К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Бежевое родительство»: как соцсети навязывают «правильные» тренды в воспитании детей

Ким Кардашьян с детьми (Фото DR)
Ким Кардашьян с детьми (Фото DR)
Социальные сети становятся не только платформой для обмена опытом, но и мощным инструментом навязывания трендов — таких, как «бежевое родительство» — концепции минимализма, продвигающей «незаметные» и неброские цвета в интерьере и детской одежде. Оно же создает очередной образ идеального родительства, нередко порождая чувство вины и недостаточности. Forbes Life разбирается, как тренды из соцсетей влияют на родительские практики и почему просмотр материалов о воспитании детей в соцсетях может вызвать стресс и тревогу

С наступлением новогодних праздников люди наряжают елки и украшают дома, нередко вдохновляясь декорациями знаменитостей. Еще год назад Ким Кардашьян привлекла внимание своим бело-бежевым новогодним декором. Елки, гирлянды, венки, ванные комнаты, даже подсветка парковки, а также одежда членов семьи — нейтральных оттенков. Это вызвало споры: одни критиковали ее выбор как холодный и лишенный индивидуальности, упрекая «бежевую маму» в «украденном у семьи Рождестве»,  а другие называли ее стиль элегантным и экологичным.

История так бы и осталась очередной сетевой «битвой мнений», если бы не привлекла внимание к более широкому вопросу: влияние социальных сетей на дизайн детских интерьеров и одежды и обсуждение так называемого «бежевого родительства». 

Под «бежевым родительством» понимается стиль, который сочетает в себе минимализм, нейтральные тона и упрощенную эстетику, где акцент делается на спокойствие, сдержанность и функциональность. В контексте воспитания и домашнего пространства «бежевое родительство» отражает стремление к гармонии и порядку, что, на первый взгляд, может казаться идеальным подходом для семьи. Однако возникает вопрос, действительно ли «нейтральная» эстетика так полезна для развития ребенка? Или это очередной тренд, в который невозможно не попасть, следуя за множеством «рекомендаций» и «норм» социальных медиа?

 
Telegram-канал Forbes Life
Официальный телеграм-аккаунт Forbes Life Russia
Подписаться

«Беж» и «антибеж»: битва мнений

Автор блога «Sad Beige» — исследователь тем, связанных с материнством, Хэйли ДеРоше говорит, что, хотим мы того или нет, но социальные сети (и модные бренды вроде The Row) уже «подсадили» сотни тысяч фолловеров на Sad Beige («скучный бежевый») тренд, а родителей вроде Кардашьян стали называть «Sad Beige Moms»  (от англ. «скучные бежевые мамы»).

Статистика запросов показывает, что интерес к «бежевым мамам» (и детям) пока не снижается. В ноябре 2024 года он вырос еще на 8%. Но тренд не будет трендом, если приживется и останется навсегда: модным течениям приходится сменять друг друга (это выгодно и маркетологам, и создателям цифрового контента). Так, тиктокерша Рейчел Паркер заявила, что еще недавно и сама увлекалась «бежевым», потому что он всем нравился, но теперь они с мужем купили дом, и там собираются реализовать концепцию «антибеж». Она опубликовала видео ремонта в  TikTok, его посмотрели уже более 5 млн человек. 

 

Выбор цвета — вопрос вкуса, но родители и психологи задаются вопросом: не мешают ли соцсети адекватному развитию детей, подменяя заботу о них навязыванием трендов по хэштегам? «С одной стороны, соцсети могут помогать родителям в воспитании детей, но, с другой, они усиливают давление и ожидания, порождаемые сегодняшней культурой «интенсивного» родительства», — считает Кэти Дэвис (Katie Davis), автор книги «Дети технологии: роль социальных медиа в развитии и взрослении ребенка». 

Похоже, чтобы узнать в какой цвет покрасить комнату младенцу, придется ждать пока он вырастет, чтобы спросить его самого. Эмоциональные переживания человека, вызванные восприятием цвета, субъективны: один человек имеет обостренное цветовосприятие, другой «равноценно воспринимает и картину природы, и ее черно-белую фотографию», отмечает профессор Санкт-Петербургского государственного института психологии Николай Серов в своей книге «Символика цвета». То есть, многие из тех, кто следует цветовым трендам, могут даже не получать удовольствия от предложенной палитры.

Клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт Татьяна Куликова говорит Forbes Life, что цвет играет важную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребёнка: мозг активно реагирует на зрительные стимулы, и каждый цвет влияет на различные аспекты восприятия и обучения. Когда ребенок находится в среде, где преобладают нейтральные цвета, его мозг не получает достаточной стимуляции для полноценного развития. «Бежевое родительство» может быть частью гармоничной среды, считает Татьяна Куликова, но детям необходимо больше, чем спокойная палитра: яркие цвета стимулируют любопытство, развитие и эмоциональную гибкость. «Избыточное использование нейтральных оттенков может ограничивать развитие», — предупреждает психолог. 

