«Папа мной гордится»: как режиссер «Никто» Илья Найшуллер прошел путь от мальчика с хлопушкой до Голливуда
Илья Найшуллер начинал карьеру «мальчиком с хлопушкой» на «Мосфильме» в середине нулевых и с тех пор успел снять несколько вирусных клипов для группы «Ленинград» и певца The Weeknd, а также фильм «Хардкор». После выхода его новой картины «Никто» Найшуллер стал первым режиссером из России, чей фильм возглавил американский прокат. Forbes рассказывает, как складывалась карьера Найшуллера и в чем секрет успеха фильма «Никто»
«Это как «Джон Уик», только c русской ноткой и интереснее», — говорит один из зрителей на выходе из кинозала после просмотра триллера «Никто» (Nobody). Главный герой картины Хитч — наркоман, чей наркотик — убийство людей. Он долго себя сдерживал и жил обычной жизнью заводского рабочего в Америке, но по стечению обстоятельств зверь внутри него вырвался наружу — теперь он бьется с русским бандитом Юлианом и его свитой.
«Никто» снял российский режиссер Илья Найшуллер. Благодаря ему в сюжете фильма появилась русская мафия, а среди актеров, помимо голливудских звезд Боба Оденкерка и Кристофера Ллойда, — россияне Алексей Серебряков, Александр Паль, Сергей Шнуров и сам Найшуллер. Сходство триллера «Никто» с серией боевиков «Джон Уик» обусловлено тем, что над обоими картинами работали сценарист Дерек Колстад и продюсер Дэвид Литч.
Картину оценили и американские, и российские зрители. В США «Никто» стал первым фильмом российского режиссера, который возглавил американский кинопрокат. Картина лидировала по сборам с 26 по 30 марта и всего за десять дней собрала около $12 млн. В России она вышла на неделю раньше и в первый же уик-энд, по данным ЕАИС, собрала около 92 млн рублей, уступив по результатам бокс-офиса только российской драме «Пальма» и американскому мультфильму «Райя и последний дракон». По данным Box Office Mojo на 5 апреля, совокупные мировые сборы «Никто» составили $21 млн.
Как Илье Найшуллеру удалось войти в голливудскую элиту и почему его фильм так понравился американскому зрителю?
Как режиссер Илья Найшуллер попал в Голливуд и снял «позитивный» боевик с русскими бандитами
Очень богатая семья
Илья Найшуллер родился в Москве. Его отец Виктор Найшуллер в 80-х работал врачом скорой помощи, мать Татьяна Русакова — хирургом. В конце 80-х отец с головой ушел в бизнес. «Коммерсант» называл Найшуллера-старшего «бывшим олигархом»: по данным издания, он организовал торгово-закупочный кооператив «Балчуг», затем в 90-х заработал на перепродаже «Жигулей» не менее $20 млн. В 1997 году прокуратура Кировской области возбудила против него уголовное дело о мошенничестве, речь шла о хищении $4,5 млн, писал «Деловой Петербург». В 2000 году предпринимателя арестовали, а в 2001 году освободили под подписку о невыезде. Позже дело закрыли ввиду недоказанности вины.
Бизнес предпринимателя за время его вынужденного отсутствия растаял, но после освобождения он создал новый — клининговую компанию ОМС. Сейчас, по данным СПАРК, он владеет площадкой для продажи картин молодых художников «Ойли Ойл» и компанией «Три-инвест» с нулевой выручкой. Другой совладелец «Три-инвест» — акционер IT-дистрибьютора Merlion Владислав Мангутов.
Найшуллер-младший вспоминает, что «моментами семья была очень богатой». В Лондоне, где Илья учился с восьми до 14 лет, его отцу принадлежал дом с бассейном. Подростком Илья переехал в Москву, где окончил школу с углубленным изучением английского и решил поступить на кинорежиссера во ВГИК.
Он заинтересовался кино еще в детстве. Первым бизнесом отца была перепродажа пиратских видеокассет, из-за чего дома у Найшуллеров всегда было много кассет. «Как-то раз за просмотром очередного фильма я спросил у мамы, кто все это делает, — вспоминает Илья. — Она объяснила, что есть операторы-постановщики, есть режиссер. Тогда я решил, что хочу создавать кино».
