К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что такое монастыринг и почему появился новый молодежный тренд на трудничество

В Преображенском соборе на территории Новоспасского ставропигиального мужского монастыря (Фото Владимира Смирнова / ТАСС)
В Преображенском соборе на территории Новоспасского ставропигиального мужского монастыря (Фото Владимира Смирнова / ТАСС)
В СМИ и социальных сетях обсуждают новый молодежный тренд — монастыринг, что подразумевает временное проживание в монастыре и выполнение различных послушаний. Forbes Young решил разобраться, что это за явление и почему жизнь в монастыре привлекает молодых людей

По мнению экспертов, религия играет все меньшую роль в жизни молодежи, и теперь мало кто называет себя верующим просто потому, что так принято. По данным ВЦИОМ, в России религия не играет никакой роли в жизни 44% молодых людей в возрасте до 25 лет, а количество верующих и неверующих 18–24-летних примерно одинаковое — 48% не верят в Бога и 45% верят. При этом интерес к религиозным традициям не угасает. Доказательством тому новый тренд — монастыринг. 

Что такое монастыринг

Монастыринг подразумевает временное проживание в монастыре, когда молодые люди выполняют различные послушания: работают в огороде, делают уборку, помогают в трапезной, присутствуют на богослужениях. Взамен они получают крышу над головой и питание. Однако подобная практика в православии существует уже давно и называется трудничество. По определению из словаря Даля, трудник — это человек, «работающий на монастырь по обету, бесплатно». 

Telegram-канал Forbes Young
Просто о сложной картине мира
Подписаться

Есть ли разница между монастырингом и трудничеством

Появление монастыринга связывают с 27-летней Анастасией Ащеуловой, которая в начале 2023 года на пять дней поехала в монастырь трудником, сняла короткое видео о своем опыте и 8 февраля 2023 года выложила его в социальной сети Instagram (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России). Спустя полтора года, в середине октября 2024-го, знакомые, которые ранее видели этот рилс, стали скидывать Анастасии новости о новом тренде — монастыринге. СМИ и паблики в социальных сетях использовали ролик Ащеуловой как иллюстрацию к теме, но без указания ее авторства. «Когда он разлетелся, я начала писать администраторам Telegram-каналов, но ответили лишь единицы», — делится Анастасия с Forbes Young. Она отмечает, что «цели становиться знаменитой и прославлять монастыри» у нее не было, но она рада, что люди узнали о возможности поехать в монастырь: «Рабочие руки в монастырях (мужских и женских) всегда нужны!» После того, как о тренде стали говорить, Анастасия добавила в описание своего видео хештег #монастыринг: «Подумала, почему бы и нет, когда меня назвали основательницей монастыринга».

 
У Спасо-Преображенского собора Валаамского ставропигиального мужского монастыря (Фото Сергея Ермохина·ТАСС)

Среди новостных роликов о монастыринге было и короткое видео 25-летней Анастасии Бянкиной, которая весной поехала в монастырь трудником на съемки фильма и так же, как и Анастасия Ащеулова, рассказала о своем опыте в рилс. 1 мая она разместила его в Instagram — девушка ведет блог о православной культуре и духовном развитии. В середине октября о видео написали СМИ и Telegram-каналы (тоже без указания авторства). Бянкина говорит, что такая «слава» не входила в ее планы: «Видео опубликовали без моего разрешения и без какого-либо указания на авторство. Да еще и сопровождалось все это странной новостью, которая никак не относится ко мне и моему ролику». При этом термин «монастыринг» Анастасия ни в ролике, ни в подписи к нему не употребляла. «Cлова монастыринг в православной церкви не существует. Возможно, несколько молодых людей съездили на послушание, забыв о словах паломничество и трудничество, которые уже давным-давно существуют», — поясняет Бянкина Forbes Young. 

