Еда, жилье, антисептики: как бизнес помогает врачам, которые борются с коронавирусом
Каждый помогает, как может. Спортивный бренд adidas передал партию кроссовок врачам больницы №40 в Коммунарке, туда же направила сабо компания Crocs, а российское представительство Ecco предоставило 400 пар мужской и женской обуви персоналу тарусской и солнечногорской больницам. По всей России участники волонтерской сети «Мейкеры против COVID-19» создают и передают больницам щитки и другие немедицинские средства индивидуальной защиты.
Не отстают и знаменитости. Так, блогер Настя Ивлеева пожертвовала 1,5 млн рублей благотворительным фондам в связи с пандемией, а журналист Алена Долецкая запустила благотворительный проект #помогаемврачам, средства от которого пойдут на закупку средств индивидуальной защиты для врачей, фельдшеров и медсестер.
Кроме того, врачей бесплатно расселяют в ближайший к больницам гостиницы, привозят им обеды, снеки и устанавливают кофепойнты. В этом бизнесу в том числе помогают волонтеры благотворительного фонда «Доступ», который с 19 марта запустил акцию #боремсявместе.
«Идея пришла после звонка Дениса Николаевича Проценко (главврач ГБК №40. — Forbes Woman). Я его спросила: «Денис Николаевич, мы не можем стоять в стороне. Начинается эпидемия. Как бы мы могли вам помочь?». На что он ответил, что в принципе все есть, кроме кофе», — рассказывает основательница фонда Анастасия Энгельгардт.
Волонтеры фонда начали устанавливать в больницах кофепойнты, где врачи могут бесплатно взять напиток. Однако вскоре, по словам Энгельгардт, в больницах появилась потребность и в питании: врачи не успевают готовить сами дома, некоторые пищеблоки в больницах закрылись, так как их сотрудники отказались работать из-за коронавируса. Помимо еды, фонд помогает обеспечивать врачей средствами личной гигиены, индивидуальной защиты, топливом для машин.
«Ни в одной стране мира в обычное время не кормят врачей, поэтому сначала никакого снабжения питанием от государства и других организаций не было. Мы начали привлекать партнеров, которые могли бы поддержать нашу акцию и которые бы отправляли обеды в больницы. Первыми, кто откликнулся, были Level Kitchen и Ribambelle. Позже появились и другие партнеры. По сути, мы закрывали потребность в питании всех больниц, которые были выделены под коронавирусную инфекцию, а это больше 2500 медицинских сотрудников в день. Когда об этом стали говорить в СМИ, департамент здравоохранения Москвы привлек крупные корпорации и ресторанные холдинги, которые начали поставлять еду для врачей», — объясняет основательница фонда.
«Сейчас бизнес может помочь врачам: предприниматели могут обратиться к нам, мы направим их к нашим партнерам, где, например, может выкупить какой-то блок обедов. Например, компания «Фонбет» выкупила у Ribambelle 2500 обедов. Так любой бизнес может сделать официальный транш и выкупить большое количество обедов. Мне кажется, это чудесный симбиоз бизнеса, поддержки малого предпринимательства и поддержки врачей. Это решает две большие социальные проблемы в эпоху карантина», — подчеркивает Энгельгардт.
Forbes Woman поговорил с пятью представительницами разных направлений бизнеса и узнал, как они помогают врачам и почему это важно.
Хатуна Колбая, соосновательница Speelo Group («Саперави», «Вай-мэ», бар «Комета», SOS.Cafe)
Из девяти кафе Speelo Group сейчас четыре работают: на доставку и take-away. Выручка покрывает зарплату сотрудникам за апрель, коммунальные платежи и обязательства перед поставщиками. В этой ситуации мы работаем, чтобы нас не забыли гости. Мы стараемся держаться и не падать духом. Кризис, который мы переживаем, не имеет аналогов.
Пока же важно помогать врачам: это больше чем доброе дело — это урок эмоционального интеллекта. Сложно всем, но всегда есть люди, которым еще труднее. Сегодня это медики, которые ведут борьбу с невидимым врагом — вирусом. Мы воодушевляем бизнесы и людей объединяться и поддерживать инициативу доставки бесплатных обедов медикам и пенсионерам.
Первая доставка продуктов врачам была отправлена 27 марта в ГКБ №40 (Коммунарка), как раз накануне закрытия точек общественного питания по указу мэра Москвы. К 30 апреля сформировался достаточно большой список участников инициативы, и это не только бизнесы, но и люди, которые сами нам отправляют продукты, а некоторые и денежные средства. Мы договариваемся с представителями больниц о датах доставки и требующемся количестве, составляем план-расписание, меню, список продуктов, связываемся с поставщиками, а также размещаем список необходимых продуктов в соцсетях.