Во ВГИК из-за проблем с русским языком он так и не поступил, но со второй попытки прошел конкурс на телережиссера в Институт кино и телевидения (ГИТР). Студентом начал подрабатывать звукорежиссером и автором текстов песен в небольшой студии звукозаписи, а также ассистентом, переводчиком и «мальчиком с хлопушкой» на «Мосфильме». В середине 2000-х, на втором курсе, эти занятия стали интересовать его сильнее учебы в ГИТРе, и он бросил вуз.
Работа, по его словам, приносила мало денег, но и расходы были минимальными: «Я жил у отца, поэтому ни на жилье, ни на еду не тратился. Это было хорошо, но в то же время немного демотивировало — забирало некий страх перед провалом».
Как сельский учитель Дмитрий Давыдов за 11 дней снял фильм «Пугало» и стал звездой кинофестивалей
«Горячий пирожок» для Голливуда
В 2008 году Найшуллер параллельно с работой вместе с приятелем Ильей Кондратьевым создал рок-группу Biting Elbows, а в 2010-м стал снимать клипы на ее песни. Первым же роликом на песню Dope Friend Massacre поделился в «Живом журнале» Алексей Навальный. Клип, по словам Найшуллера, набрал на YouTube несколько десятков тысяч просмотров (сейчас — 693 000) и привлек к группе внимание СМИ. «Адреналин переполняет кадр, колонки рвутся от пробританского бита», — писал о нем «Коммерсант». Такие клипы обходились Найшуллеру в среднем в $4500 по курсу на начало 2010-х. Часть он вкладывал самостоятельно, часть занимал у отца.
Благодаря учебе в ГИТРе Найшуллер познакомился с продюсером Екатериной Кононенко (фильмы «Любит не любит», «Я худею» и «Марафон желаний»). В 2013 году он снял вместе с ней короткий клип-боевик на свою песню Bad Motherfucker. Действие в нем происходит от первого лица, как в компьютерной игре: на главном герое, который отбивается от врагов в офисе и на улице, закрепили камеру GoPro. Съемки обошлись в 1,2 млн рублей; по словам Найшуллера, клип спонсировал австрийский производитель водки Neft.
Экшен-ролик с бесконечными драками и перестрелками за десять дней набрал на YouTube более 10 млн просмотров (сейчас — более 45 млн) и стал для Найшуллера «золотым билетом» в мир кино. «Этот клип заметили полмира голливудских звезд, — рассказывает Екатерина Кононенко. — Нам писали, что это суперкруто, все: начиная с режиссера Даррена Аронофски и заканчивая актером Сэмюэлем Л. Джексоном. В тот момент Илья был как «горячий пирожок» для Голливуда».
Среди тех, кто обратил внимание на клип, оказался и продюсер Тимур Бекмамбетов. «Я посмотрел на YouTube его клип, через пять минут послал ему сообщение в Facebook, а через день мы договорились вместе делать фильм. Это все заняло сутки», — вспоминает он. Через неделю Найшуллер и Кононенко уже вели переговоры с Бекмамбетовым в Лос-Анджелесе, по итогам которых договорились снять экшн-фильм «Хардкор» — «наподобие клипа, но длиннее», рассказывает Кононенко.
Бремя первых. Как Тимур Бекмамбетов стал самым коммерчески успешным продюсером
Три хардкорных года
Изначально создатели «Хардкора» рассчитывали уложиться в $2 млн, но в итоге на съемки ушло больше — около 150 млн рублей, говорит Найшуллер. Примерно половину суммы вложил Бекмамбетов, остальное — российские частные инвесторы, которых привлек Найшуллер (их имена он называть отказался). По словам Кононенко, бюджет разросся еще и потому, что в разгар съемок случился валютный кризис 2014 года.
