К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вирусное ретро: почему звездами TikTok становятся домохозяйки из 1950-х

Иллюстрация DR
Иллюстрация DR
Женщины, похожие на идеальных домохозяек из американских ситкомов 1950-х, рассказывают, какое это счастье — заниматься уборкой и готовкой. Ролики, отмеченные хештегом #tradwife, набирают популярность в соцсетях. Одни критикуют их за идеализацию гендерных стереотипов, другие видят в них бегство от выгорания, а третьи видят связь с ультраправыми движениями

В англоязычном сегменте соцсетей все чаще появляются видео, в которых женщины, одетые по моде 1950-х, рассказывают, как они счастливы быть «традиционными женами» и заниматься исключительно уборкой, готовкой, воспитанием детей и другими стереотипно «женскими» обязанностями. Ролики, отмеченные хештегом #tradwife (англ. traditional wife — «традиционная жена»), набирают миллионы просмотров в YouTube. 

Идеалы «традиционных жен» — забота о детях и муже вместо работы и карьеры, четкое разделение ролей и домашних обязанностей на «мужские» и «женские», религиозность. Гендерные стереотипы романтизируются: в них мужчина — добытчик, защитник и лидер в отношениях. 

Особый упор авторы видео #tradwife делают на эстетической привлекательности 1950-х. Главный акцент — на внешнем образе домохозяйки из прошлого: укладка, ситцевые платья, красивый интерьер кухни (как правило, в загородном доме или даже на ранчо), белоснежная улыбка. Но за красивым фасадом может скрываться усталость от двойной нагрузки и агрессия в адрес меньшинств.

 
Скриншот из видео TikTok

Бегство от проблем

Дебора Этьен, дата-аналитик и исследовательница маркетингового агентства Brandwatch, выделяет «традиционных жен» в отдельную субкультуру, которая, по ее словам,  появилась еще в середине 2010-х и стала особенно популярной в 2020 году. Авторы такого контента набирали десятки тысяч подписчиков, а само упоминание trad wives в Twitter, Tumblr, Reddit и не только встречается более 152 000 раз. Благодаря технологиям у них появилась возможность быть видимыми и даже монетизировать свой контент — если не на самих онлайн-платформах, то за счет публикации кулинарных сборников, энциклопедий по этикету и других книг, в которых «традвайфизм» преподносится как привлекательный выбор. Впрочем, одним только ярким ретроконтентом популярность субкультуры не объясняется — причины ее востребованности стоит искать не в прошлом веке, а в недавних десятилетиях.

Профессор университета Ноттингема Кэтрин Роттенберг уверена: сторонницы «традвайфизма» нашли в эстетике домашнего быта 1950-х то, что может стать спасением от сложностей современности. Она напоминает о тренде girl boss начала 2010-х, который продвигал образ женщины, которая работает наравне с мужчинами и делает карьеру. Это был вызов, который приняли многие женщины и который показал серьезные проблемы современного капитализма, будь то неравенство зарплат или стеклянный потолок. А пандемия COVID-19 и локдауны продемонстрировали, как сложно совмещать хорошо оплачиваемую работу и уход за детьми в условиях, когда детские сады и школы не работают. «Либеральный феминизм выступал за то, чтобы женщины среднего класса присоединялись к рабочей силе в рамках программы эмансипации, — говорит Роттенберг. — Но если рабочее место токсично и заставляет нас плохо себя чувствовать, то выход на работу кажется не  очень эмансипирующим… Если нет надежной системы здравоохранения, если работницы получают меньше денег, чем работники, если нет достойных условий для заботы о детях, то женщины отказываются от карьеры и посвящают себя мужьям и детям. Это становится их способом преодоления кризиса, которому они обеспечивают идеологическое объяснение». 

 

С ней согласны и сами «традиционные жены» — например, 25-летняя Эсти Уильямс, чья аудитория в TikTok составляет больше 120 000 подписчиков. В своем блоге она копирует образы домохозяек 1950-х, делится рецептами супов и фотографиями с мужем — простым электриком, ради брака с которым она в 2020 году бросила учебу в колледже. Следование традиционным гендерным ролям она называет личным выбором, а угождение мужу — искренним комплиментом. Причина, почему она решила стать частью tradwife-движения, — «в выгорании»: по словам самой Уильямс, она всегда мечтала быть матерью, а совмещение работы, учебы в колледже и курсов давило на нее и изматывало. «Я не хотела так страдать ни в школе, ни на работе, я хотела выяснить, в чем мое предназначение. Когда я стала сильной одухотворенной женщиной, я поняла его», — признается Уильямс, при этом отмечая, что «супертрадиционной» назвать себя не может.

