К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Великий исход, монастыринг и жены в стиле 1950-х: самые популярные тренды 2024 года

Фото Getty Images
Фото Getty Images
«Тихий отпуск» и «великий исход», возросшее внимание к ментальному здоровью, поиск духовности и новых социальных связей, ностальгия по прошлому — в 2024 году многие искали новые или хорошо забытые старые способы «выживания» в условиях стресса и неопределенности. Forbes Life собрал самые яркие тренды уходящего года, которые не только отразили настроения в обществе, но и стали индикатором глобальных изменений в жизни людей

Ожидания и реальность в 2024 году

«2024 год точно будет намного лучше предыдущего». Именно так, судя по опросу международной исследовательской компании Ipsos, считали 70% респондентов из разных стран. 50% респондентов были уверены, что экономика во всем мире укрепится, а инфляция замедлится. Эти ожидания стали самыми оптимистичными за последние несколько лет. Год назад 65% «белых воротничков» признали, что полностью довольны своей работой и надеялись, что в 2024 году эта тенденция сохранится. New York Times тоже провели свой опрос под занавес 2023-го: 46 модных художников, дизайнеров, шеф-поваров и музыкантов рассказали, чего ждут в 2024-м. Например, что ИИ-лихорадка немного стихнет, люди начнут больше времени проводить офлайн и «делать все, чтобы не сталкиваться с одиночеством». 

По факту этот год стал довольно турбулентным: пользователи Reddit в ветке на 1000+ комментариев сравнивают его с землетрясением, взрывом, американскими горками. Было зафиксировано 970 млн случаев ментальных заболеваний  — это самый бурный рост за последние годы. По данным World Happiness Report, «уровень счастья» упал во всем мире: виной тому политический хаос, рост цен, невозможность планировать будущее. А по данным консалтингового агентства McCrindle, борьба с одиночеством действительно вышла на первый план. 71% зумеров и 69% миллениалов чувствовали недостаток человеческого общения и собственного коммьюнити. А бумеры активнее помогали младшим поколениям, но и про себя при этом не забывали — ведь они по-прежнему востребованы на рынке труда. Вот какие еще тренды правили умами в 2024 году.

«Великий исход»: массовые увольнения и кадровый голод
Getty Images

«Великий исход»: массовые увольнения и кадровый голод

Ценные сотрудники, с которыми компании не собираются расставаться, стали массово увольняться: в McKinsey это явление назвали «великим исходом». По данным большого исследования PwC, каждый четвертый взрослый планирует поменять работу в ближайший год. В России кадровый голод тоже нарастает, и это подтверждено цифрами. Так, социологи из НИУ ВШЭ выяснили, что 70% российских работодателей трудно искать сотрудников, 62% людей недовольны своей работой и чувствуют выгорание, а 58% хотят уволиться в обозримом будущем.

Дело не только в экономической нестабильности и желании найти лучшую зарплату. На первый план выходят ценности руководства, социальная ответственность компании, «уровень счастья» в офисе. Людям стал особенно важен тот самый work-life баланс: 69% ради него готовы сменить работу. Талантливые сотрудники массово покидают комфортные офисы, где не видят перспектив для роста и развития. А для зумеров и миллениалов важно, насколько компания поддерживает ESG-повестку, заботится о ментальном здоровье всех членов команды, дает возможности для обучения. По данным Deloitte, для 86% современных сотрудников важна личность руководителя и его стиль управления. Токсичная атмосфера в коллективе — еще один повод уйти даже с высокооплачиваемой должности. Для того чтобы затормозить «великий исход» в 2025 году, компаниям важно сформулировать свои ценности и культурный код, создать атмосферу равенства и сотрудничества. А главное — обеспечить каждого не только достойной зарплатой, но и смыслами и целями.

«Бумер ищет бумера»: делить расходы на жилье
Getty Images

«Бумер ищет бумера»: делить расходы на жилье

Совместный съем жилья набирает обороты: так, почти 15 млн взрослых американцев делят дом с соседями, которые не являются членами их семьи. Например, так делают бывшие одноклассники. Предпосылки к шерингу квартир очевидны: во всем мире растут налоги, ставки по ипотеке, цены на аренду. Купить или снять жилье в одиночку становится все сложнее. Как пишет The Economist, среднестатистический работник зачастую не может позволить себе даже скромную квартиру-студию, арендная плата достигает половины зарплаты и выше. Поиск соседей — все более частое решение проблемы.

Шеринг квартир и домов стал особенно популярен у бумеров — людей старше 60 лет. У них, как правило, есть жилье, но обслуживать его и оплачивать коммунальные услуги все сложнее. Так появился буммейтинг — совместное проживание для пожилых. Объявления формата «бумер ищет бумера» все чаще появляются в социальных сетях и СМИ. Пенсионеры хотят не только сэкономить, но и получить страховку от одиночества — ведь его эпидемия затронула абсолютно все поколения. Интересно, что вместе с этим процветают «седые разводы»: люди старше 45 лет стали рекордно часто расставаться с партнерами. Им хочется новых знакомств и впечатлений, а выросшие дети дают карт бланш, чтобы начать новую жизнь.