Чтобы не ограничивать географию проката, фильм снимали сразу на английском языке. Героя-злодея играл Данила Козловский, в эпизодах мелькали Сергей Шнуров, Кирилл Серебренников и Тим Рот. Главный герой с камерой на голове за весь фильм не говорит ни слова, но вокруг него происходят драки, погони, взрывы.
Права на международный прокат «Хардкора» выкупила за $10 млн американская компания STX Entertainment, за российский прокат отвечала Bazelevs Тимура Бекмамбетова. По данным Box Office Mojo, в апреле 2016-го «Хардкор» вышел более чем в 30 странах и за несколько месяцев собрал в мировом прокате более $14,3 млн, большая часть которых пришлась на США.
Как и клип Bad Motherfucker, «Хардкор» «больше зашел западной аудитории», считает Кононенко: «В России не было такого отклика вообще, здесь [Найшуллера] как-то не считывали». «В Голливуде все были в настоящем шоке от «Хардкора» — прежде всего, от его качества, — вторит ей Бекмамбетов. — Думали, что в производстве он стоил очень дорого, но мы сняли его довольно бюджетно и продали с большой для себя прибылью».
Гонорар Найшуллера как режиссера, с его собственных слов, составил $100 000. Половину этой суммы он по своей инициативе вложил обратно, чтобы переснять одну из сцен. Он утверждает, что также получил долю прибыли от продажи картины STX Entertainment (помимо гонорара), но конкретный процент или сумму не раскрывает.
Кино про «гиперагрессивного чувака»
Еще в начале 2010-х благодаря ранним клипам с Найшуллером начали сотрудничать американские продюсерские агентства Great Guns и WME (одно из крупнейших на рынке). Поначалу от агентств поступало мало запросов, но после выхода «Хардкора» на режиссера посыпались предложения.
Летом 2016 года через Great Guns с Найшуллером связался канадский певец The Weeknd. Для него Илья за полтора месяца снял экшен-клип на песню False Alarm и, по его словам, заработал порядка $80 000. «Мне стало понятно, что можно снимать дорогие клипы и рекламу, а за кино браться, только если оно мне действительно нравится», — говорит режиссер. «Илья как ребенок: не будет играть с игрушкой, которая ему неинтересна. Поэтому после «Хардкора» он не распылялся на фильмы — ждал лучшего предложения», — говорит Кононенко.
В 2016–2018 годы Найшуллер вместе с Кононенко снял как продюсер комедию «Я худею» и как режиссер — четыре клипа для группы «Ленинград» Сергея Шнурова («Вояж», «Жу-Жу», «Кольщик», «Цой»), а также несколько рекламных роликов — например, для банка «Точка» и строительной компании «Теремъ». Найшуллер не раскрывает свои заработки, но уточняет, что деньги от съемок клипов и рекламы позволяли ему «существовать очень комфортно». По его словам, запросы на съемки приходили в основном через сарафанное радио. На востребованность режиссера в России повлиял и выход весной 2017 года выпуска шоу «ВДудь» с его участием (4,2 млн просмотров).
Весной 2018 года WME познакомило Найшуллера с актером Бобом Оденкерком, прославившимся ролями в культовом сериале «Во все тяжкие» и его приквеле «Лучше звоните Солу». Оденкерк в интервью телеведущему Джимми Киммелу рассказывал, что уже знал Найшуллера по фильму «Хардкор». Он прислал Найшуллеру сценарий-прототип будущего триллера «Никто».
Идея фильма пришла самому Оденкерку, в дом которого много лет назад ворвался «гиперагрессивный голый чувак», рассказывал Найшуллер в интервью «Медузе». Оденкерк вызвал полицию, офицеры вытащили непрошеного гостя из дома, а напоследок сказали Бобу: «Вы все сделали правильно. Но если бы это была моя семья, здесь бы все закончилось по-другому», вспоминал Найшуллер: «Бобу было очень неприятно, что напали на его маскулинность [...] И у него появилась идея: что было бы, если бы человек, который мог дать сдачи, вынужден был ее не давать».
