«Людей приходится увольнять пачками»: 6 историй о том, как бизнес переходит в онлайн, чтобы выжить
«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» — кажется, слова Иосифа Бродского актуальны как никогда. Пока весь мир стремительно уходит в онлайн-изоляцию, многие направления бизнеса находятся на грани вымирания. Но некоторые сдаваться не планируют.
Юлия Федоришина, сооснователь детских ресторанов Ribambelle
«Кризис — лакмусовая бумажка, она делит все на черное и белое. С такой ясностью и просто, и страшно одновременно. Детские рестораны одни из первых почувствовали, что что-то не так. С февраля у нас резко упала выручка, люди стали отменять праздники, забирать депозиты. Да, в информационной повестке уже говорили про вирус, но мы не думали, что это распространится так быстро и глобально, предполагали, что Китай купирует это у себя. Но материнский инстинкт, видимо, подсказывал мамам оставаться с детьми дома.
В нашем бизнесе задействовано много людей: повара, официанты, аниматоры, сотрудники творческих студий. Вся ответственность за них лежит на моих плечах и моего бизнес-партнера Ойгуль Мусахановой. Из-за резкого спада текущей выручки, чтобы выплачивать сотрудникам зарплаты, мы используем прибыль с прошлого года. Ее мы откладывали на развитие новых проектов, но людям надо на что-то жить. Часть сотрудников наш HR трудоустроил в компании, которые сейчас набирают людей, другим наш юрист оказывает юридическую помощь в переговорах с банками по кредитам и ипотеке.
Команда включила режим «турбо» и за 48 часов запустила с нуля сервис по онлайн-доставке. И это просто невероятно. Мы доставляем еду, торты ручной работы, творческие наборы, а чтобы родители могли делать поделки вместе с детьми, мы отсняли видеоролики. Мы прекрасно понимаем, что наша доставка не такая быстрая, как у профессиональных служб, но мы предлагаем качественную еду и удобный формат полуфабрикатов для мам, ну и безопасную бесконтактную доставку исключительно на личном транспорте. На прошлой неделе мы запустили продажи депозитных и подарочных карточек на будущие походы в наши рестораны. Мы как лягушка из знаменитой притчи — пытаемся взбить сливки в масло, чтобы не утонуть.
Кризис показал, что вокруг нас поддерживающее сообщество — принимает наши антикризисные инициативы, мы невероятно благодарны, что они отдают предпочтение любимому месту и качеству, к которому они привыкли.
Нервы сейчас на пределе, работы очень много — нужно разбираться с каждодневными новыми инициативами от государства. Мы делаем ставку на доставку, хоть ее и могут отменить уже завтра, но наш козырь в рукаве — диджитал-контент. Стараемся не вешать нос, кризис когда-нибудь закончится, и мы хотим из него выйти сильной командой и на новом уровне».
Светлана Большакова, Татьяна Булыгина, основатели лектория «Прямая речь»
«Кризис сильно ударил по нам — пришлось сократить расходы, распустить офис. Все мы сейчас работаем на удаленной основе, но наши лекции нужны огромному количеству людей — это главное. И это придает нам силы!
Лекторий «Прямая речь» существует уже 10 лет, на наши офлайн-мероприятия ходила, без преувеличения, вся Москва, и за эти годы у нас сформировался огромный архив лекций. В конце марта, в самом начале режима самоизоляции, когда школы уже закрылись, мы решили открыть бесплатный доступ к нашему архиву. Мы сами многодетные матери — у каждой из нас по трое детей, и мы прекрасно понимаем, что значит, когда дети дома круглосуточно и их надо занять чем-то полезным. И мы решили, что без какой-то пищи для мозга никак.
Мы попросили слушателей после недельного прослушивания выбрать несколько самых интересных лекций и предложить свой топ-список лучших. Количество желающих было огромным! Те, кто опубликовал топ наших лекций, получил дополнительную бесплатную подписку на месяц (обычно подписка на видеоархив наших лекций стоит 1750 рублей). Финансово, конечно, было непросто сделать бесплатный доступ — но по отзывам мы видим, как это было важно. Архив лекций «Прямой речи» и раньше открывался — например, мы это регулярно делаем на неделю новогодних каникул, но в этот раз результат превзошел все наши ожидания. Если раньше лекцию могло смотреть 100 человек одновременно, то в момент бесплатного открытия сайта это было 3000 человек.