Продолжающиеся поиски духовности: от TradCath до монастыринга
Вероника Зорина·ТАСС

Продолжающиеся поиски духовности: от TradCath до монастыринга

Зумеры довольно равнодушны к религии: так, по данным ВЦИОМ, 44% молодых людей не относят себя ни к какой конфессии, а 48% не верят в Бога. Вместе с тем духовные практики становятся способом борьбы с тревожностью и неопределенностью — и поколение Z все-таки обращается к традициям.  Как выяснили ученые из института Springtide, 55% зумеров хотели бы принадлежать к какому-нибудь духовному сообществу и развиваться в нем. Так, в США среди молодежи процветает TradCath — возврат к довольно ортодоксальному католицизму. Как рассказывает колумнистка Daily Mail Саманта Смит, молодые люди вдохновляются «католическими инфлюенсерами», а также находят опоры в следовании строгим, но понятным правилам и ритуалам. Интересно, что по данным исследования American Enterprise Institute, молодые люди более склонны «уходить» в религиозность, чем девушки. Колумнист Wall Street Journal Клэр Эйнсберри считает, что по зумерам ударила пандемия, которая фактически украла у них юность, — и они отправились искать утешения и опор в религии.

В России возник собственный тренд — монастыринг. По сути, это давно существующая в православии культура сотрудничества: когда в монастырь приезжают на время, чтобы поработать и помочь братии. После того как 27-летний блогер Анастасия Ащеулова рассказала о подобном опыте в своих социальных сетях, под хэштегом #монастыринг стали появляться десятки новых постов. Условия в монастырях довольно спартанские: подъем в 7 утра, много физического труда, службы, скромная еда. Молодые люди утверждают, что в таком режиме можно по-новому взглянуть на свои «мирские» проблемы.

«Покажи себя в 21 год»: ностальгия по юности
Barry King·WireImage

«Покажи себя в 21 год»: ностальгия по юности

В феврале этого года соцсети взорвал тренд Let's see you at 21 — «Покажи себя в 21 год». Его начал Дамиан Рафф, сотрудник супермаркета в Аризоне: он выложил свое фото в юности и создал шаблон для сторис, чтобы другие пользователи сделали то же самое. Уже за первую неделю в челлендже поучаствовали почти 4 млн человек, в том числе звезды — Дженнифер Энистон, Новак Джокович, Серена Уильямс, Приянка Чопра и так далее. Особенно охотно свои фото выкладывали миллениалы: именно у этого поколения 30–40 летних уже есть цифровые фото юности (в отличие от бумеров).

New York Times посвятила тренду большую статью и объяснила его истоки: сейчас наступила эпоха «большой ностальгии». Рассматривая и выкладывая свои фото в 20 лет, мы снова соединяемся с чувством свободы и беззаботности, переносимся во времена до пандемии и политической турбулентности. «Тогда я словно жил в мире фэнтези», «Меня ничто и никто не останавливал», «Это был рай без забот», — так пользователи комментировали свои воспоминания. Интересно, что юные зумеры тоже с радостью подхватили тренд, хотя большинству из них исполнилось 21 буквально пару лет или несколько месяцев назад. Но молодым людям особенно свойственна ностальгия: Gen Z называют самым одиноким поколением за много лет.

Жены из 50-х: возвращение к традиционным ролям
DR

Жены из 50-х: возвращение к традиционным ролям

В англоязычных соцсетях миллионы просмотров набирают ролики с хэштегом #tradwife: девушки в платьях из 50-х рассказывают о том, как счастливы заниматься готовкой, уборкой и уходом за детьми — словом, жить жизнью «традиционных» жен. Особое внимание эти инфлюенсеры уделяют эстетике той эпохи: от чулков со стрелками до винтажной посуды. Tradwives уверяют, что их устраивает гендерное разделение ролей: муж — добытчик, жена — хранительница очага.

Дело не только в том, что такой контент неплохо монетизируется: «традвайфизм» для многих женщин становится спасением от кризиса. Кэтрин Роттенберг, профессор Ноттингемского университета, уверена, что tradwife — это своеобразный вызов girl boss из 2010-х годов, которая делает карьеру наравне с мужчинами. Из-за пандемии и политической турбулентности парадигма сменилась: совмещать полноценную работу и уход за детьми для многих женщин стало просто невозможно. Ведь мест в садах и школах не хватает, система здравоохранения не слишком надежна. Культура tradwives становится идеологической базой для домохозяек, которые просто не хотят под давлением общества одновременно строить карьеру и быть образцовыми матерями. «Традвайфизм» словно обещает стабильность в мире новой этики, где не всем удается найти себя.

