К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Стартап-шоппинг: зачем корпорации скупают технологии

Фото  Chris Ratcliffe / Bloomberg via Getty Images
Фото Chris Ratcliffe / Bloomberg via Getty Images
В последние годы на российском рынке наблюдается бум сделок по слияниям и поглощениям. Катализатором во многом стала продажа активов иностранных компаний в 2022-2023 годы. С чем связан ажиотаж и долго ли он продлится, в колонке для Forbes рассуждает управляющий директор фонда Softline Venture Partners Елена Волотовская

На международном рынке M&A (слияние и поглощение) активность находится на самом низком уровне за десятилетие: в 2023 году его общий объем сократился на 15%, до $3,2 трлн, а в первой половине 2024-го еще на 25%. Это связано с падением стоимости сделок на фоне высоких процентных ставок банков. 

В России, напротив, в последние годы в этой сфере наблюдается ажиотаж. Так, по данным информационного агентства AK&M, в 2022 году в России заключили 517 сделок, а в 2023-м — уже 536. Выросла и средняя стоимость сделки, с $83 млн до $88,2 млн. В первом полугодии 2024-го тренд продолжился: количество сделок выросло на 79% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, с 28 до 50, следует из свежего отчета аналитического агентства Dsight. При этом чаще всего покупателями становились крупные корпорации вроде VK, «Яндекса» или Softline, продавцами — небольшие стартапы, а предметом сделки — контрольный пакет акций. Так, например, в июне 2024-го группа «Астра» приобрела 80% в разработчике платформы для управления данными «Сатори».

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

С чем связан бум? Во многом драйвером стали февральские события 2022 года. На фоне западных санкций многие иностранные компании стали уходить с российского рынка и продавать местные активы локальным игрокам. По итогам года объем таких сделок составил 38% от всех транзакций года ($16,31 млрд), или 109 сделок из 517 (20,9% от общего числа), в которых покупателями выступали резиденты России. 

 

Более того, многие иностранные игроки, покидая Россию, освобождали ниши. А, чтобы их занять, российским компаниям проще купить готовые разработки. Все-таки создать на базе существующих решений свои — быстрее, нежели запускать их с нуля. Так, например, в сентябре 2024-го «Яндекс» представил альтернативу виртуальным доскам для совместной работы покинувшего российский рынок Miro — сервис «Яндекс Концепт». Его запустили «с использованием российского технологического решения Pruffme». С последним «Яндекс» договорился о покупке. Новость появилась в считанные недели после того, как Miro объявила, что российские пользователи больше не смогут пользоваться их продуктом. 

Тренд связан и с избытком ликвидности у корпораций. В силу санкционных ограничений тратить средства они могут только в России или на дружественных рынках. Так, например, Softline в 2022 году купил индийскую компанию Value Point Systems, а в 2023-м — египетскую DigiTech и сербскую Saga Group в рамках расширения присутствия за рубежом. У российских стартапов, в свою очередь, практически нет возможности привлекать инвестиции и за счет продажи корпорациям они получают необходимое финансирования. 

 

Тренд на IPO тоже стимулирует покупки. По данным Dsight, за первое полугодие 2024-го публичными стали шесть российских компаний, включая продавца товаров для дома, дачи, строительства и ремонта «Всеинструменты.ру» и разработчика экосистемы корпоративных коммуникаций IVA Technologies, а к концу года на бирже окажутся еще четыре — образовательный холдинг Skillbox, сервис аренды пауэрбанков «Бери заряд!», сеть дата-центров Selectel и школа анлийского языка Skyeng. Выход на IPO для компаний привлекателен на фоне высоких оценок. Например, «Диасофт», крупнейший поставщик IT-решений в России, разместился по оценке более четырех выручек, согласно нашим подсчетам, а разработчик экосистемы корпоративных коммуникаций IVA Technologies — по оценке 12,5 выручек, а это очень высокий мультипликатор даже по меркам международного рынка.

При этом для размещения бизнесу нужно быстро добраться до определенных показателей по выручке и доли на рынке, и самый оперативный способ — купить существующих игроков. Так, поступил, например, производитель микроэлектроники «Элемент» — в мае 2024 года он приобрел 80% в Новосибирском институте программных систем (НИПС). А затем разместился на СПБ Бирже. 

При этом эти сделки влекут за собой активность коллег по рынку, которые не хотят отставать от конкурентов. Так, например, после того, как Альфа-банк купил четверть сервиса продажи билетов Kassir, «МТС Энтертейнмент» («дочка» МТС) приобрела билетный агрегатор Ticketscloud, а в первом полугодии 2024-го структура VK купила 40% российского сервиса для контроля и управления продажей билетов «Интикетс». 

 

К тому же, вне зависимости от текущих трендов, у каждой корпорации есть долгосрочная стратегия по расширению линейки своих продуктов, диверсификации портфеля, выходу в новые сегменты и пр. А сделки по слиянию и поглощению помогают в этих масштабных целях. В качество примера можно привести покупку МТС в марте 2022-го. Тогда оператор в рамках развития экосистемы приобрел поставщика решений на базе компьютерного зрения VisionLabs. 

Растет и потребность в переосмыслении своего бизнеса на фоне технологических прорывов, включая область искусственного интеллекта. А это также усиливает внимание корпораций к стартапам. Впрочем, уже в 2025 году активность M&A может упасть: многие стратеги купили доступные зрелые проекты, а командам на ранней стадии еще нужно поработать, чтобы заинтересовать крупные холдинги. Да и с учетом текущей процентной ставки последним проще положить свободные средства на депозитные счета или вложиться в облигации, нежели скупать активы. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+