«Кризис — лакмусовая бумажка, она делит все на черное и белое». Как предпринимательницы переживали пандемию
Юлия Федоришина, сооснователь детских ресторанов Ribambelle
Сеть детских ресторанов Ribambelle буквально за 48 часов запустила с нуля сервис по онлайн-доставке. Во время самоизоляции осуществляли доставку еды, тортов ручной работы, творческих наборов, а чтобы родители могли делать поделки вместе с детьми — отсняли видеоролики. За время карантина развезли обедов для врачей на 4 млн рублей.
«Кризис — лакмусовая бумажка, она делит все на черное и белое. С такой ясностью и просто, и страшно одновременно... Мы сохранили 70% персонала, расставшись только с теми, кто был взят с планом на расширение, от которого временно пришлось отказаться. Планируем вывести на работу всех сотрудников. Работы на каждую единицу персонала будет меньше, но мы их тем не менее задействуем. Мы хотим сохранить людям работу».
Марина Росс, CEO Hydrop
До пандемии специализировалась на изготовлении нанокосметики для одежды и обуви, но еще осенью (не зная о перспективах коронавируса) запустила производство защитных тканевых масок для лица — и таким образом весной 2020 года спасла свой бизнес от банкротства.
«Сначала наши партнеры, наши коллеги нас троллили, смеялись над нами, когда мы в феврале поехали к французским коллегам уже в масках. На нас и обычные люди косились, как на дурачков, потому что даже знающие люди в тот момент не осознавали всю серьезность проблемы. Но очень скоро оказалось, что маски — самый необходимый инструмент для выживания в текущих условиях... У нас очень большая выручка сейчас, но просто плачевная прибыль. Все контракты, которые мы заключали с большими клиентами еще в марте, когда цены на сырье были другие. Сейчас по некоторым контрактам мы работаем себе в убыток. А врачам мы вообще отдаем все по полной себестоимости, то есть себе в минус, потому что мы тратим на это время, силы, зарплату сотрудникам платим. Поэтому у нас очень много работы, но при этом фактических денег в компании очень мало. Но все равно здорово, когда есть работа, — и здорово, когда мы можем помогать».
Светлана Большакова, Татьяна Булыгина, основатели лектория «Прямая речь»
На карантине запустили онлайн-школу по основным предметам школьной программы. Преподавателями выступили лекторы «Прямой речи» — Дмитрий Быков, Илья Колмановский, Тамара Эйдельман и другие. Стоимость одного занятия составляет 500 рублей.
«Кризис сильно ударил по нам — пришлось сократить расходы, распустить офис... Наши лекции нужны огромному количеству людей — это главное. И это придает нам силы!
В конце марта, в самом начале режима самоизоляции, когда школы уже закрылись, мы решили открыть бесплатный доступ к нашему архиву. Мы сами многодетные матери — у каждой из нас по трое детей, и мы прекрасно понимаем, что значит, когда дети дома круглосуточно и их надо занять чем-то полезным. И мы решили, что без какой-то пищи для мозга никак.
Мы попросили слушателей после недельного прослушивания выбрать несколько самых интересных лекций и предложить свой топ-список лучших. Количество желающих было огромным! Те, кто опубликовал топ наших лекций, получил дополнительную бесплатную подписку на месяц (обычно подписка на видеоархив наших лекций стоит 1750 рублей). Финансово, конечно, было непросто сделать бесплатный доступ — но по отзывам мы видим, как это было важно».
Анастасия Татулова, основательница сети детских кафе «АндерСон»
До кризиса ее сеть «АндерСон» насчитывала 50 собственных и франчайзинговых точек, совокупная выручка сети в 2018 году оценивалась в 2 млрд рублей. После встречи с президентом продолжает добиваться помощи для малого и среднего бизнеса, активизирует других предпринимателей, в своем аккаунте в Facebook ведет регулярные отчеты о том, как меняется ситуация.
«Похоже, так как мы работали давно, надо было самим повыкидывать балласт, накопленный за многие годы. А именно: неэффективные процессы, плохая производительность, отсутствие скорости, подмена профессионализма лояльностью, люди, которые давно перестали давать результат, но как бы за прошлые заслуги отлично сидели на пенсии. Когда ты возвращаешься в стадию стартапа, многие вещи становятся проще. Ты встаешь снова работать руками, и находятся неочевидные решения, куда более эффективные. Ибо «голь на выдумки хитра» и «художник должен быть голодным», ну и все такие бесящие своей правдой пословицы».
Анна Лунегова, основатель йога-студии «Материал»
Анна Лунегова в конце марта закрыла двери йога-студии и перевела бизнес в онлайн-формат, начав проводить практики по Zoom. Стоимость разового посещения онлайн-занятия — 400 рублей. Также раз в день проводились открытые свободные для посещения классы для всех желающих. После выхода из карантина студия работает и в онлайн- и офлайн-формате.
«Мы работаем через платформу Zoom, потому что нам важно иметь возможность общаться с людьми. Когда вы находитесь в Москве и видите людей из разных уголков нашей страны: Алма-Аты, Оренбурга, Новосибирска, Красноярска, Сочи, Санкт-Петербурга, Белгорода, чувствуется единение. Люди потом пишут: «Мы сидели и рыдали». Не только они, но и мы. Это невероятные эмоции. Наши постоянные гости в домашней обстановке — с детьми, питомцами, в окружении друзей, на даче, на море, кто где. Это вдохновляет и мотивирует. Благодаря сложностям сегодняшнего положения мы вышли на новые возможности, получая невероятный опыт присутствия в онлайн-пространстве».