Интерес проявили и несколько крупных российских компаний — они также хотят работать с нами, ведь для каждой компании важно, чтобы их сотрудники знали, что можно провести время с пользой. Мы сейчас в активной стадии переговоров.
В эти кризисные дни мы сделали проект с нуля — запустили онлайн-школу по основным предметам школьной программы. Мы решили помочь родителям и дать детям возможность заниматься с лучшими учителями. Занятие стоит 500 рублей. У нас очень крутые спикеры, которые умеют заинтересовать ребенка. Когда еще вашим учителем литературы или русского будет Дмитрий Быков? А биологию в прямом эфире вам расскажет Илья Колмановский, математику объяснит профессор физизико-математических наук Николай Андреев, а про историю расскажет Тамара Эйдельман? Во время онлайн-урока дети могут задать все интересующие их вопросы в чате. Причем смотрят наши уроки целыми семьями, что не может не радовать».
Анна Лунегова, основатель йога-студии «Материал» (Material Yoga Online)
«Мы приостановили проведение регулярных групповых классов в студии 19 марта и взяли три дня на то, чтобы перестроиться. Уже 22 марта были в эфире. Мы опирались на опыт стран, которые вынуждены были уйти в онлайн-формат, опережая Россию на неделю-две.
Очевидно, в новом пространстве свои преимущества. Например, вместимость нашего большого зала — 52 человека. В то время как в онлайн-пространстве лимита нет. В пятницу, 27 марта прошел наш совместный класс с nike.ru — трансляцию одновременно посетили более 900 человек.
Стоимость разового посещения наших онлайн-занятий — 400 руб. Также проводим открытые свободные для посещения классы раз в день.
У нас две камеры: одна для общего, а другая для крупного плана. За кадром всегда есть человек, который отвечает за звук, свет и качество картинки. Мы работаем через платформу Zoom, потому что нам важно иметь возможность общаться с людьми. Когда вы находитесь в Москве и видите людей из разных уголков нашей страны: Алма-Аты, Оренбурга, Новосибирска, Красноярска, Сочи, Санкт-Петербурга, Белгорода, чувствуется единение. Люди потом пишут: «Мы сидели и рыдали». Не только они, но и мы. Это невероятные эмоции. Наши постоянные гости в домашней обстановке — с детьми, питомцами, в окружении друзей, на даче, на море, кто где. Это вдохновляет и мотивирует. Да, нашей команде сейчас не до сна. Но, как пела Земфира, «зато какие ощущения».
Благодаря сложностям сегодняшнего положения мы вышли на новые возможности, получая невероятный опыт присутствия в онлайн-пространстве. Уверена, мы сохраним свое присутствие онлайн и далее, в поствирусной эпохе».
Ксения Михайличенко, адвокат, руководитель практики трудового права в SZP Law Boutique
«В основном я занимаюсь трудовым правом, поэтому работы сейчас у меня стало даже больше. Людей приходится увольнять пачками. Я веду реструктуризацию одной компании, где огромное количество сокращений. И переговоры по увольнению сейчас мы обсуждаем в Zoom или Skype и даже по телефону. Для меня это первый опыт проведения подобных переговоров в таком формате. За последние две недели я провела довольно много консультаций онлайн. На качестве юридических услуг это никак не сказывается. Честно говоря, ненавижу онлайн-консультации и всех всегда прошу приезжать в офис, но нужно подстраиваться под обстоятельства. Если вы не можете изменить реальность, значит вы вынуждены к ней приспосабливаться, только и всего.
Сейчас нужно пользоваться всеми возможными площадками и ресурсами. На днях у нас был прямой эфир с адвокатом Дмитрием Грицем в Instagram про то, что делать бизнесу с работниками. Больше 1000 человек посмотрели эфир. Людям особенно в кризис необходима правовая поддержка, поэтому спрос на вебинары довольно высокий. Я знаю кучу онлайн-курсов йоги, духовных практик, готовки, но юридическая ниша все еще пустует.
Также я веду практику семейного права, здесь спрос на услуги вырастет через пару-тройку месяцев. Многие, оказавшись в четырех стенах со своими половинками, поймут, что они друг другу не подходят, и начнут разводиться. А пока суды заморожены до 10 апреля, и многие дела повисли в воздухе».
