К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Торжество нейросетей и розовый бум: главные модные события 2023 года

Cкульптура Яёи Кусамы перед салоном Louis Vuitton в Париже (Фото Foto Olimpik / NurPhoto / Reuters)
Cкульптура Яёи Кусамы перед салоном Louis Vuitton в Париже (Фото Foto Olimpik / NurPhoto / Reuters)
Прошедший год был показательным для фешен-индустрии: политическая, социальная и экономическая ситуации в мире внесли свои коррективы в планы брендов на светлое будущее. В 2023-м на модную сцену вышел искусственный интеллект, маркам приходилось все чаще извиняться за кампании, а покупатели сходили с ума от розового цвета. Редакция Forbes Life рассказывает, за какими событиями мы следили в течение долгих месяцев
Искусственный интеллект повсюду
Reddit

Искусственный интеллект повсюду

Еще несколько лет назад в модной индустрии только начинали обсуждать развитие диджитал-моды, появление виртуальных примерочных и нарядов, которые создавались для цифровых инфлюенсеров. Но уже в этом году главную роль в гонке технологий получил искусственный интеллект, который внес свои коррективы в работу многих марок. Так, например, Levi’s сняли лукбук, в котором одежду примеряли модели, созданные нейросетями. Проект Outlier использовал в своем дизайне принты, которые были придуманы AI, а Collina Strada и вовсе дал возможность ИИ создать полноценную коллекцию, которая позже была создана в физическом виде.

Искусственный интеллект позволяет брендам упрощать процесс поставок, перестраивать и оптимизировать логистические цепочки, а также помогать делать шопинг покупателей более эффективным и приносить компаниями прибыль. Так, например, в Amazon предлагают подборку похожих модных товаров, анализируя запрос клиентов и их поисковые данные. И естественно, вопрос визуальных возможностей тоже закрывают нейросети, с помощью которых была создана серия кадров с папой римским Франциском, примерившим белый пуховик.

Игра в размеры
Diplo

Игра в размеры

Кажется, вопрос силуэтов все меньше интересовал модные бренды. А все потому, что куда важнее было обратить внимание на размеры собственного произведения, а уже потом только говорить о практичности, эстетике и удобстве. В этом году это отлично доказала команда MSCHF — творческий коллектив из Бруклина, который создает вещи, выходящие за рамки фешен-стандартов. Им, например, принадлежат сатанинские кроссовки Nike Air Max 97 с кровью, выпущенные с Lil Nas X, и кеды Vans с волнообразной подошвой.

В этом году их главный релиз — красные ботинки Big Red Boots, напоминающие обувь мультипликационного героя Астробоя. Их успели примерить и Сара Снайдер, и Хасбик, и Элджей, и целая когорта американских рэперов. А Crocs пошли дальше и выпустили с MSCHF отдельную пару: гигантские желтые «кроксы», которые продавались за $450. Но арт-группировка решила сделать в 2023-м не только самые большие ботинки, но и самую маленькую сумку. Микроскопическая модель Louis Vuitton Onthego была произведена с помощью технологии 3D-печати микромасштабных пластиковых деталей. Изделие купили за $63 750, а вместе с ним в комплекте шел микроскоп, чтобы у обладателя была возможность рассмотреть покупку.

Розовая лихорадка

Розовая лихорадка

Премию самых успешных (и одновременно самых влиятельных) маркетологов в этом году можно вручить команде фильма «Барби», которая смогла заставить весь мир ждать премьеру картины. Модная индустрия, очевидно, во многом приняла этот розовый удар на себя, ведь представить эту игрушечную вселенную без обилия одежды просто невозможно. Barbiecore — модный тренд, основанный на стиле Барби, — в какой-то момент захватил социальные сети: инфлюенсеры собирали комплекты, вдохновленные героинями фильма, а обычные посетители кинотеатров подбирали тематические наряды специально к премьерным показам.