Хатуна Колбая, соосновательница Speelo Group («Саперави», «Вай-мэ», бар «Комета», SOS.Cafe)
Из девяти кафе Speelo Group во время карантина навынос и доставку работало четыре. Выручка покрывала зарплату сотрудникам, коммунальные платежи и обязательства перед поставщиками. Также компания предоставляла бесплатные обеды врачам и пенсионерам.
«По состоянию на 30 апреля нами доставлено 1037 бесплатных обедов медикам ГКБ №40, ГКБ №52, ГКБ №50 им. С.И. Спасокукоцкого, ГКБ №15 им. О.М. Филатова и УКБ №1 им. И.М. Сеченова. Наша инициатива не влияет на выручку. Мы сами покупаем продукты, топливо, чтобы развозить обеды, одноразовую посуду, приборы и упаковку, платим зарплату персоналу. Факт, что данная инициатива очень сплотила наших сотрудников, поставщиков и всех неравнодушных... Совершенно точно ясно одно — так, как раньше, уже не будет, и придется привыкать жить в новой реальности. Мы надеемся просто открыть наши кафе и продолжать готовить и встречать гостей так же, как и делали это в «прошлой» жизни!».
Анастасия Черданцева, генеральный директор MIXIT «Лаборатория современной косметики»
За период карантина компания MIXIT потеряла более 60% оборота. Косметическая компания переориентировалась на производство санитайзеров. MIXIT направила в больницы косметические наборы: кремы для лица (ночные/дневные), наборы патчей для глаз, маски для лица.
«Мы практически сразу переориентировали производство, когда увидели острую необходимость в санитайзерах. На начальном антикризисном этапе мы сразу приняли решение отдать часть средств на благотворительные нужды... Мы изучили списки больниц, которые были перепрофилированы полностью или частично под пациентов с Covid-19, запросили количество медицинского персонала, которое задействовано в борьбе с пандемией, и рассчитали для них косметические наборы. Они востребованы из-за того, что врачи работают много часов в масках, которые не дают коже дышать, постоянно находятся в перчатках... Бизнес ждет долгий восстановительный период. Мы уверены на 100% в том, что антисептические товары не исчезнут из нашего портфеля, потому что население будет более внимательно относиться к гигиене в общественных местах и на рабочем месте».
Ольга Зиновьева, основательница сервиса продуктовых наборов с быстрыми рецептами Elementaree
Пока целые отрасли умирают из-за пандемии, захватившей мир, есть отдельные сферы, показывающие небывалый рост. Например, доставка еды. В январе 2020 года компания продавала 52 000 ужинов в неделю, в мае — более 100 000. Чтобы адаптироваться под новый запрос, компания стала продавать большой стандартизированный набор от шефа, который включал в себя 7 кг еды и хранился два месяца. Во время карантина Elementaree привлекла новый раунд инвестирования— РФПИ, Bonduelle и соинвесторы вложили в проект $5 млн.
«Из-за коронавируса спрос у нас взлетел в два-три раза. Больше 40% людей перешли на удаленную работу, дети тоже дома, поэтому общее количество случаев готовки сильно выросло».
Ольга Селиванова, владелец компании «Вертолетная тема»
До кризиса основным направлением компании была аренда вертолетов, бизнес-полеты с целью экономии времени топ-менеджеров, а также паломнические направления. В условиях пандемии спрос на аренду падал, компания перепрофилировалась в вертолетную доставку. Услуга оказалась популярной у премиального сегмента. Стоимость доставки вертолетом начинается от 35 000 рублей за 80-90 км.
«Помог случай: к нам обратился дипломат из Камеруна и попросил перевезти из Вологды в Санкт-Петербург беременную жену. Затем пришел запрос привезти продукты питания на вертолетах в элитный поселок, так как туда было не добраться сухопутно. Услуга оказалась популярной у премиального сегмента. На Рублевку возим то маленьких собачек, то украшения. Сборными грузами заполняем вертолет, и люди счастливы... Мы живем в эпоху, когда в два клика все, что нужно, у вас под дверью. Люди не всегда задаются вопросом, как им это доставят: вертолетом, истребителем или самокатом. Важно лишь время».
Марта Агеева, сооснователь «Экскурс-бюро 1»
Компания запустила в продажу «Твой билет на свободу» — он стоит 500 рублей и действует год с момента снятия карантина. По нему можно будет погулять на любой групповой прогулке из расписания. Во время самоизоляции поддерживали связь с клиентами через соцсети, сделали серию образовательных материалов в инстаграм.
«Конечно, лето 2020 года для дорогих и эксклюзивных туров с индивидуальными клиентами или крупными компаниями мы уже потеряли. Не будет у нас клиентов из списка Forbes из разных стран и сложных сценариев для крупных российских корпораций или корпоративных прогулок для банков и брендов, как это обычно бывает. Будем активно развивать внутренние прогулки для гостей и жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Мне кажется, экскурсии на воздухе в малых группах, для всех, кто никуда не уехал, будут актуальны. Такие путешествия из Москвы в Москву: ведь многие Рим, Париж и Лондон знают лучше, чем столицу... Турбизнес ждет гибкость и борьба за клиентов. Все будем ориентироваться на внутренний рынок. Его давно пора встряхнуть по всей России».
Премия Forbes Woman Mercury Awards будет вручаться женщинам-предпринимательницам, которые наиболее успешно проявили себя в период пандемии — и сумели не только спасти свой бизнес, но и запустить благотворительные и социальные инициативы, направленные на борьбу с COVID-19 и помощь пострадавшим. Победительницы будут удостоены специальных призов от ювелирной компании Mercury, станут героинями обложки сентябрьского номера Forbes Woman и получат возможность рассказать о своих проектах на страницах журнала. Все подробности о конкурсе и процедуре подачи заявок — здесь.