Через некоторое время после того, как ролик разлетелся по пабликам в соцсетях, на своей странице в Instagram девушка опубликовала видео, в котором выразила недовольство происходящим. «Даже если сейчас это стало популярным, то мы, православные, стали это делать еще до того, как это стало мейнстримом», — заявила она. По словам Бянкиной, большинство ее подписчиков в комментариях с юмором отнеслись к сложившейся ситуации и написали, что занимаются монастырингом уже много лет, а кто-то спросил, как можно пожить в монастыре.

 

Семейный психотерапевт, бывший священнослужитель Сергей Попкович отмечает, что между трудничеством и монастырингом все же может быть разница. Обычно на трудничество приезжают люди, у которых уже сформировано представление о духовной жизни, в то время как для непосвященных молодых людей время, проведенное в монастыре, может быть просто аналогией глэмпинга и новым опытом.

Тренд или не тренд?

Forbes Young поговорил с молодыми людьми, которые ездят в монастыри на трудничество. Студентка Московского педагогического государственного университета Эмилия Вагнер рассказывает, что с раннего детства с семьей ездила паломником в разные монастыри: «В некоторых местах мы останавливались на подольше, предлагали свою помощь. Это всегда было для меня и моей семьи частью жизни и лучшим вариантом, как провести каникулы». 

Студентка Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева Полина Баранова, как и Эмилия, ездила на трудничество в монастырь. Она училась в православной гимназии, а монастырь «стал продолжением ее духовной жизни». Полина подчеркивает, что в монастыре всегда было много молодых людей. 

 

Среди собеседников Forbes Young есть и те, кто не имел опыта трудничества. Выпускник Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Егор (предпочел не называть свою фамилию) отмечает, что слово «монастыринг» его сильно рассмешило. «Монастыринг — это, конечно, мем. Это, типа, как пахать на даче у родителей для тех, у кого у родителей нет дачи», — иронизирует Егор. 

А вот студентка МГУ имени М. В. Ломоносова Ирина Морозова заинтересовалась трудничеством, когда узнала о нем из новостей. Она поясняет, что не может назвать себя религиозным человеком, но новый тренд ее зацепил. «В прошлом году я посмотрела сериал «Монастырь» с Настей Ивлеевой, тогда мне понравилась сама эстетика подобных мест. Но со временем я начала ходить в храмы, потому что там могла почувствовать спокойствие», — комментирует Ирина.

Православный священник Павел Островский написал в своем Telegram-канале, что никакого нового тренда нет: «Возможно, какие-то группы съездили на послушания, забыв о слове «паломничество», в шутку потом назвали это «монастырингом», а потом новость завирусилась». Однако он отметил, что был бы рад, если бы такая мода появилась и получила популярность среди молодой аудитории. Анастасия Бянкина в своем Telegram-канале поддержала Островского.

Когнитивно-поведенческий терапевт Ольга Самосват придерживается мнения, что на данный момент монастыринг — это не тренд, а, скорее, инфоповод, но у этого инфоповода есть возможность стать трендом при должной поддержке. При этом ни Попкович, ни Самосват в своей профессиональной практике пока не встречали людей, которые выразили бы желание приобщиться к монастырингу.

Кто может быть трудником и на каких условиях?

Монастыри вправе устанавливать свои требования к желающим стать трудниками  — есть обители с очень строгими правилами и ограничениями. Forbes Young изучил требования на официальных сайтах мужских Валаамского, Свято-Троицкого Александра Свирского монастырей (принимают на трудничество и мужчин, и женщин), монастырей «Вознесенская Давидова пустынь» и «Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь» (принимают на трудничество только мужчин) и женских Николо-Сольбинского и Свято-Троицкого Мариинского монастырей (принимают на трудничество только женщин) и выбрал общие условия:

 
  • монастыри ждут тех, для кого первостепенной и самой насущной задачей является церковная жизнь, а именно желание человека укрепиться в христианском образе жизни; 
  • возраст трудников должен быть от 18 лет;
  • обязательно наличие действующего паспорта;
  • все проживающие обязаны соблюдать внутренний распорядок, устав, обычаи и правила монастыря;
  • перед тем как обратиться в монастырь за благословением на трудничество, желательно получить устное благословение на поездку от своего духовника или священника, у которого трудник преимущественно исповедуется.

