К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Процветающие в пандемию: какие технологии стали популярнее в 2020 году

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Технологический сектор неплохо выдержал год эпидемии COVID-19 в отличие от индустрии путешествий или ресторанного бизнеса. Секрет в том, что технологии позволяют оказывать услуги или решать проблемы удаленно, что было особенно актуально из-за локдаунов и социального дистанцирования почти во всех странах мира. Forbes выбрал категории технологий, которые выиграли от эпидемии коронавируса и активно развивались в течение года

Сервисы для видеосвязи

  • В мире. В 2020 году видеозвонки стали частью повседневной жизни — с 14 по 20 марта приложения для видеоконференцсвязи в мире скачали 62 млн человек. Одной из самых ярких в 2020 году стала история американского Zoom. Из-за повсеместного перехода на удаленную работу, множество людей были вынуждены проводить рабочие встречи, переговоры и обычные совещания в интернете. В США после начала эпидемии COVID-19 удаленно работали 4,7 млн человек (3,4% населения). Кроме того, сервисы видеозвонков помогали поддерживать связь всем, кому пришлось строго соблюдать меры изоляции — пожилым людям или тем, у кого есть хронические заболевания. 

Благодаря национальным локдаунам, которые ввели практически во всех странах, популярность Zoom кратно выросла: сервисом пользовались до 300 млн человек ежедневно, сообщал Bloomberg. В апреле число ежедневных загрузок приложения выросло в 30 раз по сравнению с 2019 годом. Неплохо дела шли и у конкурента Zoom — сервиса Microsoft Teams, который вырос с 32 млн активных пользователей в день в марте 2020 года до более 115 млн в октябре.

У молодежи пользовалась популярность израильская разработка — сервис Houseparty, который позволяет устраивать онлайн-вечеринки до 8 человек. При этом пользователю приложения приходят уведомления, если человек из списка контактов устраивает видеозвонок: можно послать запрос и присоединиться. Houseparty пользовалось феноменальным спросом в Европе — в Великобритании, Канаде и Австралии оно вышло на первое место на устройствах Apple, обогнав Zoom. В 2020 году число загрузок Houseparty выросло почти в десять раз: со 130 000 в феврале до 1 млн в марте, а число новых пользователей — до 50 млн.

Крупнейшая инвестиция (данные Dsight): стартап предпринимателя Фила Либина mmhmm привлек в трех раундах $30,5 млн от таких инвесторов как Sequoia Capital, Goldman Sachs и Allturtles. Приложение помогает управлять презентациями во время видеозвонка: его можно интегрировать в сервисы Zoom, Google Meet, YouTube.

 

Конец эпохи Zoom: как главный сервис пандемии переживает обвинения в утечке данных и изобретение вакцины от коронавируса

  • В России. В России не было полноценного конкурента зарубежным сервисам видеозвонков — такого же популярного как Zoom или Skype. Но в течение года сразу несколько крупных компаний объявили о запуске подобных приложений. В июне «Яндекс» запустил сервис для видеовстреч «Яндекс.Телемост», который позволяет организовать деловую или личную встречу онлайн, при этом время разговора «Яндекс» не ограничивает.

Компания Mail.Ru Group еще в мае анонсировала сервис групповых видеозвонков в почте — в беседе могут участвовать до 100 человек одновременно. А соцсеть «ВКонтакте», входящая в интернет-холдинг, запустила сервис видеозвонков в сентябре — без лимита по времени с ограничением до 128 человек. О создании конкурента Zoom задумались и в «Ростехе». Концерт «Автоматика», который входит в госкорпорацию, заявил о разработке облачной защищенной платформы для видеоконференцсвязи.

 

Крупнейшая инвестиция (данные Dsight): не было.

FoodTech

  • В мире. Услуги по доставке еды, а также вся инфраструктура, связанная с ними, из-за вспышки коронавируса начали расти небывалыми темпами. Инвестиции в эту сферу за первые три квартала 2020 года составили $8,7 млрд — больше, чем за весь 2019 год ($7 млрд), по данным отчета Finistere Ventures. В Нью-Йорке резко вырос спрос на приложения по доставке еды DoorDash, Uber Eats и Grubhub — ими стали активно пользоваться работники, которые перешли на удаленку и не хотели лишний раз выходить из дома. DoorDash является крупнейшим игроком американского рынка доставки, который занимает 50% — в начале декабря сервис успешно вышел на IPO и привлек $3,37 млрд. В августе сервис Uber отчитался, что доставка еды Uber Eats впервые принесла больше выручки ($6,96 млрд), чем такси ($3,04 млрд) на фоне пандемии. 

