Билет на свободу. Как выживает и на что рассчитывает турбизнес в эпоху пандемии
Пора признать: сорваться на ретрит на Бали или махнуть на выходные в Прагу нам вряд ли удастся в краткосрочной перспективе. Согласно исследованию компании Wanta Group, жители российских городов-миллионников считают, что смогут отправиться в отпуск не ранее чем через полгода после отмены режима самоизоляции. В основном соотечественники готовы искать доступный досуг в соседних регионах, ориентируясь в первую очередь на регионы с морем, горами, озерами и другими природными достопримечательностями (Валдай, Селигер, Ильмень и т. д.). Туристические компании тоже делают ставку на внутренние направления. Как сегодня выживает турбизнес? Три предпринимательницы рассказали об убытках, перестройке и планах на будущее.
Юлия Липатова, генеральный директор агентства делового туризма «Аэроклуб»
Основное направление нашего бизнеса — организация командировок для корпоративных клиентов. Бронирование билетов, отелей, визовая поддержка — полный цикл. Все наши услуги максимально автоматизированы: порядка 60% операций происходят в онлайне без участия наших сотрудников, автоматически учитываются тревел-политика клиентов, анализируются и оптимизируются бюджеты, обеспечивается цифровая отчетность по командировкам. Второе направление бизнеса связано с организацией деловых мероприятий в России и за рубежом.
Первый удар был связан с деловыми поездками за границу, причем это происходило намного быстрее закрытия границ. В начале марта падение спроса на международные направления составило порядка 30—40%, а к середине месяца уже достигло 100%. При этом отрасль начала проседать и по внутренним направлениям: в марте спрос на деловые поездки представителей бизнеса по России сократился на 65%. На текущий момент мы сохраняем не более 5% бизнеса, связанного с организацией командировок. Он поддерживается преимущественно за счет направлений, связанных с добычей и обработкой природных ресурсов: например, Новый Уренгой, Южно-Сахалинск, Ханты-Мансийск, Нижневартовск. Незначительную деловую активность сохраняют и представители таких индустрий, как телеком, ретейл, консалтинг, FMCG. С апреля полностью встала и MICE-индустрия.
В 2019 году наш оборот составил 30,7 млрд руб. Конечно, никто не ожидал такой обвальной ситуации в бизнесе, когда обороты компании упали практически до нуля.
Главное, что за время кризиса мы не потеряли свой основной капитал — наших клиентов. А это более тысячи крупнейших российских и зарубежных компаний, среди которых «Сибур», «Русал», «Яндекс», McDonald's, «МегаФон», Volvo, Imperial Tobacco, Merz, Pepsico и другие. Это дает нам уверенность, что компанию ждет пусть постепенное, но гарантированное восстановление деятельности в прежних объемах и дальнейший рост.
Спасаем себя сами. В первую очередь это колоссальная работа по сокращению затрат. Наша главная цель — сохранить команду. Непростым, но, на мой взгляд, единственно верным решением был перевод абсолютно всех сотрудников, от топ-менеджеров до линейного персонала, на режим сокращенной рабочей недели с пропорциональным сокращением оклада.
Также еще до официального введения режима самоизоляции мы перевели 100% сотрудников, причем не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге и Владивостоке, на дистанционную работу — да, мы не сократили арендные площади, но можем экономить за счет офисной канцелярии, на услугах клининга, электроэнергии, печати и обслуживании техники и прочих ежедневных и весьма существенных офисных затратах.
Огромная работа была проведена и с нашими клиентами, и мы говорим спасибо каждому из партнеров, кто заблаговременно погасил задолженность, перешел на авансовую схему взаиморасчетов, сократил период отсрочки платежа, компенсировал наши потери от неиспользуемого ресурса транзакционных сотрудников.
Я абсолютно убеждена, что бизнес должен быть в постоянном движении, экспериментировать, развиваться — даже в кризис. Как ни странно это прозвучит, но сейчас у нас есть для этого все возможности. На фоне спада операционной активности у нас появился уникальный шанс сфокусироваться на том, что откладывалось так давно, до чего не доходили руки и на что вечно не хватало времени. Сейчас мы сделали ставку на разработку новых продуктов и проектную деятельность. Это и IT-проекты в области Big Data и искусственного интеллекта, и персонализация сервиса для путешественников. Одним из фокусов стал масштабный проект по трансформации сервиса.
Как и многие бизнесы, мы учимся работать в онлайне — в частности, наше MICE-подразделение запустило свой онлайн-продукт для организации мероприятий и уже провело на этой платформе конференцию на 900 человек для крупного международного бренда из индустрии продуктов питания.
Думаю, что при позитивном сценарии восстановление индустрии бизнес-тревел займет не менее шести месяцев, при негативном — не менее года. После чего последует неизбежный рост. Я абсолютно не верю, что люди втянутся в совещания по Zoom и перестанут летать. Напротив, после выхода из кризиса большинство из нас будет использовать для этого любую возможность. Ценность личного контакта с коллегами, переговоров лицом к лицу с клиентами и поставщиками не заменят никакие технологии дистанционного общения.
Нина Синицына, сооснователь «Дружеской регаты»
Вместе с мужем мы занимаемся организацией парусных путешествий по всему миру, один из любимых и основных продуктов — семейные смены с детьми.
В марте границы закрыли и наш бизнес остановился. Поэтому сейчас мы оказались в ситуации, когда у нас нет поступлений, а все деньги мы вложили в оборот бизнеса, который заморозился. Оборот в 2019 году составил 750 000 евро. На этот год у нас были большие планы, и начало его было очень оптимистичное: мы начали с путешествия на Карибы, пересекли Атлантический океан. Хорошо, что успели до тотального закрытия.