Люди с зависимостями, атеисты, а также иноверцы в монастыри на послушание обычно не принимаются. Но есть исключения: например, в Николо-Сольбинском женском монастыре человек с зависимостью может обсудить возможность трудничества с благочинным (административная должность) монастыря. 

Во время пребывания в монастыре трудникам запрещено (не благословляется) применять физическое насилие, употреблять наркотические или психотропные средства, курить, распивать алкоголь, использовать нецензурную лексику, хранить оружие. Фото- и видеосъемка тоже может быть под запретом. 

Срок трудничества, как правило, определяет сам трудник — можно приехать и на один день, и на две недели, и на месяц. Но есть монастыри, которые в силу небольшого количества мест для проживания трудников ограничивают время их пребывания (к примеру, так делают Николо-Сольбинский и Валаамский монастыри). В любом случае лучше согласовывать детали своего трудничества с монастырями. 

Завершить трудничество и покинуть монастырь можно в любой момент по своему желанию, обязательно уведомив об этом человека, ответственного за трудников. Тому же, кто однажды досрочно покинул «монастырь (самочинно или по инициативе), из-за нарушений монастырского режима, возникшей конфликтной ситуации и иной негативной причины (алкогольное опьянение и т. п.), может быть отказано в повторном приеме его как трудника», говорится на сайте Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.

 

Как живет и чем занимается трудник

Трудники живут на территории монастыря и питаются бесплатно. По рассказам Эмилии Вагнер, которая была трудником в мужском Свято-Духове Новосильском монастыре, ее поселили в отдельном домике в комнате на восемь человек. «Условия скромные, но всем необходимым для комфортного проживания нас обеспечили», — делится Эмилия. Она подчеркивает, что трудники крайне редко живут с монахами, обычно их селят отдельно. Мужчин и женщин также размещают отдельно. Анастасия Бянкина проясняет: по ее опыту, если трудниками приезжают муж и жена, они могут жить вместе, но только в монастырской гостинице. 

Полине Барановой, которая была на трудничестве в «Корсунской пустыни» (общее название для двух монастырей — мужского и женского), предоставили место в гостевой комнате, рассчитанной на 10–12 человек. Полина рассказывает, что раньше в монастыре туалет был на улице, а мылась она в бане, но сейчас обитель оборудовали современными душевыми и уборными. 

Расписание у трудников может отличаться в зависимости от порядков, установленных в монастырях. Эмилия  поделилась примерным распорядком дня во время ее трудничества: 

07:30 — подъем 

 

08:00 — завтрак

08:30 — утренняя служба 

после службы — трудничество 

13:00 — обед

 

13:00–15:00 — отдых 

15:00–19:00 — трудничество

19:00 — ужин

В выходные дни распорядок может быть немного другой. В частности, как поясняет Бянкина, «в воскресный день обязательных послушаний особо нет — там службы, чтение духовной литературы и прочее». 

 

Питаются трудники в трапезной по расписанию. Меню составляется согласно посту. Полина говорит, что еду они готовили вместе с монахинями во время послушаний. Если кто-то хотел разнообразить свое питание, за территорией монастыря «покупал себе еду отдельно и это не каралось», объясняет Полина (в отличие от монашествующих, по словам наших собеседников, трудники, как правило, свободны в перемещениях). «Часто бывает, что игумен благословляет не поститься или же поститься, но с послаблениями, потому что для работы нужны силы, плюс учитывают возраст и здоровье», — уточняет Эмилия. Она подчеркивает, что во время трудничества ей казалось, что ничего вкуснее монастырской еды в жизни не пробовала. 