Европу также не обошел стороной «бум» рынка FoodTech. В Великобритании выручка сегмента онлайн-доставки еды выросла на 11,5% до £4,2 млрд по сравнению с 2019 годом. Одним из популярных сервисов в Англии является индийский агрегатор по доставке продуктов из магазинов и еды из ресторанов Zomato. В сентябре 2020 года компания привлекла $195 млн от шести инвесторов, включая фонды Tiger Global и Kora, в результате чего стоимость компании выросла до $3,6 млрд.

Крупнейшая инвестиция (данные Dsight): В октябре американский стартап GoPuff, который доставляет в течение 30 минут лекарства, не требующие рецепта, детское питание и алкоголь, привлек $380 млн при оценке в $3,9 млрд. Раунд возглавили фонды D1 Capital Partners и Accel, в нем также поучаствовал SoftBank, который также вкладывался в компанию 2019 году.

 

Заработать на карантине: как втрое ускорить рост бизнеса и привлечь $5 млн инвестиций в эпоху пандемии

  • В России. Коронавирус заставил российских ретейлеров ускорить внедрение новых технологий и запустить приложения для доставки продуктов на дом. С марта по май в онлайн-торговле появилось сразу 30 новых игроков: приложения по доставке для мобильных устройств создали такие крупные сети как «ВкусВилл», «Магнит». В ноябре X5 Retail Group запустила агрегатор экспресс-доставки продуктов и готовой еды под брендом «Около». В середине марта, еще до того, как в Москве ввели локдаун, сервис Delivery Club сообщил, что спрос на доставку продуктов вырос на 22% — это было связано с тем, что москвичи решили пополнить запасы продовольствия. 

Рост коснулся и рынка доставки готовой еды. В 2020 году этот рынок в России ожидает рекордный рост на 47% до 258 млрд рублей по сравнению с 2019 годом, по данным исследования РБК.

События 2020 года подстегнули и сделки на этом рынке. Так, в мае Сбербанк и Mail.ru Group купили контрольный пакет сервиса доставки продуктов за 30 минут «Самокат». Кроме того, в октябре они стали владельцами 84,7% сервиса по экспресс-доставке еды «Кухня на районе».

Крупнейшая инвестиция (данные Dsight): В апреле $5 млн инвестиций получил сервис доставки наборов еды Elementaree. Участниками раунда стали Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), французская компания Bonduelle и еще несколько инвесторов, чьи имена не раскрываются. Сервис работает в Москве и Санкт-Петербурге, а инвестиции направит на выход в другие города — Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород и Новосибирск.

Технологии для удаленной работы

  • В мире. Начав работать в дистанционном режиме в начале года некоторые IT-компании, например, Twitter или Facebook, разрешили сотрудникам больше не возвращаться в офис и находиться в течение дня там, где им удобно. Благодаря массовому переходу на удаленный режим работы выросла популярность сервисов и бизнес-приложений, которые делают ее проще и удобнее. 

Один из таких инструментов развивает немецкая компания TeamViewer. Ее одноименное приложение позволяет настроить удаленный доступ к компьютерам и серверам из любой точки мира через интернет. Гендиректор компании Оливер Стейн в ноябре рассказал, что компания в этом году получила огромный импульс для развития благодаря распространению удаленной работы. Во втором квартале выручка TeamViewer выросла на 45% до €105,9 млн по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. С июля по сентябрь количество пользователей компании выросло на 31% до 567 000 человек.

 

Кроме того, вырос спрос на программы для удаленного контроля за компьютерами сотрудников, например, Time Doctor, Teramind, VeriClock и другие.

В три раза выросли и продажи софта для учета рабочего времени Hubstaff с марта по май 2020 года, сообщала The New York Times. Подписка на это программное обеспечение стоит $7-20 в месяц на человека. Hubstaff раз в несколько минут делает скриншоты монитора и подсчитывает, сколько времени работник печатал или пользовался компьютерной мышкой и фиксирует сайты, на которые заходит сотрудник.

Еще одно приложение, которое многие компании используют, чтобы организовать коммуникацию между подразделений и внутри них — Discord, привлекло в июне $100 млн при оценке $3,5 млрд. В компанию вложилась группа инвесторов во главе с фондом Index Ventures. Изначально приложение было создано для геймеров, но полученные средства Discord потратит на то, чтобы привлечь пользователей из других сообществ.

Крупнейшая инвестиция (данные Dsight): В декабре стало известно об одной из самых крупных сделок на IT-рынке: американская компания Salesforce объявила, что купит корпоративный мессенджер Slack за $27,7 млрд. Slack — это не конкурент WhatsApp, а приложение для делового общения — он интегрируется с GitHub, Dropbox, Google Drive, Google Docs и еще сотней других сервисов.