Модные бренды тоже сделали ставку на Barbie. К премьере фильма Zara выпустили коллекцию, вдохновленную образами кукол: розовые платья и сумки в форме логотипа с буквой B, клетчатые сарафаны в оттенке пыльной розы и комплекты из денима по примеру Кена. В магазинах испанской марки появились корнеры с лимитированными изделиями. Покупатели могли почувствовать себя внутри кукольного дома и сделать фото в поп-апе в форме игрушечной коробки. Также в гонку barbiecore вступили АLDO, выпустивший дроп аксессуаров, NYX, представивший палетку теней с зеркальцем в форме телефона-раскладушки, Crocs, обувший в розовые сабо девочек-подростков.

Элегантнее всех выступили стилист Эндрю Мукамаль и модные дома, одевавшие Марго Робби, исполнительницу роли Барби, в промотур. Вдохновлялись дизайнеры архивными нарядами кукол. Так, платье Dilara Findikoglu напомнил комплект из коллекционной коробки Barbie Enchanted Evening. Кастомизированный образ Vivienne Westwood стал адаптацией куклы из 1960-х. Valentino создал мини, дизайн которого основан на кукольной серии Pink & Fabulous. Также в гардеробе современной Барби появились модели Chanel, Versace, Alessandra Rich, Gucci, Moschino в розовом цвете по мотивам гардероба куклы.

Скандалы, интриги, расследования

Скандалы, интриги, расследования

Напряженная обстановка в мире напрямую повлияла на расстановку сил в модной индустрии, в которой репутация компаний и дизайнеров трещала по швам. Прошлый год запомнился сразу несколькими скандалами, которые напоминали о себе и в 2023-м. После обвинений Balenciaga в пропаганде педофилии креативный директор Демна Гвасалия обещал изменить подход к созданию коллекций и кампаний бренда, уделяя внимание не виральности продукта, а крою и качеству изделий. Так и случилось: шоу в последних сезонах уже проходили на театральной сцене и в ателье дома, а не на площадке, напоминающей военный полигон. Зато отношения с братом Гурамом у Демны заметно испортились: родственники обвиняли друг друг в плагиате и выясняли отношения в социальных сетях.

В этом году брендам приходилось часто извиняться за свое творчество. Один из недавних скандалов — кампания Zara с манекенами, которая вышла в период конфликта между Израилем и ХАМАС. В съемке использовали пластиковые фигуры людей, обернутые в белые пакеты, — в социальных сетях такой сет-дизайн сочли за насмешку над погибшими людьми во время военных действий. Испанской компании пришлось просить прощения и объяснять, что проект был отснят за несколько месяцев до трагических событий.

В это же время молодая марка Mowalola извинялась за использование флага Саудовской Аравии: изображение государственного символа появилось на мини-юбке, которую в мусульманской стране восприняли как оскорбление. Досталось даже Stella MacCartney, которую обвинили в несоблюдении собственных принципов осознанного потребления. Марка провела показ осенне-зимней коллекции на конюшне, построив подиум между рядами диких лошадей. В социальных сетях бренда появились комментарии о том, что животных использовали насильно в качестве декораций, а десятки людей могли напугать жеребцов. В итоге компания объяснила, что все проходило под наблюдением специально обученных людей, и напомнила, что в коллекции Stella MacCartney не используются материалы животного происхождения.

Смена поколений

Смена поколений

В этом году модную индустрию потрясла сразу череда смертей мастодонтов индустрии. В 2023-м нас покинули дизайнеры Мэри Куант, Пако Рабан, Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, актриса Джейн Биркин и топ-модель Татьяна Патиц. Одна из самых шокирующих новостей второго полугодия — уход Давиде Ренне, который умер через 10 дней после выхода на пост креативного директора Moschino вместо Джереми Скотта.

В этом году было много кадровых перестановок, которые позволили выйти на модную сцену новым (ну или относительно) лицам. Алессандро Микеле в Gucci заменил Сабато де СарноФаррелл Уильямс возглавил мужскую линию Louis Vuitton, Сара Бертон ушла из Alexander McQueen, уступив свое место Шону МакГирру, Маттео Тамбурини пришел в Tod’s, откуда Уолтер Кьяппони перебрался в Blumarine, а Givenchy остался без Мэттью Уильямса.

