К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Выход из тупика: почему Голливуд все время снимает новые франшизы по старым блокбастерам

Фото Touchstone / Getty Images
Фото Touchstone / Getty Images
При выходе в прокат абсолютно новых фильмов по оригинальным идеям кинозалы почему-то пустуют — поэтому Голливуду не остается ничего другого, как надеяться, что «выстрелят» франшизы звездных хитов прошлого. Продолжения и ремейки ранее успешных картин становятся основной стратегией киностудий

На этой неделе стало известно, что режиссер фильмов «Годзилла против Конга», «Тебе конец!» и «Гость» Адам Вингард снимет продолжение культового боевика «Без лица», получившего восторженные отзывы критиков. В конце прошлого столетия мировые сборы блокбастера с Джоном Траволтой и Николасом Кейджем в главных ролях составили $246 млн при бюджете $80 млн. При этом новый фильм станет не ремейком «Без лица», а скорее прямым продолжением классической картины режиссера Джона Ву, что считается признаком хорошего тона — так сохраняется художественная целостность оригинала. Конечно, это звучит немного странно, но в настоящее время именно так выглядит основная стратегия Голливуда.

Боевик «Без лица» стал ярким примером фильма с двумя гениальными актерами, выдающимся режиссером и безумным сюжетом. Напомним, что главный герой, специальный агент ФБР, соглашается пересадить себе лицо злодея-террориста, и в итоге они практически меняются жизнями. Однако не только это помогло фильму «Без лица» стать настоящим хитом. В первую очередь это был зрелищный остросюжетный боевик. При этом из блокбастера «Без лица» ранее не пытались сделать франшизу, как, впрочем, и из фильмов «Мистер и миссис Смит» (мировые сборы $487 млн при бюджете $110 млн), «Самолет президента» (мировые сборы $316 млн при бюджете $85 млн) или «Правдивая ложь» (мировые сборы $379 млн при бюджете $120 млн).

Эффект Netflix: как сериалы делают модными шахматы и помогают продавать кроссовки

 

По мотивам боевика «Правдивая ложь» вскоре, очевидно, будет снят телесериал, режиссером пилотного эпизода которого станет Макджи, а продюсером — Джеймс Кэмерон. В то же время сообщается о том, что Дональд Гловер и Фиби Уоллер-Бридж сыграют в новом сериале знаменитых мистера и миссис Смит, роли которых изначально исполнили Брэд Питт и Анджелина Джоли. Опять же фильм «Мистер и миссис Смит» режиссера Дага Лаймана стал настоящим хитом в связи с нетривиальным захватывающим сюжетом и популярностью актерского состава.

Благодаря хорошим телесериалам, таким как «Ганнибал», «Фарго», «Родители»,  «Смертельное оружие», снятым по мотивам известных кинематографических хитов, другие подобные экранизации автоматически получают своего рода кредит доверия

В отличие от культового сериала «Баффи — истребительница вампиров», весьма вольно снятого по мотивам не очень популярного одноименного полнометражного кинофильма (мировые сборы $17 млн при бюджете $7 млн), и боевика «Правдивая ложь», который стал вольным ремейком французской комедии «Тотальная слежка», при создании новых телесериалов сценаристы и режиссеры будут рассчитывать на то, что зрители довольно хорошо знакомы с первоисточником.

 

В то же время кинокомпания Spyglass Entertainment планирует перезапуск франшизы «Дети шпионов» режиссера Роберта Родригеса, совокупные мировые сборы четырех частей которой составили $535 млн при общем бюджете всех фильмов $140 млн. Тем не менее я готов поспорить, что это будет как минимум своего рода продолжение культовой тетралогии. Ранее стриминговый сервис Netflix тоже принял решение сделать ставку на ностальгию подросшего поколения, выпустив фильм «Мы можем быть героями», который стал спин-оффом и продолжением провалившихся в прокате «Приключений Шаркбоя и Лавы» (мировые сборы $72 млн при бюджете $50 млн). Кроме того, в будущем создателям очередных «Детей шпионов» было бы просто нелепо отказываться от камео или появления в эпизодических ролях знакомых всем Антонио Бандераса, Дэнни Трехо, Алексы Вега и бесчисленного множества других персонажей из предыдущих четырех фильмов.