 

Цвета определяют наш жизненный путь и характер уже с детства, пишет в своей книге «Цвет в природе, бизнесе, моде, живописи, воспитании и психотерапии» психолог, член общества цветопсихологов при Гарвардском Университете Анна Белая. В первую очередь, младенцы видят красный, рассказывает психолог, а к полугоду, воспринимают уже оранжевый и желтый цвет. И только потом детям становятся интересны синие и зеленые оттенки. Профессор Серов пишет, что даже грудной младенец по-разному реагирует на различные цвета спектра. 

Родителям нужно внимательнее следить, как меняются цветовые предпочтения ребенка, тогда будет меньше недопонимания, советует Белая. «Цвета — это фон жизни, те эмоции, которыми наполняется жизнь детей», — цветопсихолог считает, что, если у ребенка меняются цветовые предпочтения, значит, что-то может меняться в его жизни. 

Посмотрите по хэштегу: как воспитывать ребенка 

Социальные сети могут действительно помогать родителям делиться опытом и больше общаться по интересам. Только в США 40 млн мам «сидят» на разных тематических сайтах. Маркетологи называют их одной из наиболее привлекательных групп для продажников. Раньше молодые родители прислушивались к опыту старших поколений, но с распространением соцсетей они ищут информацию и поддержку в онлайн-формате. 

Исследование подтверждает: социальные сети сегодня используются как масштабный источник информации среди родителей. А 71% родителей делятся мнением, отвечая на вопросы пользователей (показатель примерно равен как для матерей, так и для отцов). 

Ученые из Университета Мичигана заявили, что половина родителей в сети не просто просматривают информацию, но и «не против попробовать имплементировать что-то новое в воспитании детей», то есть — прислушиваются к советам и трендам. При этом только каждый второй из пяти опрошенных родителей считает, что отличить грамотные советы от некомпетентных в сети невозможно. 

 

По статистике, родители следят в соцсетях за инфлюенсерами, которые могут, в свою очередь, быть как экспертами в определенной теме, так и просто публиковать контент по собственному усмотрению. Но, в любом случае, они будут лидерами мнений для подписчиков. «...неспециалистам разрешено делиться своим личным опытом и даже выдвигать жизнь своих детей на передний план в постах», — заключают исследователи из Университета Амасьи.

В прошлом году в США проводили масштабное исследование на тему влияния соцсетей на матерей. Специалисты пришли к нескольким выводам. 83% мам, которые пользуются соцсетями, уверены, что «мамфлюэнсеры» (инфлюэнсеры, которые затрагивают тему материнства) из соцсетей действительно «представляют материнство», то есть их имиджу и словам скорее верят. Опрос также показал, что большинство американских матерей (83%), которые слышали о «мамфлюэнсерах», смотрят их контент, но 65% респондентов чувствуют от этого «меньше уверенности в себе». 

Тренд на «бежевое родительство» кажется ориентированным на минимализм и спокойствие, но и он может оказать негативное влияние на психику пользователей соцсетей. Исследование, опубликованное в журнале «Biological Psychology», предполагает, что просмотр материалов о воспитании детей в соцсетях может вызвать у родителей чувство опасности, повышая их уровень кортизола. «Родители могут начать сравнивать детские комнаты с неким идеальным «бежевым стандартом» и начать воспринимать «стандарт» как нечто обязательное», — объясняет механизм клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт Татьяна Куликова. По ее опыту, это может привести к стрессу, так как идеальные картинки в соцсетях редко отражают реальность, «особенно с учетом потребностей детей в разнообразии».

В то же время постоянное изучение профессионально произведенных постов и картинок может развить чувство собственной неполноценности и усилить давление на родителей. Многие ощущают, что от них требуют соответствовать нереалистичным стандартам. А это уже может влиять на отношения с детьми.

 

Социальный психолог и автор «В сети: как интернет меняет нас» Шерил Теркл утверждает, что социальные сети создают искаженное представление о жизни. Она описывает этот процесс как «культ образов», где успех, красота и благополучие показываются в ярких, но зачастую недостижимых формах. «Такой подход становится частью родительской культуры, где «идеальный» интерьер и «правильное» родительство в социальных сетях воспринимаются как обязательные нормы», — говорит Куликова. Родительство — это процесс, который включает в себя как успехи, так и ошибки, и именно они способствуют росту и развитию и детей, и родителей, напоминает психолог, а онлайн можно найти слишком много выдуманного и «отфотошопленного» контента. 

«Соцсети могут вдохновлять или создавать чувство вины, а этот «скучный бежевый тренд» и сильная реакция на него являются симптомами «времени интенсивного родительства». Но осуществление родительских обязанностей никак не зависит от того, какие цветовые решения вы используете в домашнем декоре и одежде своих детей», — успокаивает профессор Университета Вашингтона и исследователь влияния соцсетей на развитие детей Кэти Дэвис. 

«Бежевая диета» и «суперфуд-челлендж»: как соцсети влияют на питание

Специалисты отмечают, что социальные сети не только навязывают мнение и тренды, но и отвлекают родителей от общения с детьми. 73% родителей во время совместного принятия пищи с ребенком пользуются своими диджитал-устройствами. Проще говоря — сидят в телефоне или планшете, лишь изредка поддерживая беседу. Родителям не нужно полностью выходить в офлайн, когда они проводят время с детьми, но стоит создать для себя границы, — заключают исследователи.