После череды назначений в индустрии подняли вопрос гендерного неравенства: за последний год на должность креативного директора назначили едва ли не единственную женщину — ей оказалась Чемена Камали, сменившая в Chloé Габриелу Херст, которая перед уходом успела представить совместный дроп с Atelier Jolie, дизайн-проектом Анджелины Джоли. И, пожалуй, Фили Файло, чей запуск бренда Phoebe Philo клиенты ждали с 2021 года.

Русский след
Louis Vuitton

Русский след

В нынешних геополитических условиях новости о том, как деятели отечественной модной индустрии покоряют международный рынок, могут вызывать только улыбку радости и веры в лучшее. К счастью, в 2023-м имена российских героев на западной арене звучали достаточно часто. Особенно выделились модели: Елена Воищева из Воронежа стала лицом женской коллекции Louis Vuitton, а Татьяна Чурбанова и вовсе стала любимицей фотографов, дизайнеров и стилистов (за год ее портфолио пополнилось обложками Numéro и Harper's Bazaar, кампаниями Sportmax, Celine, Prada).

Козырная карта в этой гонке досталась Гоше Рубчинскому, который в середине декабря объявил о приостановке сотрудничества с Comme des Garçons, закрытии бренда Rassvet и выходе на должность руководителя отдела дизайна Yeezy — компании Канье Уэста. И спустя несколько дней после назначения Рубчинский показал нового амбассадора — актера Ярослава Могильникова, который исполнил роль Ералаша в сериале «Слово пацана», в мерче альбома Уэста Vultures. Зато западные герои в 2023-м активно носили творения российских марок. Например, модели Red September успели примерить Деми Ловато, Джулия Фокс, Холли Бейли, Сиара, а украшения Lili Archive активно носили ASAP Nast, Келли Разерфорд, Валери Леберишель.

Спасение планеты
Matthew Childs·Reuters

Спасение планеты

Борьба за климатические изменения в этом году приняла новые обороты. А все потому, что активные действия начали предпринимать участники сообщества Just Stop Oil, которые в течение долгих месяцев терроризировали галереи и музеи, нанося увечья произведениям искусства. А их коллеги из PETA продолжали напоминать об использовании натуральных кожи и меха брендами: на показе Coach активистка появилась в костюме, который имитировал оголенную тушу животного без шкуры.

При этом марки продолжают модернизировать свои производства, изобретая новые технологичные ткани на основе переработанных материалов. Большое внимание начали уделать UPF-изделиям — вещам, которые защищают от воздействия ультрафиолетового излучения (от него во много зависит климат). На решение этого вопроса влияет и повышение спроса потребителей на винтаж и секонд-хенд. Вторичный рынок одежды растет, так как молодое поколение клиентов не готов мириться с тем, какое количество углеродного газа и неперерабатываемых отходов оставляют после себя модные бренды.

И снова коллаборации
Nike and Tiffany

И снова коллаборации

Отказываться от совместных коллекций модные бренды не планируют. Скорее наоборот, марки старались подходить к запуску коллабораций с новых сторон. Во всей красе выступили Louis Vuitton с Яеи Кусамой, которые выпустили коллекцию сумок и аксессуаров с авторскими паттернами художницы. Не заметить этот дроп было сложно: в Париже появились 15-метровые скульптуры Кусамы, которые украшали бутики модного дома. Объединились мастодонты спортивной экипировки и ювелирных изделий — Nike и Tiffany, выпустившие лимитированную пару Nike Air Force 1 в фирменном бирюзовом оттенке. В серии также появились свисток, щетка для чистки обуви, съемная бирка для шнурков из серебра.

Объединялись бренды не только с коллегами по рынку, но и другими компаниями. Фанаты Crocs, например, в этом году гонялись за парой, которую посвятили Шреку: ради покупки зеленых сабо с накладными ушами и носом клиентам пришлось поучаствовать в розыгрыше. А на последнем показе в Лос-Анджелесе Balenciaga представила совместную серию с сетью органических продуктов Erewhon. В дроп вошли кожаные сумки, имитирующие бумажные пакеты, и бутылки для воды в черном цвете.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+