Идеей Оденкерка занялась студия STX. Вместе с актером она вышла на сценариста серии фильмов «Джон Уик» Дерека Колстада. Он написал сценарий, который понравился Оденкерку, и команда стала искать режиссера. Найшуллер, чей «Хардкор» ранее купила STX, попал в список претендентов. «Мне понравился сценарий, и я созвонился с Бобом, — вспоминает Найшуллер. — Рассказал ему, что вижу фильм как историю наркомана, чей наркотик — насилие. Он не смотрел на проект с этого ракурса, но он его впечатлил. В итоге он позвал меня в Штаты сделать презентацию проекта для STX».
«Мы суровый северный народ»: Юрий Колокольников — о Нолане, «Крюке» и образе плохих русских
Эффект Боба Оденкерка
Весна 2018 года, Лос-Анджелес. Президент продакшена STX останавливает презентацию Найшуллера на 15-м слайде из 25 и сообщает, что ему все понятно. «Я вернулся в гостиницу расстроенным, потому что мне не дали закончить, — вспоминает Найшуллер. — Но уже вечером мне позвонили и сказали: «Фильм твой!»
Все лето он дорабатывал сценарий «Никто» вместе с Оденкерком и Колстадом и рассчитывал начать съемки в сентябре 2018 года. «Но в последний момент студия позвонила и сказала, что фильм отменяется», — вздыхает Найшуллер. В STX не ответили на запрос Forbes о причинах отказа от проекта. По словам режиссера, студия тогда переживала «не самые лучшие дни». О том, что у STX было «лето с промахами», осенью 2018 года писал Deadline.com.
Найшуллер улетел обратно в Москву и на несколько месяцев ушел в съемки рекламы. В начале 2019 года ему позвонила жена продюсера «Никто» Дэвида Литча и сообщила, что сценарий фильма перекупила Universal Pictures и Найшуллера хотят видеть режиссером. «Я сказал, что я в деле, и мы начали подготовку», — взахлеб рассказывает Илья.
Председатель правления Universal Pictures Донна Лэнгли — «большая фанатка Найшуллера», знает источник Forbes на рынке кинопроизводства. «Ставка Universal на Найшуллера — во многом заслуга Бекмамбетова: у Донны с ним давняя дружба еще со времен работы над фильмом «Особо опасен», — говорит источник. В головной компании Universal Pictures на запрос Forbes не ответили.
К моменту перехода права производства фильма к Universal у Найшуллера была готова полная раскадровка фильма, определены оператор, художник-постановщик и место съемки. В качестве локации выбрали канадский город Виннипег — там производители фильмов получают 30%-й возврат налогов, объясняет выбор Найшуллер: «К тому же он правильный по погоде: атмосфера фильма должна была быть угнетающей. В солнечной Калифорнии ощущения от него были бы сильно другие».
Вплоть до сентября 2019 года шла «бесконечная доработка сценария», рассказывает он. По его словам, текст за время доработок сильно поменялся. Хотя каркас сюжета сохранился: это была все та же история о человеке, который спустя много лет тихой семейной жизни из-за удара по мужскому самолюбию возвращается к своей страсти — причинять людям боль. В первой версии сценария герой сражался с наркоторговцами из Южной Кореи, но по инициативе Найшуллера их поменяли на русских.
В сентябре режиссер и вся съемочная команда собрались в Канаде — начался кастинг. «Последнее слово [по актерскому составу] было за студией как за заказчиком фильма, но у меня была творческая свобода», — уверяет режиссер. Алексей Серебряков, по словам Найшуллера, сначала не хотел играть злодея в американском фильме из-за клишированного образа, но режиссеру удалось убедить его, что «это будет хорошее кино». Конни Нильсен (играет жену главного героя) и Кристофер Ллойд (отец главного героя), по словам Найшуллера, согласились быстро. «У нас большой продюсер, большая студия, я, Боб [Оденкерк], — говорит Илья. — Но если убрать из этого уравнения Боба, все было бы намного сложнее. Все Боба любят и готовы идти на фильм, если он в нем есть».