В день доставки мы готовим еду, упаковываем в одноразовые контейнеры и отвозим. В самих больницах нас ждут и уже узнают, выписывают пропуска и охотно помогают с разгрузкой. Пока будут продукты, пока будут силы и финансовая возможность, мы будем помогать.
Сейчас вместе с присоединившимися мы доставляем бесплатные обеды медикам и пенсионерам. По состоянию на 30 апреля нами доставлено 1037 бесплатных обедов медикам ГКБ №40, ГКБ №52, ГКБ №50 им. С.И. Спасокукоцкого, ГКБ №15 им. О.М. Филатова и УКБ №1 им. И.М. Сеченова. Наша инициатива не влияет на выручку. Мы сами покупаем продукты, топливо, чтобы развозить обеды, одноразовую посуду, приборы и упаковку, платим зарплату персоналу. Факт, что данная инициатива очень сплотила наших сотрудников, поставщиков и всех неравнодушных.
К сожалению, в графе «режим работы» на карте многих точек общепита появится красная надпись «закрыто навсегда». А те, кто все же смогут открыться, будут работать уже с массой ограничений: посадка с соблюдением дистанции, использование антисептических средств, ношение персоналом масок, перчаток и даже одноразовой одежды.
Совершенно точно ясно одно — так, как раньше, уже не будет, и придется привыкать жить в новой реальности. Мы надеемся просто открыть наши кафе и продолжать готовить и встречать гостей так же, как и делали это в «прошлой» жизни!
Юлия Федоришина и Ойгуль Мусаханова, основательницы сети семейных ресторанов Ribambelle
Когда кризис только начался, мы не знали, что делать. Мы решили, что мы не можем наших сотрудников уволить. Под сокращение попали 5% сотрудников, которые давно плохо справлялись с обязанностями, а всем остальным сказали: «Мы постараемся дать вам работу, пока не знаем какую, а если никакой работы не будет, то тогда мы будем выплачивать вам минимальную зарплату».
Это решение помогло нам быстро двигаться. Мы, наверное, одни из первых запустили доставку, которой у нас никогда не было. Мы буквально за 2-3 дня полностью переквалифицировались в такую «Кухню на районе». Второе важное решение — из соображений безопасности все сотрудники с 1 апреля ездят на такси. Да, для нас это дорого, но мы понимаем, что отвечаем за своих людей, за эту еду и за наших гостей.
В начале апреля нам позвонила подруга Ольга Мальдини, создательница группы «Mommys», и сказала, что есть запрос от благотворительного фонда на 700 наименований еды для врачей в Коммунарке. Мы согласились, а позже познакомились с Анастасией Энгельгардт из фонда «Доступ», которая занимается коммуникацией между врачами и теми, кто хочет помочь им.
Уже в течение месяца мы отправляем «Добрые обеды» из трех блюд, которые покупают наши гости за 300 рублей. Сейчас много злопыхателей, которые говорят, что себестоимость этого обеда 150 рублей. Действительно, если взять продукты по оптовым ценам, то они стоят 150 рублей, но если добавить туда всю зарплату персонала, маркетолога, коммунальные услуги, то себестоимость этого обеда гораздо больше. Всем, кто переводит нам деньги, мы честно говорим, что из 300 рублей половина уходит на продукты и упаковку, а вторая половина — на зарплату именно тех поваров, которые задействованы в процессе. Все остальные крупные расходы мы берем на себя.
Когда мы в первый раз отправили обеды в Коммунарку, настроение у наших сотрудников очень поднялось, потому что когда помогаешь тем, кто на передовой — врачам в больницах, которые борются вообще за всех нас, — ты понимаешь, что делаешь что-то полезное. Сейчас мы отправили уже более 7800 обедов, и готовятся к отправке еще более 1200.
Все, что мы делаем, направлено только на то, чтобы людям выплатить зарплату. Убытки за эти месяцы копятся, и только когда будем снова открывать рестораны, мы поймем, с чем вообще остались.
Мы понимаем, что карантин закончится, но тревожность, особенно мам, останется и детей в заведения поведут очень нескоро. Весь 2020 год будет для нас очень убыточным, поэтому у нас планов много, но куда повернется в итоге дорожка, неизвестно. Мы с самого начала поняли, что все плохо и решили, что будем концентрироваться на позитиве: что можем делать, то делаем.
Тамара Клишина, директор управляющей компании USTA Hotels
У нас в управлении шесть отелей в Екатеринбурге, отель в Свердловской области, четыре ресторана и два комплекса апартаментов. Практически все эти направления сразу среагировали на кризис. Отели — индикатор деловой активности в Екатеринбурге, и как только начали вводиться ограничения, сразу сократилось количество командировочных и бизнес-поездок, загрузка начала падать.
В марте гостиничный рынок в Екатеринбурге недобрал около 30% по сравнению с прошлым годом. В апреле рынок упал на 90-95%, многие отели закрылись и приняли решение до окончания пандемии не открываться. Мы сначала закрыли три отеля, а три остались работать.
