К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Конец эпохи Zoom: как главный сервис пандемии переживает обвинения в утечке данных и изобретение вакцины от коронавируса

Фото Kena Betancur / Getty Images
Фото Kena Betancur / Getty Images
Американский сервис для видеозвонков Zoom стал одним из главных бенефициаров пандемии: акции компании на фоне мирового локдауна подорожали на 125%. Но победное шествие Zoom прервали сразу два «черных лебедя»: успешные тестирования вакцины от коронавируса и обвинения в недостаточной защите данных пользователей. Что теперь будет с самым известным в мире сервисом для удаленной работы?

Взлет Zoom

Программа для организации видеоконференций Zoom стала главным сервисом пандемии. В апреле 2019 года Zoom вышел на IPO по цене $36 за акцию, что подразумевает рыночную капитализацию примерно в $9,2 млрд. По данным на конец марта (в разгар пандемии и почти год спустя после IPO), акции Zoom подорожали на 125%. Но в условиях национальных локдаунов и введения режимов самоизоляции его популярность выросла в разы: сервисом пользовались до 300 млн человек ежедневно, пишет Bloomberg. В апреле число ежедневных загрузок приложения увеличилось в 30 раз по сравнению с прошлым годом. Тренд коснулся и России: по данным App Annie, в первую неделю апреля 2020 года россияне загружали на 80% больше приложений для бизнеса, чем в январе. Тройку лидеров составили ZOOM Cloud Meetings, Microsoft Teams и Hangouts Meet. Zoom показал наибольший рост по сравнению со своими конкурентами, что связывали с легкостью его использования (к конференции можно подключиться по ссылке, без регистрации) и возможностью выбрать фон для беседы.

Основанный девять лет назад бизнес всего за месяц превратился из малоизвестного за пределами делового мира поставщика корпоративного софта в почти повсеместную социальную сеть для сидящих дома американцев, писало издание The Wall Street Journal. Его основатель Эрик Юань занял 40-е место в списке богатейших людей с состоянием $28,6 млрд.

Нерешенные проблемы с безопасностью

На фоне быстрого роста числа пользователей весной стали видны серьезные проблемы Zoom с кибербезопасностью. Пользователи жаловались на передачу их данных в Facebook, утечки видеозаписей и личной контактной информации и на то, что к звонкам подключаются злоумышленники с целью поразвлечься и, например, демонстрируют порнографические материалы. Техноэнтузиасты и компании в сфере информационной безопасности сообщали об уязвимостях в программном обеспечении Zoom. Правительства разных стран, которые использовали Zoom для онлайн-встреч, после появления информации о проблемах с безопасностью данных стали отказываться от приложения. Например, правительство Индии предупредило своих сотрудников, что использовать Zoom по работе нежелательно. Сенат США также запретил пользоваться приложением сотрудникам, а Google заблокировал на корпоративных компьютерах.

 

Компания обещала устранить все проблемы. Для этого Эрик Юань даже привлек в качестве внешнего консультанта бывшего руководителя отдела безопасности Facebook и Yahoo Алекса Стамоса.

Все «дыры» Zoom: чем рискуют пользователи самого популярного сервиса видеоконференций эпохи карантина

 

Федеральная торговая комиссия (FTC) США заявила, что как минимум с 2016 года Zoom «вводит пользователей в заблуждение», утверждая, что использует для защиты данных «сквозное 256-битное шифрование», а это не правда. При передаче данных с применением сквозного шифрования только пользователи, участвующие в общении, имеют доступ к сообщениям. Информация о применении 256-битного TLS- шифрования для связи до сих пор есть на сайте Zoom. Как утверждают в FTC, вместо этого Zoom обладал криптографическими ключами, которые могли позволить сервису получить доступ к сеансам связи своих клиентов. «Вводящие в заблуждение утверждения Zoom [о применении сквозного шифрования] давали пользователям ложное чувство безопасности, особенно тем, кто использовал платформу компании для обсуждения деликатных тем, таких как здоровье и финансовая информация. В многочисленных сообщениях в блогах Zoom специально рекламировал свой уровень шифрования как причину, по которой клиенты пользуются услугами видеоконференцсвязи Zoom», — говорится в заявлении FTC. В ответ Zoom пообещал ввести многофакторную аутентификацию.

Фактор вакцины

На стоимость компании сильно повлияла новость об успешном испытании вакцины американской фармкомпании Pfizer. Во время третьей фазы клинических испытаний она показала 90%-ю эффективность против COVID-19. Падение акций Zoom на бирже NASDAQ превысило 17%: цена на акции достигла минимума по сравнению с концом сентября. Еще в прошлую пятницу, 6 ноября, акции компании закрылись на уровне $500,11, что на 650% выше по сравнению с ценой на начало года. Падение цены акций на 17% относительно невелико на фоне роста, который показала компания в 2020 году, но оно может быть признаком того, что на стоимость акций в будущем плохо повлияют получение необходимых разрешений от регуляторов и старт производства вакцины, писал американский Forbes.

В результате основатель компании Эрик Юань обеднел на $5 млрд, пишет Bloomberg. Акции других компаний, которые также росли в пандемию, упали меньше: у FedEx — на 5,68%, у Netflix — на 8,59%.

 

Как стать миллиардером, отменяя встречи? История Zoom — самого горячего IPO в IT

«В кризисной ситуации многие компании обратились к решениям, подобным Zoom, в попытке быстро восстановить или поддержать бизнес-процессы, — рассуждает руководитель технологической практики КПМГ в России и СНГ Николай Легкодимов. — Сегодня мы видим, что по крайней мере крупный бизнес старается вернуться или продолжить работу на привычных корпоративных решениях либо на собственных разработках, привязанных к вендорам — лидерам рынка. Это неудивительно, так как при плановом и линейном переходе, решения, которые разворачиваются традиционным способом, оказываются в плюсе с точки зрения контролируемости, стабильной работы и информационной безопасности». По мнению бывшей главы IBM Вирджинии Рометти, вызванные коронавирусом технологические тенденции, такие как переход к удаленной работе, напротив, сохранятся и после того, как вакцина станет доступной, «потому что люди теперь увидели, что это возможно». Рометти прогнозирует, что удаленная работа «никуда не денется», а вакцина лишь «позволит вернуться, возможно, к немного более новой норме», — сказала Рометти.

В самом же Zoom заявляли о планах искать новые точки роста, например, интегрироваться со сторонними сервисами наподобие Slack. Кроме того, по словам главы международного направления Zoom Эйба Смита, у приложения есть потенциал хорошего роста в плане сотрудничества с бизнесом, например, как способа видеозвонков в службы поддержки компаний. Летом крупный британский банк HSBC в условиях пандемии уже начал использовать платформу для одобрения ипотечных кредитов, после чего перевел в Zoom все свои онлайн-коммуникации.

Как сообщили Forbes в компании Yota, по сравнению с майскими показателями, летом использование Zoom клиентами Yota сократилось — объем трафика снизился на 75% за июнь-август 2020. Осенью интерес к сервису вновь начал расти: уже в первую неделю ноября он достиг весенних показателей и по сравнению с летними месяцами вырос в четыре раза, отчитался оператор связи. Возобновление интереса к Zoom совпало с возвращением карантинных ограничений на фоне второй волны пандемии.

Голосовой мессенджер от создателей Badoo и игра в инвестора: кому дали денег на этой неделе

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+