Суперстимулы: станут ли ИИ-модели революцией в маркетинге

В январе 2024 года исследователи Массачусетского технологического института (МИТ) поместили в аппарат МРТ российского популяризатора науки Илью Колмановского. Не для медицинского обследования, а с целью тестирования ИИ-модели, способной создавать языковые суперстимулы. В течение двух часов исследователи зачитывали Илье сотни фраз и наблюдали, как на них реагирует его мозг. А точнее, как на те или иные сочетания слов реагируют речевые зоны в его голове. Какие-то фразы воспринимались спокойно, а какие-то вызывали «взрывную» реакцию — при их обработке мозг начинал потреблять в два-три раза больше глюкозы и кислорода. Эти фразы как раз и были речевыми суперстимулами, которые придумал искусственный интеллект.
Как ИИ научился создавать суперстимулы?
Как и всегда бывает с ИИ — в результате обучения. До Ильи Колмановского в аппарате МРТ успели побывать другие люди. Им зачитывали десятки тысяч фраз, в то время как искусственный интеллект наблюдал за реакцией мозга каждого респондента. Проанализировав эти данные, ИИ что-то понял про универсальные принципы работы мозга и научился формулировать «сильные» фразы.
ИИ-модель из МИТ теоретически способна формулировать рекламные слоганы так, чтобы они «не выходили из головы». Чтобы мозг считал эту информацию безусловно важной. У каждого из нас есть в памяти детский стишок или считалочка, которые запомнились на много-много лет. Почему? Потому что мозг бессознательно решил, что эту информацию необходимо сохранить. Так же может произойти с рекламной фразой, сформулированной ИИ-моделью.
А что дальше?
Лаборатория в МИТ и другие исследовательские и коммерческие организации продолжат изучать суперстимулы. Появятся ИИ-модели, которые с помощью слов и изображений смогут влиять на области мозга, отвечающие не только за запоминаемость, но и за эмоции и мотивацию. Реклама с «дофаминовой бомбой» — наше ближайшее будущее. Маркетологи обретут власть над умами широких масс. Но ненадолго.
Коммерческие компании, которые научатся применять суперстимулы в рекламе, вырвутся вперед. Новое конкурентное преимущество будет работать до тех пор, пока потребители не адаптируются. Ведь мозг способен приспосабливаться к суперстимулам через механизмы нейропластичности. То, что будоражило мозг вчера, сегодня может показаться обыденностью. Поэтому коммерческим компаниям придется заново обучать ИИ-модели. И так раз за разом. Исследовательские центры российских компаний, Alfa Research Center от Альфа-Банка и Лаборатория искусственного интеллекта Сбера, уже включились в гонку.