Когда в Первой городской больнице произошла вспышка коронавируса, власти города и руководство больницы решили, что всех работавших в больнице врачей нужно самоизолировать, чтобы сократить возможные последствия. Тогда к нам поступил запрос от руководства больницы по размещению врачей.
Сначала мы согласились не задумываясь. Честно говоря, я думала о том, что это обычные гости, сработал некий бизнес-инстинкт: сделать небольшое подспорье нашему бизнесу. И только через какое-то время пришло осознание, какой это вызов, какая может быть реакция от общества и сотрудников. Здесь было нужно грамотно донести до всех, почему это важно.
Некоторые жители соседних домов писали на открытых городских форумах свои переживания о том, что им приходится пользоваться едиными мусорными контейнерами с нами. Кто-то называл врачей «убийцами», которые сами распространяют вирус. Когда мы погрузились в эту атмосферу, где врачи чувствуют себя виноватыми и подавленными из-за общества, мы поняли всю важность того, что делаем. Если посмотреть на все изнутри, то видно, какие физическая нагрузка и моральное давление ложатся на врачей.
Мы думали, как донести до общественности свою позицию, поэтому открыто рассказали всем, что у нас в двух отелях, «Екатеринбург Центральный» и «Московская горка», проживают около 200 врачей, что они сдали тест на коронавирус и у них отрицательный результат. Мы сняли видеоролик о том, как соблюдаем все меры, и о том, что сотрудники практически не контактируют с гостями.
Отношения с больницей у нас коммерческие, у нас заключен договор на услуги проживания и питания. Тарифы ниже, чем рыночные тарифы в обычный сезон. Мы минимизировали количество сотрудников, которые работают с врачами, например, вместо четырех администраторов смены работают только два: они остаются в отеле, в дневное время работают, а в ночное — отдыхают и посменно меняются. Также у нас небольшое количество поваров, официантов и горничных.
Я надеюсь, что уже в середине мая начнется поэтапный выход из пандемии и бизнес будет постепенно оживать.
Анастасия Черданцева, генеральный директор MIXIT «Лаборатория современной косметики»
За период карантина компания MIXIT потеряла более 60% оборота. Вся розничная сеть закрыта, но мы видим социальную миссию в такой сложный период. Мы практически сразу переориентировали производство, когда увидели острую необходимость в санитайзерах. На начальном антикризисном этапе мы сразу приняли решение отдать часть средств на благотворительные нужды. Сейчас мы приостановили производство других косметических продуктов, целиком и полностью посвятив все ресурсы борьбе с распространением коронавируса.
Мы помогли двум больницам в самом начале карантина, в том числе антисептическими средствами. Потом мы поняли, что медицинскому персоналу нужна поддержка, поэтому сейчас мы реализовали отправки в семь крупных медицинских учреждений, среди которых: Первая Градская больница, Институт Склифосовского и в РНИМУ им. Н.И. Пирогова, 52-ю Городскую клиническую больницу и Национальный медицинский исследовательский центр им. А.В. Вишневского.
Мы изучили списки больниц, которые были перепрофилированы полностью или частично под пациентов с Covid-19, запросили количество медицинского персонала, которое задействовано в борьбе с пандемией, и рассчитали для них косметические наборы. Они востребованы из-за того, что врачи работают много часов в масках, которые не дают коже дышать, постоянно находятся в перчатках. Мы приняли решение отправить в больницы универсальные средства: кремы для лица (ночные/дневные), наборы патчей для глаз, маски для лица. Косметические наборы рассчитали так, чтобы каждый сотрудник получил примерно одинаковое количество средств.
По нашим подсчетам, мы отправили в больницы косметических средств более чем на 3 млн рублей — это наш социальный вклад, наша сопричастность и миссия. Мы понимаем, что сложнее всего сейчас врачам, которые день и ночь трудятся, спасая жизни тысяч людей. Передать им косметические средства, чтобы хоть немного скрасить их будни и помочь, — это малое, что мы можем для них сделать. Мы будем помогать врачам как минимум до конца карантина, а дальше будем смотреть на ситуацию и принимать запросы, если такие будут.
Бизнес ждет долгий восстановительный период. Мы уверены на 100% в том, что антисептические товары не исчезнут из нашего портфеля, потому что население будет более внимательно относиться к гигиене в общественных местах и на рабочем месте.
- У этой войны женское лицо: 5 историй врачей, которые каждый день сражаются с пандемией
- Схватить на лету: 5 компаний, которые начали выпускать «противовирусные» товары
- «Так, как раньше, уже не будет»: Анастасия Татулова и еще три женщины во главе компаний о том, как выжить в этот кризис
- Как молодая женщина планирует спасти Пуэрто-Рико от продовольственного кризиса после пандемии