В зависимости от заведенных порядков, послушания для трудничества могут определять настоятели, игумены или благочинные. Как объясняет Полина, работа дается по силам и возрасту и без «обязаловки»: обычно женщины занимаются более бытовыми вопросами (готовкой и уборкой, например), а мужчины — строительными делами, где нужна физическая сила. Иногда послушания делаются совместно с монашествующими. Эмилия рассказывает, что во время трудничества она выполняла самую разную работу: накрывала на стол, собирала зелень, поливала овощи, убиралась, помогала на службах. Студентка Российского государственного университета социальных технологий Ангелина Никитина делится, что самым тяжелым послушанием для нее стала работа в огороде, когда нужно было под палящим солнцем в перчатках и галошах обрывать листья капусты. 

Ходить на все службы, молиться и причащаться трудникам, по словам собеседников Forbes Young, не обязательно (в правилах некоторых монастырей прописано присутствие на богослужениях, которые определены для трудников как обязательные). «Никто следить за тобой не будет... Но это подразумевается, ведь основная цель не просто приехать физически поработать, а поработать духовно над собой, поговорить с Богом, о чем-то попросить или покаяться, а это и есть молитва», — уточняет Эмилия.

Несмотря на послушания, свободное время у трудников тоже есть, и проводить его можно по своему усмотрению. «Чаще всего мы ложились спать около 23:00, потому что после ужина собирались компанией молодежи и гуляли, жгли костры, пели песни под гитару или просто болтали в комнате. Было здорово и невероятно душевно!» — вспоминает Эмилия.

 

Чем монастырская жизнь привлекает молодых людей

Возможность побыть наедине с собой без соцсетей и убежать от городской суеты притягивает внимание зумеров. Ангелина объясняет, что временное проживание в монастыре может помочь справиться с проблемами в жизни (они перестают быть важными), переосмыслить происходящее и по душам поговорить с монахами. С ее слов, после каждой поездки она узнавала что-то новое, получала психологическую разгрузку и силы. 

Полина подтверждает: «Монастырь — это третья бабушка и третья деревня, куда ты можешь приехать и где тебя все поцелуют и обнимут. У нас часто завязывались душевные разговоры с батюшкой, он помогал тем, кто обращался к нему за советом». По ее мнению, трудничество — это отличный способ разгрузиться, особенно когда человек работает с соцсетями и проводит много времени в телефоне. Монастырь для нее стал местом любви, где всегда царит атмосфера понимания и спокойствия. 

Однако не стоит забывать, что монастыринг подразумевает помощь монастырю. Собеседники Forbes Young сходятся во мнении, что в монастырях прививают любовь к труду. 

Что плохого в хайпе

По словам Анастасии Ащеуловой, «плохо будет, если люди любого возраста поедут в монастырь за хайпом, но хорошо, если кто-то благодаря тренду осмелится на трудническую поездку». Анастасия Бянкина же считает, что есть риск того, что люди станут относиться к монастырям несерьезно, не благочестиво: «Это часть духовной жизни, а не по-приколу». С обеими Анастасиями соглашается и психотерапевт Ольга Самосват: «Есть опасность, что молодежь попробует принести свой устав в чужой монастырь, из-за чего настоятели усложнят процедуру поездки и сделают трудничество менее доступным». По ее мнению, молодым людям надо осознавать, что монастырь — это не курорт и не клиника, где пребывающих окружают специалисты, а СМИ не должны популяризировать православие как замену психологам и ретритам. 

 

Что думают священнослужители?

На своей странице в соцсети «ВКонтакте» протоиерей Андрей Ткачев назвал монастыринг «травинкой, проросшей сквозь асфальт». По его мнению, если такой тренд существует, у нас есть будущее. «Природа, молитва и физический труд — это и есть православный монастырь. Это подсказали не взрослые, и не социопсихологи, а сама русская молодежь ищет и находит способы исцелиться от проклятий цивилизации», — написал он. 

Священник (предпочел не называть свое имя), с которым пообщался Forbes Young, уверяет, что у молодых людей не получится приехать в монастырь «просто поприкалываться». Трудничество подразумевает тяжелую работу, к которой нужно быть готовыми. Если трудник не выполняет послушания, настоятель монастыря попросит его уйти.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+