Офис у нас виртуальный, мы давно работаем на удаленке. С сотрудниками мы договорились, что пока платим столько, сколько можем. Клиенты тоже пошли навстречу в этой ситуации. К счастью, за те шесть лет, что мы существуем на рынке, у нас сложилось очень лояльное сообщество людей, которые с нами не один год. Мы общаемся с каждым участником, пока все нас поддерживают и с пониманием относятся к ситуации.
Как правило, наши клиенты — это обеспеченные люди, в основном новички в яхтинге, либо те, кто уже ходил сами и хочет показать безопасный и интересный яхтинг своей семье. Все запланированные на 2020 году семейные программы — в Исландии, Италии и Франции — мы перенесли на 2021 год. Чтобы люди, которые уже сделали предоплату и согласились оставить депозит, смогли поехать в следующем году по той программе, которая была запланирована на этот. Майскую регату перенесли на сентябрь.
Чтобы выжить, мы ушли в онлайн. Запустили онлайн-квест «Твентин Карантино» для детей: они путешествуют виртуально по разным странам, разгадывают загадки, учатся работать с поисковиком и картами. Также мы проводим дни рождения с авторскими сценариями и сюрпризами. Еще мы сделали онлайн-магазин: все товары — одежда, декор, аксессуары — связаны с морем. Сейчас разрабатываем новые направления, например пишем план по Швеции. Хотим делать путешествия по России, но уже в совершенно новом формате.
Потребность в путешествии сохранится, мне кажется. Это одна из базовых потребностей — развитие, расширение кругозора, эмоциональная перезагрузка через перемену мест и проживание нового опыта.
Марта Агеева, сооснователь «Экскурс-бюро 1»
Последняя групповая прогулка у нас была 12 марта с французскими журналистами. Они до последнего думали, что их не выпустят, но прилетели в Москву. После этой экскурсии мы решили прекратить все туры — просто стало тревожно за здоровье гидов и клиентов. Первое время еще шли запросы на индивидуальные туры в Москве и Петербурге, так как театры, музеи и лектории закрывались, а развлечений всем по-прежнему хотелось.
Особенно много было запросов «хотим развлечь школьников, которые устали сидеть дома», но мы отказывали даже малым группам.
В целом упаднических настроений у нас не было. Мы в неплохом положении: нет расходов на офис (все семь лет работаем дистанционно), оборудование для экскурсий в собственности. С нескольких крупных проектов были отложены деньги «на развитие», их и тратим сейчас на зарплаты дизайнерам, SMM-специалистам, менеджерам. Все наши гиды работают проектно и без карантина знают, что если есть проект, то есть оплата, если нет, то нет. Поэтому все они имеют постоянное место работы, а у нас получают лишь дополнительный заработок.
В начале года было довольно много крупных проектов. На открытии нового терминала аэропорта Шереметьево мы проводили тур для гостей и членов Правительства Москвы, также у нас были индивидуальные клиенты из Германии, Франции и Англии с традиционно непростыми, но при этом хорошо оплачиваемыми запросами — от гонок на танках до разработки маршрутов «По Москве моей молодости» с организацией ретро-автомобилей и костюмов из прошлого. Недавние крупные заказы, которые были в начале этого года, позволяют чувствовать себя свободнее. Оборот у нас в среднем от 700 000 до 1 млн рублей в месяц, но с оговоркой на сезон — летом всегда цифры выше.
Конечно, лето 2020 для дорогих и эксклюзивных туров с индивидуальными клиентами или крупными компаниями мы уже потеряли. Не будет у нас клиентов из списка Forbes из разных стран и сложных сценариев для крупных российских корпораций или корпоративных прогулок для банков и брендов, как это обычно бывает.
Будем активно развивать внутренние прогулки для гостей и жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Мне кажется, экскурсии на воздухе в малых группах, для всех, кто никуда не уехал, будут актуальны. Такие путешествия из Москвы в Москву: ведь многие Рим, Париж и Лондон знают лучше, чем столицу.
На днях запускаем в продажу «Твой билет на свободу» — он будет стоить 500 рублей и действовать год с момента снятия карантина. По нему можно будет погулять на любой групповой прогулке из расписания. Невероятно приятно, что многие клиенты покупают сейчас индивидуальные туры и билеты с открытой датой, чтобы поддержать нас, хотя мы не просили об этом.
Несмотря на то, что я не очень люблю онлайн-формат, сидя дома, придумала проект «Экскурсии из окна». Например, из окна моего дома видно три вокзала, высотки — про них и буду рассказывать коротко в инстаграме. А потом попрошу подписчиков присылать их виды из окна и буду делать экскурсии по ним — это должно наполнить дополнительным смыслом бесконечное созерцание одного и того же пейзажа, который, мягко говоря, всех уже утомил. Также планирую сделать онлайн-школу гидов, после него устроим Всероссийский отбор гидов по скайпу и отберем к себе в команду лучших. Стараемся поддерживать связь с клиентами через соцсети, делаем серию образовательных материалов в инстаграм. Как Москва уже переживала пандемии? Как в XIX веке развлекали детей дома? Как развлекались взрослые — даем рецепты коктейлей, рассказываем про игры из прошлого.
Турбизнес ждет гибкость и борьба за клиентов. Думаю, будут скидки в отелях, музеях, совместные акции и коллаборации. И, конечно, все будем ориентироваться на внутренний рынок. Его давно пора встряхнуть по всей России.
- «Так, как раньше, уже не будет»: Анастасия Татулова и еще три женщины во главе компаний о том, как выжить в этот кризис
- У этой войны женское лицо: 5 историй врачей, которые каждый день сражаются с пандемией
- «Успели сделать то, на что никогда не хватало времени»: как женщины из разных отраслей бизнеса работают на удаленке