Музыкант, миллионер, дизайнер: как Фаррелл Уильямс получил работу в Louis Vuitton
О том, что 49-летний Фаррелл Уильямс назначен креативным директором мужских коллекций Louis Vuitton, 14 февраля 2023 года сперва объявили в официальном аккаунте французского модного дома в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) — там появилось три поста-анонса с небольшой разницей во времени и тексте. Сам певец в личном аккаунте удалил все предыдущие посты и оставил для 14,3 млн подписчиков только три фотографии, которые так или иначе связаны с Louis Vuitton, — новоиспеченный дизайнер явно начал новую главу своей жизни.
Об этой же новой главе в развитии Louis Vuitton упомянул в официальном сообщении исполнительный директор дома Пьетро Беккари, выразивший уверенность в том, что творческое видение Фаррелла будет способствовать дальнейшему движению бренда вперед. В нем же подчеркивается, что последние 20 лет Уильямс был визионером в области музыки, искусства и моды, не раз разрушал границы общепринятого и сам стал культурным феноменом. Сообщается, что первая коллекция Уильямса для Louis Vuitton будет показана в июне 2023 года во время Недели мужской моды в Париже.
Должность, которую занял музыкант, пустовала с того момента, как предыдущий креативный директор мужских коллекций Louis Vuitton 41-летний дизайнер Вирджил Абло — к слову, давний друг Уильямса — умер в ноябре 2021 года. За это время никем не возглавляемая дизайнерская команда успела представить четыре коллекции, а среди возможных кандидатов на место Абло назывались имена молодых многообещающих, но не известных широкой публике дизайнеров Мартин Роуз, Бьянки Сондерс, Грейс Уэльс Боннер, Колма Дилана и Джонатана Андерсона.
В итоге в доме предпочли громкое имя и харизматичную личность соавтора множества резонансных проектов и просто большой звезды шоу-бизнеса. Фаррелл не профессиональный дизайнер, но в этом выборе сыграли роль другие, не менее важные в сегодняшней индустрии моды аспекты. Например, его мультикультурное визионерство и огромное влияние на целевую аудиторию.
Как подчеркивает The Wall Street Journal, важен и тот факт, что Фаррелл вслед за Абло уже второй афроамериканец в европейском модном доме, который активно завоевывает американский рынок. Когда в 1997 году в Louis Vuitton решили добавить к историческому арсеналу сундуков и кожаных аксессуаров производство дорогой одежды, на должность ее креативного директора назначили американского дизайнера Марка Джейкобса. Именно он в 2004 и 2008 годах приглашал набирающего популярность соотечественника Фаррелла Уильямса создать совместную коллекцию солнцезащитных очков под названием Millionaire, а затем и коллекцию ювелирных украшений Blason — об этом сотрудничестве упомянуто и в нынешнем официальном заявлении дома.
Бизнес, который построил Фаррелл
Интересно, что это назначение случилось на фоне публикации официального годового отчета LVMH Group, в котором она объявила, что несмотря на геополитическую и экономическую ситуацию, 2022-й стал для нее рекордным годом. Общий доход впервые составил €79,2 млрд, что на 23% выше показателя 2021 года. В этом же отчете обозначен уверенный рост, в том числе и на американском рынке, и рост дохода в сегменте одежды и кожаных изделий на 22%, где Louis Vuitton остается неизменным локомотивом.
Состояние самого Фаррелла Уильямса в прошлом году, согласно двум неофициальным источникам, составляло $250–270 млн. Еще один прошлогодний рейтинг озвучил цифру $200 млн и поставил музыканта на седьмое место среди «30 самых богатых рэперов планеты». Также, по неподтвержденным данным, Уильямс владеет недвижимостью в родном штате Вирджиния на $28 млн и якобы вынашивает планы продажи своего звукозаписывающего лейбла стоимостью $1,2 млрд.
Список официальных активов и достижений Фаррелла Уильямса тоже впечатляет, причем не только в музыкальной, но во многом именно в модной индустрии. И если о громких коллаборациях Уильямса как автора лимитированных коллекций для больших международных брендов известно достаточно широко, то его собственная предпринимательская деятельность афишируется куда меньше.
С 2003 года на пару со своим другом Ниго — японским дизайнером, музыкальным продюсером, а также нынешним креативным директором французского модного бренда Kenzo — Уильямс владеет марками уличной одежды и аксессуаров Billionaire Boys Club, его ответвлениями Ice Cream, Bee Line и Billionaire Girls Club и еще одной стритвир-маркой Human Made. В 2016 году Уильямс также стал совладельцем и дизайнером марки джинсовой одежды G-Star Raw.