Ирина Золина, директор Электротеатра Станиславский
«Когда наш театр выпускает тот или иной спектакль, лекцию или мероприятие «Школы современного зрителя и слушателя», мы делаем профессиональную съемку с режиссерским монтажом. Мы снимаем практически каждую премьеру, и накопился довольно большой архив видеоспектаклей. Поэтому после указа о запрете на проведение массовых мероприятий, сразу же возникла идея запустить онлайн-трансляции и поддержать тех людей, которые находятся в самоизоляции и не имеют возможности посещать театры и другие культурные места. Делать трансляцию бесплатно — наша принципиальная позиция. Пока посмотреть наши постановки можно было на сайте «Афиши» и странице театра «ВКонтакте». Спрос довольно высокий. Оперу «Октавия. Трепанация» и «Маниозис» посмотрели в общей сложности порядка 120 000 человек. В скором времени мы планируем запускать трансляции непосредственно на сайте театра. Мы хотим создать «Электро ТВ», у которого будет своя программа — в определенное время можно будет посмотреть спектакль, лекцию, концерт или обсуждение. У зрителя после онлайн-просмотра должно возникнуть желание прийти в театр и посмотреть это вживую. Надеюсь, «Электро ТВ» привлечет спонсоров и рекламодателей.
Актеры переведены на дистанционный характер работы. Весной и летом мы хотели выпустить четыре премьеры, поэтому ребята продолжают работать и над новыми спектаклями, но уже удаленно».
Елена Сдобникова, сооснователь клуба «Спортивная секция»
«О том, что нужно сворачиваться, мой муж и главный тренер клуба заявил мне еще до объявления новых правил игры и указа Собянина о закрытии фитнес-клубов. А как же наши атлеты? Нужно договариваться о заморозке абонементов! Как вести этот Zoom? Что делать с арендой? Времени на раздумья не было — мы сразу начали действовать.
Арендных каникул не предвидится, а для нас это означает одно: вывоз вещей, возврат денег за абонементы, потеря инвестиций и ежемесячного депозита за аренду, расходы на хранение оборудования или распродажа и сдача его в аренду на время карантина. По подсчетам, этот неприятный минус равен примерно 4 млн рублей. Для кого-то это, конечно, смешные цифры, но для малого бизнеса и нашей команды это ощутимо. Каждый день мы проводим порядка 15 эфиров.
За неделю на тренировках побывало более 700 человек из России, Украины, Белоруссии, Индии, Америки, Европы, Индонезии. Мы ввели безлимитные абонементы на неделю за 1499 рублей, разовая тренировка стоит 199 рублей. 20 % посетителей — это наши постоянные клиенты.
17 марта мы завели телеграм-канал «Спортивная секция онлайн», сегодня на нас подписано 1400 человек. Для своих учеников и любителей йоги я завела отдельный канал «Онлайн-йога со «Спортивной секцией» и каждое утро провожу занятия за добровольное пожертвование. Есть люди, которые практиковали со мной в зале, а есть огромное количество новых лиц и сейчас активно продолжают добавляться участники. Готовим серию лекций с Юрием Сдобниковым на тему, как с пользой для здоровья заниматься спортом, выбрать спорт для ребенка. Мы наконец-то реализуем запрос наших атлетов: организованные тренировки для родителей и вместе с родителями. Это наша давняя мечта.
Мы никогда не работали в таком бешеном ритме — нас вдохновляет, что так активно поступают новые подписчики и растет аудитория тренировок, также мы получаем огромное удовольствие от креатива , когда придумываем сами тренировки и их названия. И, конечно, видеть посвежевшие лица наших атлетов после zoom-тренировки дорогого стоит.
Мы решили не замораживать абонементы, а в счет них давать доступ нашим постоянным клиентам к тренировкам. Самое главное для нас сейчас — это сохранить темп, настроить работу команды и поддержать регулярность тренировок. Очевидно, что сейчас нам нужно пересобирать команду, хорошо бы найти инвестиции и поддержку. Наш сайт совершенно не готов для новой жизни — нужно прикручивать кнопки оплаты, пересобирать и упаковывать предложение и, в общем-то, полноценно заниматься совершенно новым продуктом. Но рост есть, и кажется, пазл начинает складываться».