Источник Forbes на кинорынке уверен, что финальный актерский состав — «скорее заслуга продюсеров, чем Найшуллера»: «В Голливуде все решают продюсеры, а не режиссеры. WME представляет и Найшуллера, и Оденкерка, у них миллион совместных проектов с Universal. Каст сложился благодаря WME и Оденкерку как продюсеру фильма. Найшуллер — скорее часть этой удачи, а не ее причина».
Выход из тупика: почему Голливуд все время снимает новые франшизы по старым блокбастерам
Новый год в монтажке
Бюджет картины ее создатели не раскрывают. Журнал Variety писал, что он составил $16 млн (для сравнения: «Джон Уик» в 2014 году снимали за $20 млн). В Universal Pictures, которая проинвестировала фильм, на запрос Forbes не ответили.
Съемки проходили в октябре-декабре 2019 года, на них отвели в общей сложности 34 смены вместо комфортных 41, говорит Найшуллер. Сжатые сроки объяснялись небольшим бюджетом: «Закончить нужно было до Нового года, потому что у нас не было бы денег платить людям во время праздников, пока мы ничего не снимаем».
Создателям сыграли на руку размеры Виннипега. «Там все рядом, на машине 15 минут из края в край. Я буквально выходил, шел 150 метров, и вот тебе площадка. Это мечта», — описывает Найшуллер. В итоге фильм удалось снять на одну смену быстрее расчетных 34, а съемки обошлись на $300 000 дешевле изначального бюджета, говорит режиссер. Закрытые показы для первых фокус-групп в Лос-Анджелесе планировали на март 2020 года, поэтому с постпродакшеном тоже торопились. «Я даже Новый год встречал в монтажке с монтажером», — вспоминает Найшуллер.
Фильм был готов к сроку, но из-за разразившейся пандемии закрытые показы так и не состоялись. Создатели готовились к премьере фильма в августе 2020 года, но в итоге ее отложили на 2021 год. В конце 2020 года Universal наметил премьеру в США и России на 26 февраля. Но, поскольку кинотеатры в Лос-Анджелесе в феврале еще были закрыты, премьеру перенесли на конец марта.
Итоговыми датами премьер выбрали 18 марта в России и 26 марта — в Америке. «Российский офис Universal предложил выпустить у нас раньше, чтобы не идти в конкуренцию с фильмами «Майор Гром: Чумной Доктор», «Чернобыль», «Годзилла против Конга» и «Мортал Комбат». Плюс хотели начать прокат с России, потому что фильм русского режиссера, — объясняет Найшуллер. — До лета с премьерами решили не ждать, потому что это в целом самое конкурентное время, плюс на лето 2021 года много что перенеслось с пандемического 2020-го».
«Нечем привлечь зрителей»: как кинотеатры пытаются выжить во время кризиса за счет геймеров
За рекламу и маркетинг триллера отвечала Universal Pictures. По словам Найшуллера, в США «рекламная кампания была серьезная»: она включала показ трейлера и нанесение названия фильма на рингах спортивных мероприятий (в том числе боев UFC), а также билборды на Таймс-сквер и ранние показы для инфлюенсеров. Российская кампания включала «очень много работы с соцмедиа, диджиталом и пиаром», говорит режиссер. Директор по маркетингу Universal Pictures Russia Николай Борунков сказал, что фильм продвигали через все доступные каналы коммуникации, но детали и бюджет обсуждать отказался. По словам источника Forbes на кинорынке, обычно рекламный бюджет картин уровня «Никто» составляет 40–60 млн рублей, 50-60% из которых идет на телерекламу.
Половину дохода от проката «Никто» в России и США заберут кинотеатры, остальное оставят себе структуры Universal Pictures, утверждает Найшуллер. По словам режиссера, если сборы картины в 2,5 раза превысят ее бюджет, он получит процент от сборов. Свой гонорар как режиссера он не раскрывает, но утверждает, что на него пришлась большая доля в его совокупном годовом доходе в 2020 году.
