К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Крестовый поход «АндерСона»: зачем детские кафе воюют с Роспотребнадзором

Фото Ивана Куринного для Forbes Woman
Фото Ивана Куринного для Forbes Woman
Основательница сети «АндерСон» Анастасия Татулова хочет взыскать с Роспотребнадзора 7 млн рублей за клевету – именно так предпринимательница интерпретировала сообщение санитарного ведомства об обнаружении в кафе кишечной палочки

Основательница сети детских кафе «АндерСон» Анастасия Татулова никогда не боялась публично отстаивать свои права. Еще в 2017-м предпринимательница боролась с навязчивыми проверками правоохранительных органов, в прошлом году вела хроники войны с рейдерами за одно из помещений в Москве, а в последние недели сосредоточилась на критике устаревших санитарных правил и норм (СанПиН). Причиной этой критики послужила плановая проверка кафе Роспотребнадзором.

25 марта московское управление ведомства отчиталось о предварительных результатах инспекции: сотрудники службы обнаружили нарушения санитарно-эпидемиологических требований в 14-ти из 17 столичных «АндерСонов», а в 15-ти из 25 исследованных образцов блюд они нашли кишечную палочку. Татулова в ответ обвинила Роспотребнадзор в несоблюдении регламентов проверки и фальсификации проб. По ее мнению, исследуемый материал инспекторы подменили из мести за ее принципиальную позицию в отношении СанПиН.

Бывший маркетолог из Электростали и выпускница бизнес-школы Сколково, Татулова развивает проект «АндерСон» с начала 2010-х. Сеть состоит из 50 заведений в Москве, регионах и за рубежом и развивается, в том числе по франшизе. В планах на этот год — открыть еще 15 точек и расширить сбыт кондитерских изделий собственного производства. Выручка юрлица «АндерСона» в 2018-м составила порядка 2 млрд рублей. Forbes разобрался, чем грозит компании конфликт с Роспотребнадзором и почему кейс Татуловой важен для всей индустрии общепита.

 

Чем грозят «АндерСону» претензии Роспотребнадзора?

За нарушение санитарных правил компании формально грозит административная ответственность. Согласно статье 6.6 КоАП, максимальный штраф для юрлица – 50 000 рублей, для должностного – 10 000 рублей. Кроме того, Роспотребнадзор через суд может потребовать приостановить работу кафе-нарушителей на срок до 90 суток. «В этом случае, помимо финансовых потерь, наиболее существенными для сети детских кафе будут репутационные потери. Все происходящее нанесет серьезный урон посещаемости», — рассуждает управляющий партнер адвокатского бюро «Казаков и Партнеры» Дмитрий Казаков.

Татулова уже сталкивалась с подобным давлением со стороны Роспотребнадзора. Еще в 2014-м один из «АндерСонов» закрывался на 90 дней за несоответствие нормам площади кухни и зала. Убытки для бизнеса тогда составили 15 млн рублей, оценивает предпринимательница. Прямо сейчас по требованию санитарного ведомства простаивает другое заведение сети – на Страстном бульваре. 21 марта, еще за несколько дней до публикации пресс-релиза о кишечной палочке, кафе было закрыто на 60 суток из-за отсутствия отдельной канализации. Но это требование невозможно удовлетворить в большинстве московских зданий, сетует Татулова. По ее оценке, ежедневно компания недополучает 100 000 рублей — такова средняя выручка закрытой точки.

 

Плановая проверка «АндерСонов» продлится еще около трех недель – тогда и станет понятен совокупный ущерб для бизнеса. А пока главный урон нанесен по репутации заведений. «Сотрудники Роспотребнадзора буквально живут в наших кафе, они приходят и мешают работать. Клиенты забирают предоплату за мероприятия, которые собирались провести у нас: «Вас закроют — а у нас накроется выпускной», — рассказывает Татулова.

В чем обвиняет Роспотребнадзор основательница «АндерСона»?

Анастасия Татулова прямо называет заявление Роспотребнадзора «клеветой». Образцы блюд инспекторы брали голыми руками и складывали в нестерильные контейнеры, которые доставлялись в лабораторию в обычных дамских сумках, а не сумках-холодильниках, утверждает предпринимательница. По ее словам, компания каждый месяц сдает аналогичные пробы в независимую лабораторию по собственной инициативе – и с декабря, когда Роспотребнадзор уведомил о проверке, до марта не выявила никаких нарушений. Об обнаружении кишечной палочки в кафе Татулова узнала из пресс-релиза на сайте санитарного ведомства. «АндерСон» предварительно не получил ни акта проверки, ни протоколы отбора образцов блюд, ни предписания об устранении нарушений, утверждает она.

