К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зона 202: почему Google, Facebook и Amazon могут потерять сотни миллиардов капитализации

Фото Chip Somodevilla / Getty Images
Фото Chip Somodevilla / Getty Images
Крупнейшие технологические компании США и мира — Amazon, Apple, Alphabet, Facebook — могут из-за антимонопольных претензий американских властей потерять десятки и сотни миллиардов в капитализации и получить крупные штрафы. Насколько реальна угроза для IT-гигантов?

В преддверии президентских выборов в США крупнейшим технологическим компаниям  Facebook, Google, Amazon и Apple грозит антимонопольное разбирательство, где на кону миллиарды долларов.

Еще до начала эпидемии коронавируса в США и до того, как Twitter и Facebook оказались в центре скандала, вызванного их реакцией на посты президента Трампа, крупные IT-компании тратили рекордные суммы на лоббирование своих интересов в Вашингтоне. Теперь против них выступают обе стороны: сенатор от Демократической партии Эми Клобушар протестует против попыток Uber приобрести сервис доставки еды Grubhub, а сенатор-республиканец Тед Круз заявляет, что «давно пора» провести расследования в отношении Google и Facebook.

В конце июня ожидается публикация доклада Конгресса об IT-компаниях, а аналитики говорят о финансовых рисках от повышенного внимания к состоянию конкуренции. В марте аналитики из Morningstar спрогнозировали, что огромные штрафы и ужесточение регулирования может снизить оценку Alphabet, материнской компании Google, на 15%, а стоимость акций Facebook – на 11%. Исходя из текущих котировок акций, это сокращение капитализации на $150 млрд и $70 млрд соответственно.

 

Но Google и Facebook не единственные, кто оказался в подобной ситуации. Amazon и Apple тоже грозят расследования, а Twitter недавно навлек на себя гнев Трампа. «Эти компании будут проводить массу времени в зоне 202», – говорит аналитик Wedbush Дэн Айвз, подразумевая код Вашингтона.

Антимонопольные разбирательства – не новость. Однако в последние годы движение против ведущих технологических компаний набирает обороты, поскольку крупнейшие игроки этого сектора превратились в самые дорогие компании мира, параллельно удерживая значительную долю рынка. Например, по данным Morningstar, Google занимает 90% рынка онлайн-поиска и 41% глобального рынка онлайн-рекламы, тогда как Facebook сохраняет долю в 59% от рынка социальных сетей. Amazon и Apple занимают ведущие позиции в сфере электронной торговли и мобильных приложений.

 

Такое положение на рынке вызывает вопросы у множества ведомств на федеральном уровне и на уровне штатов. Google стал объектом пристального внимания Минюста США, который до конца лета планирует инициировать судебное разбирательство. Группа штатов во главе с Техасом проводит отдельное расследование, чтобы убедиться, не препятствует ли лидер рынка онлайн-поиска конкуренции. 47 штатов во главе с Нью-Йорком ведут расследование о ценообразовании на рекламу в Facebook. В прошлом году компания сообщила, что Федеральная торговая комиссия изучает возможные нарушения антимонопольного законодательства, допущенные в результате приобретения Instagram и WhatsApp.

Одновременно с этим ожидается, что в ближайшие несколько недель подкомитет Судебного комитета Палаты представителей завершит годичное расследование потенциальных нарушений антимонопольного законодательства, допущенных Apple, Amazon, Google и Facebook, и опубликует его результаты. Компаниям стоит опасаться «цепной реакции» исков, предупреждает Элизабет Меллер, руководитель группы по взаимодействию с органами государственной власти в Pillsbury, которая представляет Facebook по некоторым правовым вопросам.

Компании готовились к подобным событиям. Каждая из них за последние годы добилась заметного влияния в Вашингтоне. Согласно отчету Washington Post, с 2010 года технологические гиганты потратили почти $500 млн на лоббирование своих интересов в федеральном правительстве. Только в 2019 году Facebook потратил $17 млн, Google – $12 млн, Amazon – $16 млн, а Apple – $10 млн.

 

За опытом компании могут обратиться к своему конкуренту, Microsoft, который участвовал в знаковом, но достаточно давнем антимонопольном разбирательстве. Создатель Windows на протяжении двадцати лет оставался в центре внимания Минюста, двадцати штатов и Федеральной торговой комиссии из-за подозрений, что компания занимает монопольное положение в сфере веб-браузеров и операционных систем. В итоге Microsoft был вынужден принять ряд мер, направленных на соблюдение антимонопольного законодательства, но компании не пришлось платить какие-либо штрафы в США.

Microsoft и другие подобные компании заметнее пострадали от европейских органов власти. В 2008 году в ЕС оштрафовали Microsoft на $1 млрд за нарушения антимонопольного законодательства, с Google за последние три года европейские власти получили за аналогичные нарушения $9 млрд. В 2017 году Европейский союз наложил на Facebook штраф в $122 млн за нарушения, допущенные в связи с приобретением WhatsApp.

Возможно, в 2020 году такие штрафы покажутся этим компаниям невысокой ценой. «Для любой IT-компании неплохим результатом оказалось бы формальное соглашение c принятием списка вещей, которые они пообещали бы не делать», – говорит Херб Ховенкамп, преподаватель антимонопольного права в Уортонской школе бизнеса, который ранее консультировал органы власти штатов в расследовании против Microsoft.

Но аналитики считают, что реальность может оказаться более суровой. Учитывая данные о европейских штрафах, Morningstar полагает, что за предыдущие возможные нарушения правительство США могло бы наложить на Google штрафы на общую сумму до $13 млрд, а на Facebook – на сумму до $6 млрд. Помимо штрафов, новые законодательные нормы и приказы судов могли бы ограничивать их возможности по приобретению новых компаний, что вынудит их увеличить расходы на исследования и разработки, считает аналитик Morningstar Али Могараби. «Обвинения в нарушении антимонопольного законодательства – это самая серьезная угроза, с которой они могут столкнуться, – говорит Могараби. – Потому что конкуренты не представляют для них опасности».

Перевод Натальи Балабанцевой

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+