 

Почему Facebook заставляют продавать Instagram и WhatsApp

  • В России. Во время пандемии в России также вырос спрос на программы, которые позволяют контролировать онлайн-работу сотрудников удаленно. 

Одним из бенефициаров этого явления стал российский миллиардер Давид Ян, который является основателем стартапа Yva.ai. Эта компания разработала программное обеспечение для анализа поведения и настроения сотрудников при помощи искусственного интеллекта. Число заявок на технологию Yva.ai выросло в 38 раз в апреле по сравнению с февралем, писал ранее Forbes. А количество заказчиков выросло в 10 раз в течение года: с 40 в конце 2019 года до 400 в конце 2020 года, рассказал Ян.

Также более популярным в России стало программное обеспечение для для удаленных рабочих мест, писали в марте «Ведомости» со ссылкой на данные системного интегратора «Инфосистемы джет». Стоимость одного такого рабочего места составляет около $2000, оборудовать их могут банки, страховые компании, штаб-квартиры крупных ритейлеров и промышленных компаний. Спрос на такой софт может составлять суммарно несколько тысяч заявок.

Крупнейшая инвестиция (данные Dsight): В апреле компания с российскими корнями Miro, которую создали уроженцы Перми Андрей Хусид и Олег Шардин, привлекла $50 млн от американского фонда ICONIQ Capital, который управляет деньгами основателя Facebook Марка Цукерберга, основателя Twitter Джека Дорси и других лидеров крупных IT-компаний. Miro — это это онлайн-сервис для командной работы, с помощью которого можно проводить виртуальные встречи, устраивать семинары, мозговые штурмы, обмениваться фото, видео и документами. Miro также интегрируется с популярными инструментами для совместной работы Slack, Microsoft Teams, Zoom, Trello и Google Docs.

 

Онлайн-образование

  • В мире. Популярность платформ, которые позволяют получать дополнительные навыки и осваивать новые профессии, росла еще до пандемии коронавируса, но из-за локдауна игроки рынка EdTech получили новый приток инвестиций и пользователей. К 2025 году рынок онлайн образования должен достичь $350 млрд, прогнозирует исследовательская компания Research and Markets. 

В сегменте онлайн-образования одной из самых популярных платформ является Coursera, у которой десятки миллионов пользователей по всему миру. Но с момента ее основания в 2012 году у Coursera появилось множество конкурентов — онлайн-платформы Udemy, Lynda, Skillshare, Udacity и другие. В феврале 2020 года Udemy, которая предлагает сотни тысяч как развлекательных, так и образовательных курсов, привлекла $50 млн инвестиций при оценке в $2 млрд, а уже в ноябре компания заявила что получит еще $100 млн при оценке $3,3 млрд. Сама Coursera привлекла $130 млн в июле 2020 года при оценке в $2,2 млрд. 

Крупнейшая инвестиция (данные Dsight): В мире рекордсменом по привлеченным инвестициям в сегменте онлайн-образования стала китайская платформа Yuanfudao, которая привлекла 2,2 млрд долларов в двух раундах серии G, став самым дорогим в мире проектом в сфере образовательных технологий с оценкой в $15,5 млрд.  Это почти в два раза больше, чем стоимость компании в марте 2020 года. Один из раундов возглавил китайский холдинг Tencent, а второй — фонд DST Global Юрия Мильнера.

В онлайне с головой: как изоляция образования стала угрозой и возможностью одновременно

  • В России. В России рынок образования также начал активно расти из-за локдауна: в 2019 году сегмент EdTech в России достиг 45–50 млрд рублей, а в 2020 году он вырастет на 20–25% и составит 55–60 млрд рублей, по данным отчета «Интерфакс Академии». О том, что пандемия подхлестнула рынок онлайн-образования и в частности рост онлайн-платформы для изучения английского языка и математики Skyeng, Forbes рассказывал управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский. В компанию осенью вложились фонды Baring Vostok и Winter Capital.

Еще один игрок — Mail.ru Group отчитался о том, что в третьем квартале 2020 года совокупная выручка компании от образовательных онлайн-проектов Skillbox и GeekBrains выросла в 2,9 раза год к году и превысила 1,6 млрд рублей.

 

Крупнейшая инвестиция (данные Dsight): В мае 2020 года $1,5 млн привлекла образовательная платформа Smart School Pro, которая позволяет общаться родителям, воспитателям и представителям дошкольных образовательных учреждений на одной площадке. Инвестором выступила группа компаний «Русские инвестиции».

20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+