В 2008 году Уильямс вложил собственные средства в текстильную компанию Bionic Yarn, которая занимается переработкой извлеченного из океана пластика и изготовлением из полученного сырья высокотехнологичных тканей. В частности, из них шьется одежда принадлежащих Фарреллу брендов Billionaire Boys Club, Ice Cream и G-Star Raw.
Два года назад музыкант-предприниматель запустил собственный бренд экологически чистой косметики Humanrace. А в 2022-м основал онлайн-аукцион Joopiter, на котором в настоящий момент распродает принадлежащие ему винтажные предметы одежды и аксессуары, а также 19 экстравагантных драгоценностей (цены варьируются от $18 000 и до $2,18 млн) в рэперском стиле, созданные на заказ в начале 2000-х американским ювелирным брендом Jacob & Co.
Все эти активности Фаррелла Уильямса объединены в одно мультимедийное предприятие i am OTHER, которое включает в себя модные проекты, лейбл звукозаписи и собственный YouTube-канал. Последний был запущен 10 лет назад в том числе и для продвижения молодых музыкантов, которых поддерживает Фаррелл.
Таким образом, последние 20 лет Уильямс шаг за шагом, последовательно строил не только музыкальную карьеру, но и собственный бизнес. И за это время успел построить еще и семью: с 2013 года музыкант женат на темнокожей модели и дизайнере Хелен Ласичан. У пары растет 15-летний сын Рокет Уильямс, а имена и пол тройни, которая родилась у супругов в 2017 году, они скрывают от общественности и не публикуют фото детей в социальных сетях.
Кроме того, вместе с предпринимателем в области недвижимости Дэвидом Грутманом Уильямс стал совладельцем ресторана Swan и бара Bar Bevy при нем, еще одного ресторана, бара и пляжного клуба Strawberry Moon, а также отеля The Goodtime. В настоящее время партнеры строят курорт и отель Somewhere Else на Багамских островах, который должен открыться в 2024 году.
К слову, сам музыкант в 2020-м тоже перебрался в Майами. Продав за $9,2 млн свою резиденцию в Лос-Анджелесе с кинотеатром под открытым небом, скейт-парком, бассейном длиной более 20 м, спа, несколькими террасами и гостевым домом, он приобрел в городе Корал-Гейблс особняк площадью 17 000 кв. м с девятью спальнями, лифтом, камином, винным погребом, бассейном и собственным причалом для лодок в заливе. Он обошелся музыканту уже в $30 млн.
Коллаборации, союзы и прибыльный хайп
Многочисленные коллаборации Уильямса сформировали его публичную репутацию в мире не уличной, но премиальной моды, сделали его участником рекламных кампаний и модных съемок в глянцевых журналах, героем десятков обложек международных изданий Vogue, GQ, Allure, Elle, W, Esquire, принесли ему официальное звание «иконы моды». Приз в категории Fashion Icon на ежегодной церемонии CFDA Awards (премии Council of Fashion Designers of America, «Совета модельеров Америки») музыканту вручили еще в 2015 году.
В 2013-м Фаррелл создал лимитированную коллекцию солнцезащитных очков для Moncler, а в 2022-м стал одним из 70 дизайнеров, которые придумали свою версию знакового пуховика Maya к 70-летию этого бренда. В 2014-м уже не существующий, но в свое время культовый парижский бутик Colette провел Pharrell Week («Неделю Фаррелла»), во время которой была представлена эксклюзивная коллекция музыканта под брендом Billionaire Boys Club. Вместе с Ниго и под эгидой другой своей марки Human Made Фаррелл выступал соавтором нескольких лимитированных коллекций кроссовок для adidas Originals. Под эгидой Ice Cream он придумывал кроссовки уже для Reebok. А эстетику марки Bee Line воспроизвел в совместной коллекции с обувным брендом Timberland.
В списке его коллабораций можно найти такие неожиданные проекты, как сумка в форме поезда для существующего с 1849 года производителя кожаных изделий Moynat и набор столовых приборов внутри яйца-футляра для Christofle, тоже старинного французского бренда. А также титановые часы Richard Mille RM 52-05 Tourbillon Sapphire с изображением смотрового щитка астронавта, в котором отражается марсианский пейзаж с восходящей Землей, — цена каждого из 30 экземпляров составляла $1 млн.