Проблема в том, что «TikTok-тренды» влияют не только на интерьер, но и на другие аспекты воспитания и уклада, например, на пищевое поведение семей, объясняет в разговоре с Forbes Life детский психолог и специалист по детскому питанию Дарья Гладилина. «Я все чаще сталкиваюсь с тем, как социальные сети меняют отношения детей и родителей к еде. За красивыми картинками скрывается проблема, которая затрагивает все больше и больше семей», — делится наблюдениями специалист. Она перечисляет самые «горячие» тренды из соцсетей, с которыми часто приходится работать. 

 

Гладилина рассказывает, что бежевым может быть не только комбенизон, но и схема питания. «Бежевая диета» — когда ребенок предпочитает есть продукты нейтрального цвета: макароны, хлеб, картофель, крекеры. «В социальных сетях это часто преподносится как серьезная проблема и признак родительской несостоятельности. Однако «бежевая диета» может быть нормальным этапом развития ребенка, особенно в период от 2 до 6 лет», — обнадеживает психолог. 

Главное — не забывать, говорит она, что даже внутри обычного рациона можно обеспечить разнообразие и необходимые питательные вещества: цельнозерновой хлеб, обогащенные злаки, йогурты, сыр, яйца – все это тоже входит в спектр «бежевых» продуктов.

Фото Getty Images

Еще популярно «радужное питание»– тренд на создание максимально красочных блюд с использованием натуральных красителей. «Родители часами выкладывают разноцветные смузи-боулы и «радужные» боксы, пытаясь сделать еду фотогеничной. В результате простой школьный перекус превращается в произведение искусства, которое жалко есть, а дети испытывают стресс, когда нарушают эту красоту», — комментирует психолог. Хотя, по ее словам, именно еда руками —  это важнейший этап в формировании здорового отношения к пище. 

Встречается и «бенто-мания» — одержимость красивой упаковкой еды в стиле японских бенто-боксов. Родители тратят много времени на создание съедобных персонажей и пейзажей, забывая, что главное – это питательность и удобство еды для ребенка.

 

Соцсети также пропагандируют «чистое питание» — а это уже навязчивая идея о том, что дети должны есть только органические, цельные, необработанные продукты, напоминает Гладилина. Такой тренд часто приводит к излишней тревожности и может стать предвестником орторексии — навязчивого стремления к «правильному» питанию. К этому тренду близок и «суперфуд-челлендж» — постоянное желание включить в рацион ребенка модные «суперфуды»: спирулину, киноа, чиа, годжи и т. д. «Да, но при этом часто игнорируются базовые потребности ребенка и его пищевые предпочтения», — предупреждает специалист.

«Как мама, я и сама  нахожусь под постоянным давлением социальных сетей, — признается Дарья Гладилина. — Я вижу идеальные фотографии детских обедов, модные суперфуды и радужные смузи. Это создает непрерывную тревогу и чувство вины: «У всех дети едят авокадо и киноа, а мой — макароны».

Психолог рассказывает, что пару недель назад к ней обратилась мама трехлетней девочки. Мама каждый день готовила по четыре разных блюда, пытаясь соответствовать «идеальному» детскому меню из соцсетей. К вечеру она была совершенно измотана, а дочка все равно ковырялась в тарелке, выуживая лишь привычную еду. 

«Когда мы разобрали ситуацию, выяснилось, что девочка ела разнообразно: разные виды макарон, каши, хлеб, картофель, молочные продукты. Физически она развивалась нормально, была активной и здоровой. Единственной реальной проблемой была тревога мамы, вызванная сравнением с картинками из соцсетей», — говорит Гладилина. 

 

Она предупреждает, что дети очень чутко реагируют на напряжение родителей, чувствуют их тревогу, боятся разочаровать и начинают испытывать стресс сами, поэтому не стоит гнаться за картинкой, лучше учиться получать удовольствие от общения с ребенком в своем стиле.

Влияние социальных сетей на родительские практики становится все более очевидным и многогранным. Психологи предупреждают, что погоня за идеальными изображениями и следование модным трендам, будь то в интерьере, одежде или питании, может создать лишнее давление на родителей, заставляя их сомневаться в правильности своих решений. Важно помнить, что родительство — это не шаблон, а живой процесс, который требует баланса и гибкости. Ребенок развивается не по строгим стандартам соцсетей, а в атмосфере любви, понимания и поддержки, и именно в этих условиях важно находить свой индивидуальный путь воспитания, свободный от навязанных норм и идеализированных образов.

А пока интернет готовится критиковать следующие цвета и тренды (как красно-розовые елки, запрос на которые уже вырос в три раза в ноябре), «мамфлюэнсеры» уже расчищают место в ванных комнатах для того, чтобы, копируя Ким Кардашьян, снова поставить елки и туда. «Все-таки создавайте свои семейные традиции вместо того, чтобы смотреть на тренды из соцсетей», — советует психолог Дарья Гладилина. «Родители должны помнить, что их дети — не части декоративного интерьера», — дополняет Татьяна Куликова.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+