Алена Петтитт — «традиционная жена» из Великобритании — пишет в своем блоге: «Мое поколение выросло на Spice Girls и нарративе, что женщины должны выйти [на работу] и разбить стеклянный потолок. Сначала я поддалась веяниям моды и стала работать в индустрии красоты в Лондоне, но я не стала счастливой». Встретив будущего супруга «с традиционными ценностями», Алена какое-то время пыталась продолжать работать (как она сама говорит, потому что «общество диктовало, что женщина без работы — ничтожество»), но вскоре уволилась, стала домохозяйкой и завела блог The Darling Academy, в котором делится инструкциями по готовке и этикету. 

Критики «традвайфизма» отмечают: возможно, причина возвращения «к традициям» банальна и кроется в ностальгии. Например, Петтитт пишет о прошлом как о времени, когда люди «оставляли входную дверь открытой, знали всех соседей и были уверены в своей безопасности». В этом смысле неравноправные отношения с мужем становятся похожи на детско-родительские — когда ответственность за сложные жизненные решения берет на себя кто-то «старший». 

 
«Общество хочет, чтобы я работала на кого-то с 9:00 до 17:00. Чего они не понимают, так это того, что на меня работает мой муж». Скриншот из видео TikTok

От идеальной укладки — к борьбе с мигрантами

Для многих женщин решение стать домохозяйками — просто личное предпочтение, подкрепленное финансовыми возможностями, говорит исследовательница экстремизма Кристи Кэмпион из австралийского Университета Чарльза Стерта. Но в «традвайфизме» нередко видят комплиментарное отношение к ультраконсервативным идеям. В этом смысле субкультура «традиционных жен» становится витриной для агрессивных высказываний.

Например, исследовательница антифеминистских движений Энни Келли упоминает конспирологическую «теорию замещения», согласно которой правящий класс стремится к сокращению белого населения как минимум Европы и США. Чтобы противостоять этому, одна из «традиционных жен» под ником Wife With a Purpose («Жена с предназначением») запустила флешмоб White baby challenge, призывая заводить как можно больше «белых детей». Некоторые «традиционные жены» переводят детей на домашнее обучение, чтобы те не столкнулись в школах с сексуальным просвещением.

В колонке для The New York Times Келли отмечает, что флешмоб в «поддержку» белых детей от «Жены с предназначением» — не исключительный случай, а скорее закономерность. Она уверена, что идея «белого превосходства» пропитывает весь «традвайфизм», который из-за красивой картинки кажется просто очередным интернет-развлечением, но в реальности таит за собой националистическую идеологию, где нет места ни равенству, ни разнообразию, ни выбору. 

Тренд совпал по времени с консервативным «поворотом», начавшимся со второй половины 2010-х — его частью в разных странах становится ужесточение политики в отношении мигрантов, ЛГБТ и репродуктивных прав женщин. «Традвайфизм» кажется привлекательным, потому что обещает стабильность в условиях изменившегося мира с его «новой этикой», инклюзией и разнообразием, благодаря которым стали слышны голоса и требования ранее маргинализированных групп.

«Общество хочет, чтобы женщина не сидела дома, потому что, когда женщина не занимается воспитанием детей, это делают правительство и интернет». Скриншот из видео TikTok

«Не заблуждайтесь: #tradwives — это не безобидный тренд в социальных сетях, — утверждает писательница и ведущая подкаста White Picket Fence Джули Колер. — Своими искусными изображениями домашнего счастья они формируют спрос на политику, которая поощряет или даже призывает женщин к соблюдению традиционных ролей. Они отвлекают свою аудиторию от политиков, которые в угоду этому видению демонтируют демократию и ущемляют права и свободы». 

 

Выбор

Сознательно или нет, многие «традиционные жены» ведут полемику с феминистками. Например, нередко продвигают идею о том, что работа — это навязанная феминизмом повинность. Здесь право на работу, за которое боролись и до сих пор борются фемактивистки, подменяется обязанностью.

«Я, конечно, не угнетенная маленькая женщина дома. На самом деле я довольно напористая, и это мой выбор», — заявляет Алена Петтитт. 

Критики отвечают, что такой выбор доступен далеко не всем — только тем женщинам, чьи мужья могут и готовы в одиночку содержать семью. Кроме того, любой выбор связан с рисками. Если для карьеристок это усталость от работы, то для домохозяек — выгорание от рутины и финансовая зависимость. В случае если единственный добытчик оставит семью или потеряет работоспособность или женщина передумает и решит, что все же хочет иметь собственный доход, или будет вынуждена бежать от домашнего насилия и обеспечивать себя и детей самостоятельно, выход на рынок труда без стажа может оказаться непростым. Поэтому тем, кто делает такой выбор, стоит не только вдохновляться красивыми роликами в стиле 1950-х, но и составить план на случай, если события будут развиваться не идеальным образом.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+