Но самым громким для самого Уильямса и всей индустрии стал союз с модным домом Chanel и личная дружба с его ныне покойным креативным директором Карлом Лагерфельдом. В 2017 году музыкант создал для Chanel коллекцию из 500 кроссовок — тогда в листе ожидания значилось 120 000 желающих. Спустя три года он придумал капсульную, урбанистическую по духу (то есть «уличную», но очень дорогую) коллекцию одежды Chanel x Pharrell.
Возможно, именно Лагерфельд больше прочих приложил руку к формированию статуса Уильямса в модной индустрии по обе стороны океана. Еще в 2012-м, задолго до сотрудничества, он сделал его одним из героев фотоальбома The Little Black Jacket, посвященного истории маленького черного жакета Коко Шанель (как известно, дизайнер был увлеченным фотографом), а в 2014-м снял Фаррелла в семиминутном рекламном фильме Reincarnation вместе с актрисой Джеральдин Чаплин в роли мадмуазель Шанель и моделью Карой Дельвинь в роли австрийской императрицы Сиси. Для этого видео музыкант еще написал музыку и исполнил песню.
В 2018 году во время дефиле посвященной Египту коллекции Chanel Metiers d'Art Pre-Fall 2019 (это ежегодная коллекция дома, в которой делается акцент на ручное мастерство нескольких ателье и выбирается та или иная национальная и культурная тема) в музее Метрополитен в Нью-Йорке Лагерфельд вывел Фаррелла на подиум в золотом одеянии, схожем с облачением фараона. C того момента музыкант стал использовать в нескольких аккаунтах пафосное прозвище Son of a Pharaoh (англ. «сын фараона»).
Репутацию «небожителя» усилил резонансный проект с Tiffany & Co. — в январе 2022 года музыкант появился на публике в золотых солнцезащитных очках в оправе из 61 бриллианта общим весом 25 карат и с двумя изумрудами на дужках, которые были созданы для него на заказ. Интрига состояла в том, что аксессуар был копией исторических очков Emeralds for Paradise эпохи великих Моголов XVII века, правда, с плоскими изумрудами в качестве линз. Хранящийся в частной коллекции артефакт побывал в 2014 году на выставке «Индия. Драгоценности, покорившие мир» в Московском Кремле, а затем, в 2021-м, продавался на Sotheby’s за £1,5–2 млн, но так и не ушел с молотка.
Тогда же музыкант намекнул масс-медиа, что это лишь первый его совместный проект с Tiffany и он, мол, «обручен» с ювелирным домом. Сейчас эти домыслы, по сути, подтвердил исполнительный директор Tiffany & Co. Александр Арно (один из пятерых детей владельца LVMH Group Бернара Арно), который опубликовал в Instagram личное приветствие Фарреллу в новой должности в Louis Vuitton и добавил к нему фразу: «И да, кое-какие ювелирные украшения Tiffany на подходе!»
Музыкант, продюсер и номинант на премию «Оскар»
Однако не стоит забывать, что если бы Фаррелл Уильямс не был суперуспешным музыкантом и продюсером, он вряд ли сумел бы достичь таких высот на модном поприще и вкладывать деньги в развитие собственных брендов одежды и аксессуаров.
Сын учительницы начальных классов и разнорабочего, родившийся и выросший в городке Вирджиния-Бич штата Вирджиния, свою музыкальную карьеру он начал, еще учась в средней школе в 1994 году на пару с другом детства Чадом Хьюго. Уже к 2003 году 43% композиций, которые крутили на американском радио, были исполнены или спродюсированы их дуэтом под названием The Neptunes. Музыкальные критики характеризовали их стиль как рэп-рок, прогрессивный хип-хоп и авангардный фанк. Правда, годом ранее музыканты переименовали свою группу в N.E.R.D и стали выступать и записывать альбомы под этим названием, а предыдущее сохранили исключительно для продюсерской деятельности.
В качестве саунд-продюсеров Уильямс и Хьюго в разные годы работали с такими исполнителями, как Бритни Спирс, N’Sync, Limp Bizkit, Snoop Dog, Busta Rhymes, Jay-Z, Бейонсе, Гвен Стефани, Алиша Киз, Шакира и Дженнифер Лопес. В 2002 году они спродюсировали дебютный соло-альбом Justified Джастина Тимберлейка, большинство песен для которого были написаны Фарреллом и в свое время предназначались для Майкла Джексона, но были отвергнуты его менеджерами. А в 2008 году Фаррелл спел написанный им сингл Give It 2 Me дуэтом с Мадонной и стал саунд-продюсером ее альбома Hard Candy.
