследование будет грозить Google, если власти докажут, что компания пыталась монополизировать сферы, в которых работала, в сговоре с другими компаниями, отмечает Шицле. «Такое действие содержит признаки преступления по законодательству США. В том числе, по этой причине часто антимонопольные споры завершаются мировым соглашением — ответчикам выгодно пойти на такой шаг», — добавил он. Помимо этого, если суд докажет, что Google ограничивала конкуренцию, это будет основанием для подачи исков от компаний, которые считают, что понесли убытки в этой ситуации. Получается, что иск Минюста может быть лишь первым звеном в цепочке исков к Google, подытожил Шицле. По его словам, дело также может закончиться мировым соглашением: это распространенная практика, когда ответчик понимает, что близок к проигрышу.

 

Даже если Google удастся избежать разделения, компании не уйти от штрафов и значительных судебных расходов: в предыдущие три года она была оштрафована более, чем на $11 млрд, отметил Егор Редин.

Как долго будет тянуться разбирательство

Разбирательство может растянуться на годы: аналогичное дело с компанией Microsoft двадцать лет назад заняло у сторон около трех лет, уверен Редин. Сроки судебного разбирательства в большинстве случаев зависят от активности сторон, а также от того насколько сильно Минюст будет корректировать свою позицию и сколько обстоятельств дела он попытается доказать, считает Шицле.

Что будет, если Google разделят на несколько частей

В этом случае Google потеряет контроль над частью своих активов, которые продолжат развиваться без «покровительства» головной компании, говорит Шицле. Как правило, разделение компании приводит к резкому скачку конкуренции на рынке, продолжает он: появляются новые компании, которые раньше не могли попасть на рынок. «Дело против компании Microsoft было как раз-таки связано с монополизацией программного обеспечения для работы браузера. В то время сложно было представить, чтобы у Internet Explorer появился серьезный конкурент. Но мировое соглашение привело к тому, что появился тот же браузер Google Chrome и другие», — настаивает юрист.

Обычный пользователь не увидит изменений в случае раздела бизнеса Google: возможно в поиске появится еще больше рекламы, говорит управляющий партнер инвестиционного фонда Cats.vc Максим Чеботарев. Для клиентов, которые закупают рекламу у Google, могут снизиться цены, но в то же время упадет и ее эффективность, добавил он.

 

По словам Чеботарева, мировые регуляторы пока только учатся контролировать цифровые активы: в этой сфере нет четких правил, что считать монополией, ограничением рынка и подавлением конкуренции. На примере дела Google можно будет увидеть эволюцию того, как регуляторы хотят менять конкуренцию на цифровых рынках, считает Чеботарев.

Почему иск подан именно сейчас

Иск к Google был подан именно в тот момент, когда президентская кампания в США подходит к своей развязке, обращает внимание Чеботарев. «Трамп с начала своего президентского срока борется с транснациональными корпорациями: больше, чем монополия, текущую администрацию волнует, что прибыль крупных технологических компаний остается где угодно — в Ирландии, Люксембурге, на Каймановых островах, но не в США. Иск к Google по поводу 90% доли в онлайн-поиске США — часть именно этой игры», — считает Чеботарев.

Затронет ли иск российский рынок

В России подобное разбирательство против Google уже происходило в 2015 году: тогда ФАС возбудила дело о нарушении конкуренции после заявления компании «Яндекс». Представитель «Яндекса» рассказывал, что Google в России использовала в качестве инструментов борьбы с конкурентами контракты, которые производители телефонов должны были заключать с американской компанией. Согласно этим документам, вендоры должны были «обеспечивать приоритетное размещение сервисам Google». Кроме того, Google делился доходами с разработчиками смартфонов только в том случае, если те отказывались от предустановки конкурирующих сервисов. В результате ФАС оштрафовала Google в России на 438 млн рублей, кроме того, компании пришлось отказать от эксклюзивной предустановки своих программ на смартфоны в России.

Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян считает, что американское дело против Google вряд ли изменит что-то в российских реалиях. В России и США разные законы о конкуренции и разные правила дистрибуции — в США смартфоны продаются с контрактом оператора и там пользователи были только рады, что Google не давал операторам предустанавливать на их смартфоны ненужные приложения, говорит Казарян. Позиция российского регулятора ближе к европейской, добавил он.

 

Но в России, например, пока нет возможности выбирать голосовых помощников по умолчанию, обращает внимание Казарян. На Android-смартфонах по умолчанию стоит голосовой ассистент Google и назначить «Алису» «Яндекса» ассистентом на старте в таком смартфоне нельзя. «Алиса» будет только в приложениях «Яндекса», которые установит пользователь, говорит Казарян. «Возможно, до этой темы в России тоже доберутся, когда голосовые помощники станут важнее для пользователей: сейчас ими в среднем пользуются раз в день», — отметил эксперт.

Самые дорогие бренды мира 2020 года по версии Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+