Предприниматель готовит иск о защите деловой репутации (копия проекта иска есть в распоряжении Forbes). Компания Татуловой требует от московского управления Роспотребнадзора удалить с сайта пресс-релиз о предварительных итогах проверки, опубликовать опровержение и выплатить компенсацию нематериального вреда в размере 7 млн рублей. На фотографиях, якобы сделанных инспекторами в «АндерСоне» и опубликованных вместе с пресс-релизом, на самом деле запечатлен подвал под кафе на улице Гиляровского, который не имеет к сети никакого отношения, подчеркивается в проекте иска.

 

Чем Роспотребнадзор объясняет пристальный интерес к «АндерСону»?

Роспотребнадзор объясняет интерес к компании Татуловой «многочисленными нарушениями, установленными при проведении внеплановых проверок в связи с жалобами потребителей» в период 2015-2018 гг. Предоставить Forbes дополнительные комментарии до окончания плановой проверки представитель ведомства отказался.

Владелица «АндерСона» убеждена в ином мотиве инспекторов – «запугивание и месть». Она напомнила, что посвятила почти все свое выступление на форуме «100 шагов к благоприятному инвестклимату» Агентства стратегических инициатив (АСИ) в декабре 2018-го деятельности Роспотребнадзора. «Я для них — личный враг», — констатирует предпринимательница.

Что не так с санитарными правилами и нормами?

Все очень просто: СанПиН для бизнеса безнадежно устарел – многие правила и нормы были разработаны еще в советские годы и к 2010-м потеряли всякую актуальность, объясняет Татулова. Например, «методические указания по санитарно-бактериологическому контролю на предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами» утверждены Минздравом СССР в 1982 году. Согласно документу, образцы блюд из «АндерCона» сотрудники Роспотребнадзора должны были положить в «стерильные банки, закрытые двумя слоями бумаги и обвязанные бечевкой».

По поводу устаревших норм в январе 2019-го на Гайдаровском форуме иронизировал даже премьер-министр Дмитрий Медведев: «Есть требование – оно сохраняется – к организациям общественного питания по высоте смеси яиц при приготовлении омлета. Причем это дословно звучит таким образом: при приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2–3 см, ставят в жарочный шкаф с температурой 180–200 градусов на 8–10 минут. Иначе жарить нельзя, просто пометьте себе». Тогда же председатель правительства констатировал неизбежность обновления СанПиН.

«Всем в отрасли понятно, что СанПиН, который был принят кучу десятилетий назад, давно морально устарел и не соответствует никаким реалиям жизни», — подтверждает Дмитрий Левицкий, президент ресторанного альянса РЕАЛ и сооснователь баров «Куклы-пистолеты» и «Дорогая, я перезвоню». По его словам, «при желании» санитарные инспекторы могут закрыть абсолютно любое заведение общепита.

 

26 марта – на следующий день после скандала вокруг «АндерСона» («В совпадения я не верю», – комментирует Левицкий.) – президента РЕАЛа вместе с представителями других крупных игроков ресторанного рынка пригласили на совещание с руководителем Роспотребнадзора Анной Поповой. На встрече стороны решили создать рабочую группу для разработки проекта новых СанПиН. Но Роспотребнадзор отвел под эту задачу всего три дня – успеть подготовить документ за такой срок нереально, говорит Левицкий.

С ним согласен и президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, который присутствовал на совещании. «За три дня разработать новые правила?! Это нереально», – не скрывает гнева эксперт. В рабочую группу он входить отказался – Бухаров выступает не за коррективы, а за отмену СанПиН: «Они нам не нужны. У нас есть технические регламенты, которые юридически более значимы, по ним можно спокойно работать».

Кто, кроме «АндерСона», в последние годы попадал под каток проверок?

Заведения общепита в последние годы не раз сталкивались с претензиями контролирующих органов. Так, в августе 2014 года Роспотребнадзор на время закрыл четыре ресторана McDonald`s в столице, в том числе первый российский ресторан сети на Пушкинской площади. Официально — из-за нарушения санитарных норм. По версии источников «Коммерсанта» – по поручению правительства. Для компании давление в итоге вылилось не только в простой нескольких точек, но и в штрафы, которые McDonald’s оспаривал в суде.

Меньший по масштабу, но не менее показательный скандал случился в 2016 году с петербургским кафе «Бейрут». После проверок Роспотребнадзора, МЧС и Следственного комитета хозяйка заведения Елизавета Извозчикова оказалась фигурантом уголовного дела по части 1 статьи 238 УК России («… выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). Предпринимательница подозревала, что дело носило заказной характер – так, по ее мнению, «Бейруту» мстил обиженный сотрудник правоохранительных органов, которого Извозчикова отказалась пустить в туалет в своем заведении. Суд в результате ограничил санкции по отношению к кафе штрафом в 40 000 рублей, а уголовное дело постановил закрыть. Выручка «Бейрута» на время скандала упала на треть, оценивала владелица кафе.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+