«Никто» как Сочи в пандемию
В России в премьерный уик-энд 18–21 марта картина собрала около 92 млн рублей, в следующие два уик-энда — 41,5 млн и 30 млн рублей соответственно. Сборы за период с 18 марта составили 221,6 млн рублей. Николай Борунков считает российские показатели бокс-офиса «крайне успешными» по сравнению с другими боевиками. Картина уже обогнала многие жанровые аналоги: например, фильмы «Джек Ричер», «Заложница» и «Хардкор», перечисляет Борунков. «На третьем уик-энде у нее беспрецедентно маленькое падение — всего 28%», — добавляет он.
В США фильм показал себя еще более успешно, собрав $6,8 млн в первый уик-энд и $12 млн всего (по данным на 5 апреля). С 26 по 30 марта он лидировал в кинопрокате США, сейчас держит за собой вторую строчку (на первой — «Годзилла против Конга»).
Опрошенные Forbes эксперты выделяют несколько причин успешных кассовых сборов «Никто». Прежде всего это выход в удачный «безрыбный» период, когда большие мировые премьеры отложились на лето. «Бокс-офис в Америке уже год как спящая красавица: там нет никакого проката, все большие фильмы сдвинулись. И любой динамичный, яркий, сделанный творческими людьми зрелищный фильм, который еще и оказывается на больших экранах, зритель воспринимает как подарок и огромную радость, — рассуждает кинокритик Антон Долин. — Если сравнить черноморский курорт с курортом на Лазурном Берегу, очевидно, что Сочи будут проигрывать. Но если ты год не видел никакого моря и оказался в Сочи, то, безусловно, будешь очень счастлив».
С Долиным согласна президент сети кинотеатров КАРО Ольга Зинякова: «Фильм стал единственной новинкой уик-энда в США с 25 по 28 марта». По ее мнению, на американском рынке фильму помогло и то, что его изначально продвигали как «собрата «Джона Уика».
Создатели «Никто» «дали зрителям такое кино, которое они любят», говорит Екатерина Кононенко — юмор, экшен и легкую историю. Фильму пошла на пользу ностальгия американцев по боевикам, которых в последние годы в прокате не так много, вторит ей генеральный продюсер студии Bosfor Pictures Иван Яковенко: «В прокате шло семейное кино, а зритель соскучился по экшену и жанру боевиков». «Никто» — очень правильный фильм для этого момента, говорит Тимур Бекмамбетов: «Он по-хорошему киноманский, и в кинотеатры в Америке на него пошла ядерная группа любителей кино».
В России, по мнению Долина, на руку фильму сыграла сама личность Найшуллера как «русского режиссера, победившего Голливуд». «В Америке к фильму относятся как к боевику с хорошим сериальным артистом в главной роли. А у нас — как к победе русского человека над Голливудом. У нас идут на фильм Найшуллера, а там идут на фильм с Бобом Оденкерком», — объясняет он.
В России фильм не выбивался в лидеры сборов, потому что «российский зритель не смог распознать жанр», считает Иван Яковенко. Кроме того, на спрос повлияло возрастное ограничение. Рейтинг 18+ ограничивает доступ к активной «киноходящей» аудитории», потому что в кинотеатры в основном вернулись зрители семейного контента, констатирует Борунков.
Антон Долин считает, что $21 млн мировых сборов — «не гигантский, но нормальный успех качественного коммерческого фильма»: «Если бы этот фильм снял другой режиссер и это был бы не фильм «Никто», а фильм «Джон Уик 4», то никто не счел бы его лидерство в бокс-офисе феноменальным. Но так вышло, что режиссер — человек из России, нам всем это очень приятно, и мы хотим это анализировать».
Найшуллер уверяет, что и до выхода фильма знал, что «по сборам все будет хорошо». «Несмотря на ограничение 18+, это очень светлое и улыбчивое кино. Я понимал, что людям сейчас хочется чего-то такого светлого», — говорит он и признается, что главным для него было опередить по сборам свой же «Хардкор» и получить похвалу от отца. «Обе планки я преодолел, — доволен Найшуллер. — На старте моей карьеры папа думал, что я занимаюсь фигней, а сейчас он мной гордится. Когда «Никто» в Америке стал номером один, он сказал, что на день рождения столько поздравлений не получал. Это приятно, потому что, снимая «Никто», я представлял папу как зрителя».