С 2014 по 2016 год Фаррелл был одним из членов жюри телевизионного конкурса The Voice («Голос»), где получал за каждый сезон $8 млн, и оставил это популярное шоу только потому, что не успевал заниматься основной для себя музыкальной деятельностью.
Помимо 13 статуэток «Грэмми» (при 39 номинациях), шести наград авторитетного музыкального журнала Billboard и многочисленных рэп- и хип-хоп-призов, у Фаррелла также есть две номинации на «Оскар». В 2010-м он написал саундтрек для фильма «Гадкий Я», а спустя четыре года его хит 2014 года Happy прозвучал в продолжении «Гадкий Я — 2» и получил номинацию как «Лучшая песня к фильму».
Три года спустя оскаровскую номинацию на «Лучший фильм года» (и аналогичную на премии «Золотой глобус») получила социальная драма «Скрытые фигуры», рассказывающая реальную историю трех темнокожих женщин-математиков, которые трудились в NASA во времена космической гонки 1960-х. Фаррелл выступил и соавтором саундтрека к картине, и одним из пяти продюсеров фильма, который при бюджете $25 млн принес в прокате почти $236 млн.
В 2019-м Уильямс продолжил осваивать эту новую для себя перспективную деятельность и стал сопродюсером детского сериала Brainchild («Вундеркинды») на Netflix, а двумя годами позже — комедийного сериала Harlem («Гарлем»), который выпустила компания Amazon Studio. Сериал уже продлили на второй сезон, в 2023-м он будет показан в 240 странах мира.
В 2022-м дуэт The Neptunes Уильямса и Хьюго включили в Songwriter’s Hall of Fame («Зал славы») в качестве авторов песен среди прочих легендарных музыкантов.
От коллекции олдкаров до филантропических проектов
По мере того как росли состояние Уильямса и его репутация в мире музыки и моды, информации о характерных для рэперов-миллионеров экстравагантных тратах появлялось все меньше. Зато все больше — о социально важных филантропических проектах, защищающих интересы темнокожего населения США.
В 2008 году Фаррелл публично хвастался впечатляющей коллекцией олдкаров, которая включала в себя Ferrari Enzo стоимостью $2,5 млн, McLaren Mercedes SLR, три Rolls-Royce Phantoms и Phantom Drophead Coupe, но с тех пор об этих дорогостоящих игрушках ничего не было слышно. А в прошлом году музыкант решил избавиться и от вычурных рэперских драгоценностей от Jacob & Co.
В 2019 году Фаррелл основал некоммерческую организацию Yellow, которая помогает молодежи получить образование и реализовать свой потенциал. Консультантами выступают представители Гарвардской высшей школы образования и сотрудники NASA, а первая реальная школа для молодежи уже работает в городке Норфолке в штате Вирджиния. Даже музыкальный фестиваль Something in the Water («Нечто в воде» — намек на то, что на берегу океана в Вирджиния-Бич выросло немало талантов), который Фаррелл с того же 2019 года проводит в родном городе, предполагает параллельную программу паблик-токов об образовании и современных технологиях. При этом VIP-билет на трехдневное событие стоит от $525 до $600, и на грядущий фестиваль в апреле 2023-го эта категория полностью распродана. В целом фестиваль может принять около 200 000 гостей.
В 2021-м музыкант-филантроп запустил еще одну некоммерческую инициативу Black Ambition, которая инвестирует в перспективные стартапы представителей темнокожего и латиноамериканского населения страны и борется с расовыми предрассудками. Уильямс на пару с Jay-Z записал по этому поводу совместную композицию Entreprenuer, а авторитетный журнал Time в 2020 году посвятил ему целый номер с выносом «The New American Revolution» («Новая американская революция») на обложке.
К новой должности в Louis Vuitton Фаррелл Уильямс подошел на пике своей многолетней карьеры. Во французском доме явно рассчитывают на его творческую энергию и никогда не обманывавшее чутье на коммерчески успешные проекты. Вслед за двумя своими предшественниками — Вирджилом Абло и британцем Кимом Джонсом (креативный директор с 2011 по 2018 год) — он призван представить новое видение «уличной моды» на премиальной почве LVMH Group с почти безграничными производственными возможностями.