Лукбук, фейсбук, ателье и театр. Все подробности производства модной одежды
Основательницы «Одевайся Легко» о том, как решили производить собственную коллекцию и почему делают это не в России
Четыре года назад две журналистки начали собственное дело в области fashion. Первоначальная затея денег не требовала, однако и масштабности не принесла. Заработанное на консалтинге вложили в торговлю, но после череды поездок в разные страны, проведения шоу-рум и знакомства с российской таможней решено было делать собственные коллекции. Следите за развитием бизнеса «Одевайся Легко» в блоге проекта в режиме реального времени.
Свои люди
Если вы профессионально занимаетесь одеждой, то рано или поздно вам непременно придет в голову мысль — сделать собственную коллекцию. И дело здесь не в тщеславии. Точнее, не только в нем. Просто в какой-то момент тебе кажется, что ты уже точно знаешь КАК надо. Это знание не падает с неба на голову. Оно появляется во время работы с клиентами. Это знание очень ценное и очень обманчивое. Но обо всем по порядку.
Итак, мы сделали успешную живую группу в «Фейсбуке», протестировали свой «вкус» на привозных коллекциях, научились продавать вещи в режиме шоу-рум. А главное — мы, наконец, поняли, кто является нашим клиентом.
Все оказалось удивительно просто. Наши клиенты — это мы сами. Взрослые, но молодые женщины. Успешные, но все еще карьеристки. Интеллектуалки, но безудержно веселые. Знающие толк в еде, путешествиях и одежде, но не желающие тратить на последнее кучу времени. Мы стали конструировать черты собственной коллекции. Современная городская одежда. Разная, но не массовая. Яркая, но не вульгарная. Интересная, но не безумная. Непременно удобная и универсальная. Мы просмотрели тонны подиумных коллекций за последние несколько лет, вдоль и поперек изучили «гардеробные» решения популярных фешен-блогеров, по косточкам разобрали «актуальный» винтаж.
Наш первоначальный лукбук получился из более чем 200 рисунков. Нам нужно было принять мужественное решение о количестве моделей в коллекции. В итоге мы отобрали 100, среди которых были платья, юбки, брюки, рубашки, кардиганы и даже жилетки. Мы понимали, что как начинающие дизайнеры можем позволить себе пару десятков моделей в год. Но с коммерческой точки зрения это совершенно невозможно. Опять же, кто захочет приходить в магазин, где круглый год продается всего 10 платьев, по паре юбок и брюк. А отдавать свою «кровиночку» ретейлерам — путь понятный, но весьма сомнительный. Уже к тому времени мы были наслышаны о трудностях дизайнеров, работающих с торговыми площадками.
Поэтому мы решили идти своим путем. Сделать максимально большой выбор моделей одежды и продавать их в собственном интернет-магазине. Пришло время искать подрядчиков и считать.
«Вам нужно несуществующее ателье»
Концепция нашей первой коллекции сводилась к представлению большого выбора одежды по разумных ценам (всего на 30%-40% выше масс-маркета), но при этом с ограниченным тиражом. Последний пункт был принципиальным. Наших клиентов связывает общая «тусовка», они могут пересекаться по работе или просто приятельствовать. Поэтому нам важно было избежать конфуза под названием «встретились две девушки в одинаковых платьях». Мы определили — каждая модель будет представлена в трех, максимум четырех экземплярах.
Более всего мы боялись, что ни в Москве ни в Подмосковье не найдется фабрики или швейного цеха, который возьмется за такой маленький тираж. И здесь мы ошибались. Маленькие производства, которые брались за мизерный тираж все-таки были. Да, их услуги стоили существенно дороже, чем производство на полноценных фабриках, но это было реально. Нам объявили цену от 1500 рублей до 2000 рублей за пошив (только пошив!) одного платья. Мы стали искать конструктора или конструкторское бюро, которое поможет нам разработать модели нашей мечты по имеющимся рисункам. И вот на этом этапе нас ожидала катастрофа.
Забегая вперед, скажу, что в общей сложности мы встретились с представителями нескольких десятков ателье и конструкторских бюро этой страны. Если резюмировать, то проблема заключалась не только в высокой цене (порядка 4000 рублей за разработку одной модели), а в том, что НИКТО из них не готов был взяться за разработку такого модельного ряда в течение ближайших одного-полутора месяцев. То есть они буквально крутили пальцем у виска и твердили нам, что «нормальные люди» так не работают. Владелица одного ателье, очень приятная и корректная дама, сформулировала жестко, но точно: «Девушки, вам нужен массовый индивидуальный пошив, какого не существует в природе».
Если быть честными до конца, то мы все-таки нашли владельца небольшой фабрики (расположенной, к нашему огромному удивлению, в подвале одного из столичных театров), согласившегося вместе со своей командой сделать «под ключ» нашу коллекцию за два с половиной месяца. Но себестоимость одного платья он оценил в 6000–8000 рублей. Нам не потребовалось даже взять в руки калькулятор, чтобы понять — при такой цене за пошив (а еще нужно купить ткань, сделать каталог, рассчитать работу офиса и обслуживание интернет-магазина и так далее и тому подобное) цена реализации платья составит минимум 20 000 рублей. При минимальной попытке нам что-то заработать. Такая цена была совершенно неприемлема для начинающего бренда. Так мы выяснили, что сделать первую коллекцию в России нам, к сожалению, не удастся. Тогда мы отправились на поиски качественного, но более дешевого производства.
Умножай на три
Прежде чем отправиться на поиски фабрики (а мы совершенно не представляли, в какой стране она нас ожидает), мы решили составить для себя внятный бизнес-план и «плыть» по четко очерченному курсу. Ни одна из нас не имела ни малейшего представления о том, как пишутся бизнес-планы.
Но Аня хорошо помнила историю, которую ей как-то рассказал во время интервью один известный столичный девелопер. Каждую неделю он собирал совещания с ключевыми менеджерами его бизнеса, которые приносили свои сметы по новым проектам. Красивые альбомы с цифрами и диаграммами он сразу откладывал в сторону, давал в руки управленцу листок бумаги и говорил: «А теперь нарисуй мне этот проект на листе А4, но так, чтобы понятно было и мне, и жене, и теще». Вот по этому принципу мы и действовали.
Мы взяли листок бумаги и нарисовали две колонки. В одну поместили траты «единовременные», а во вторую — «расходы на текущую коллекцию». Например, на создание интернет-магазина мы заложили порядка 200 000 рублей. И это был раздел «Единовременные затраты». А съемку каталога (порядка 50 000 рублей) мы заложили в раздел «Расходы на текущую коллекцию». Будучи женщинами взрослыми, хитрыми и расчетливыми (так мы наивно думали тогда о себе), все расходы мы умножили на два. Ну чтобы наверняка сделать бюджет адекватным реалиям. А потом понесли готовый список показывать знакомому бизнесмену. Он посмотрел на наши труды и спросил: «На сколько умножили первоначальный бюджет?» «На два!» — уверенно ответили мы. «Глупые. Умножайте на четыре», — закончил он разговор. Мы промолчали, но, конечно, подумали, что он погорячился. Как выяснилось позже, он действительно ошибся. Умножать надо было на пять!
В следующей главе читайте, где нам удалось найти производство и как мы сделали первый заказ на пошив коллекции.