Тихий отпуск и тихое увольнение: работники уходят от стресса
Getty Images

Тихий отпуск и тихое увольнение: работники уходят от стресса

Удаленная работа, к которой мы так привыкли со времен пандемии, теряет популярность. По данным большого исследования JLL, 33% сотрудников вообще не хотят работать из дома, 61% удаленщиков скучают по человеческому общению, а 52% устают от однообразной обстановки. Для того чтобы сменить картинку, все больше работников отправляются в «тихий отпуск». Этот термин изобрели миллениалы: они используют любые способы незаметно отвлечься от работы. Например, поехать в другой город, пожить на море, отправиться в спа посреди дня — и все это «без отрыва от производства». Для того чтобы начальник ничего не заподозрил, они выходят в зум без камеры, отправляют запланированные заранее имейлы и так далее.

Этот тренд появился не только потому, что на «удаленке» неминуемо становится скучно. Работодатели активно насаждают культуру продуктивности и супер-эффективности, неохотно отпускают подчиненных в официальный отпуск. 78% американцев не используют все полагающиеся им дни из страха разозлить начальство. HR-эксперты считают «тихий отпуск» тревожным трендом — он буквально кричит о том, что сотрудникам нужна поддержка, прозрачный карьерный трек и равноправные отношения с руководителями.

Еще один маркер тревожности и турбулентности на рынке труда — «тихое увольнение». Так называют работу «для галочки», с низкой вовлеченностью: это и попытка найти work-life баланс, и форма протеста.

«Бежевое родительство»: соцсети определяют воспитание
DR

«Бежевое родительство»: соцсети определяют воспитание

Теперь для того чтобы решить, как растить младенца, будущие родители изучают не книги Сирсов, а Instagram (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России). По данным исследования ученых из Мичиганского университета, половина отцов и матерей прислушиваются к советам из социальных сетей и готовы следовать трендам от селебритис. Один из таких трендов — «бежевое родительство».

Деревянные игрушки, одежда из небеленого хлопка, льняные покрывала — так выглядит большинство «инстаграмных» детских. Никакой груды яркого пластика и обоев с клубничками: в тренде минимализм и нейтральные тона. Этот стиль, например, активно продвигает Ким Кардашьян. Таких мам с легкой руки блогера Хэйли ДеРоше стали называть sad beige moms и упрекать их в том, что они лишают детей красочности и разнообразия. В то же время интерес к тренду, судя по статистике поисковых запросов, растет.

«Бежевый» блогер Молли Мэдфис объясняет, что нейтральные цвета успокаивают ее и снимают тревожность, а значит, она лучше справляется с родительством. А колумнистка Huffington Post Мэри Холмс уверена, что игрушки и детские вещи неярких тонов дольше служат, стимулируют разумное потребление и гендерно-нейтральный подход к воспитанию. «Поддерживание определенной эстетики дает матерям иллюзию контроля, а это именно то, что всем нам сейчас так нужно», — резюмировала  Хэйли ДеРош, автор блога Sad Beige Lady.

Синие воротнички снова в моде: зумеры выбирают прикладные профессии
DR

Синие воротнички снова в моде: зумеры выбирают прикладные профессии

Еще в начале этого года в соцсетях стало резко расти количество публикаций с хэштегом #bluecollar, причем среди блогеров-зумеров. Молодые люди стали охотно рассказывать о своей работе токарями, слесарями, водителями грузовиков и так далее, а видео, где показывают «настоящую» работу, собирают миллионы просмотров. В России такие инфлюенсеры тоже стали появляться: например, сварщица Валерия Пичугина (welderka_lerka) или фрезеровщик Ярослав Перебоев. Обоим — 20 с небольшим лет.

Причин, почему зумеры становятся синими воротничками, несколько. Как пишет World Crunch, молодые люди не хотят следовать «папиной модели»: пиджак, офисная работа, пиво с коллегами по пятницам. Их в меньшей степени привлекает конкуренция, гонка за премиями и повышениями. Прикладные специальности кажутся более «настоящими» и понятными, они зачастую позволяют иметь свободный график и распоряжаться своей жизнью. «Рассветы и закаты в дороге, красивые пейзажи вокруг — это меня очень вдохновляет. Такого не будет ни в одном офисе», — уверена дальнобойщица и блогер Яна Парамонова.

«Основным запросом в 2024 году для всех стало восстановление ресурсности, — комментирует executive-коуч Анна Оганесян. — Люди хотят справляться со стрессом, восполнять дефицит энергии и готовы добиваться этого разными способами. Кроме того, я вижу усилившееся стремление к сближению, поддержке и взаимопомощи. Человек хочет видеть в собеседнике человека, а не бизнес-единицу или потенциальную выгоду». Интересно, что по данным уже нового отчета Ipsos, 71% опрошенных снова смотрят в будущее с оптимизмом и уверены — 2025 год будет лучше уходящего. А какие тренды на этот раз помогут поддерживать веру в лучшее, нам еще предстоит узнать.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+