Стоит отметить, что франшиза «Паранормальное явление» вскоре тоже обзаведется еще одним продолжением. Его снимет режиссер фильмов «Под водой» и «Сигнал» Уильям Юбэнк. Сценаристом же выступит режиссер фильмов ужасов «Счастливого дня смерти» и «Дичь» Кристофер Лэндон, который ранее написал сценарии четырех первых продолжений культовой франшизы. В 2009 году права для проката самого первого «Паранормального явления» режиссера Орена Пели приобрела кинокомпания Paramount Pictures. В итоге малобюджетный фильм ужасов, большая часть которого — это «найденные» после смерти или пропажи героев видеозаписи с обычных камер и камер видеонаблюдения, стал одной из самых прибыльных картин в истории. Мировые кассовые сборы первого «Паранормального явления» составили $190 млн при бюджете $230 000. Совокупный бюджет всех фильмов успешной франшизы составил всего $28,4 млн, при этом мировые кассовые сборы всех фильмов оцениваются в $861 млн. Понятно, почему кинокомпания Paramount Pictures хочет дать столь прибыльной франшизе второй шанс.

Голливуд пытается превратить множество старых популярных хитов со звездным актерским составом и интересным сюжетом в очередные франшизы

Конечно же, можно вспомнить все клише о том, что «в Голливуде закончились новые идеи», но тогда мы бы обошли стороной все фильмы с оригинальными сценариями, которых раньше было гораздо больше в кинотеатрах и в целом до сих пор довольно много на стриминговых сервисах. Все они не привлекают такого же большого внимания зрителей, как продолжения и ремейки старых картин. Сейчас мы наблюдаем за тем, как Голливуд пытается превратить множество старых популярных хитов со звездным актерским составом и интересным сюжетом и даже хитов с оригинальным или новым (адаптированным для киноэкранов) сценарием в очередные франшизы. Дело в том, что зрители перестали часто ходить в кино на новые оригинальные фильмы, а звезды кино перестали сами по себе представлять собой своего рода франшизы. В этой связи Голливуд зашел в тупик.

 

Я опять же виню в этом как киностудии, так и самих зрителей. Многие жаловались, что кинокомпании Warner Bros. не пришлось бы продавать права на показ своих фильмов HBO Max, если бы она снимала не только блокбастеры с бюджетом $200 млн. При этом люди совершенно забыли про целый ряд менее остросюжетных фильмов киностудии Warner Bros. («Доктор Сон», «Хороший лжец», «Дело Ричарда Джуэлла», «Ослепленный светом», «Сиротский Бруклин», «Адская кухня» и так далее), которые не очень хорошо показали себя в прокате в 2019 году из-за полупустых кинозалов. Зрители очень любят рассуждать в Twitter о том, что же Голливуд делает неправильно. Тем не менее, когда Голливуд выпускает хорошие фильмы, которые зрители «так хотели бы видеть на экранах», кинозалы пустуют, а потом все те же зрители задним числом обвиняют во всех грехах «неудачные» маркетинговые кампании.

Беспощадные поиски правды: «Рыцари справедливости» — мощная трагикомедия с Мадсом Миккельсеном

Десять лет назад проблема заключалась в том, что зрители не пошли в кино на драматические фильмы «Адаптация» и «Плохой лейтенант» с оригинальным сценарием и Николасом Кейджем в главной роли, а затем обвинили актера в продажности, потому что он начал сниматься в боевиках вроде «Пророка» и «Призрачного гонщика 2». Сейчас зрители отдают предпочтение посредственным спин-оффам вроде «Люди в черном: Интернэшнл» (мировые сборы $250 млн при бюджете $110 млн), а не качественным новинкам вроде фильма «В прямом эфире», мировые сборы которого составили $22 млн после приобретения прав на прокат фильма за $13 млн на кинофестивале независимого кино «Сандэнс». Кроме того, зрители начали более предвзято относиться к киноиндустрии в целом. Но если они будут ходить в кино только на спин-оффы и продолжения ранее успешных фильмов, то Голливуд и дальше будет снимать только их.

При этом франшиза «Джуманджи» от Sony Pictures — это яркий пример действительно неплохого продолжения. Новая дилогия снята по мотивам классического фантастико-приключенческого одноименного фильма для всей семьи с Робином Уильямсом в главной роли и весьма продвинутыми по тем временам спецэффектами. Мировые сборы фильма 1995 года составили $245 млн при бюджете $100 млн. Создатели новой франшизы «Джуманджи» пригласили сняться в кино всеми любимых и узнаваемых актеров — Дуэйна Джонсона, Кевина Харта, Джека Блэка и Карен Гиллан. Кроме того, создатели интересно изменили сюжет. Во-первых, герои переносятся из реальной жизни в мир игры, а не наоборот, как это было в классическом фильме. Во-вторых, новая франшиза — это своего рода отдельная импровизация на тему ставших популярными видеоигр. В этой связи становится понятно, почему фильм «Джуманджи: Зов джунглей» собрал в прокате $962 млн, а его продолжение «Джуманджи: Новый уровень» — $800 млн.

Призрак успеха: как фильм «Ганнибал» ввел весь Голливуд в заблуждение 

 

Конечно, многие посчитали, что франшиза «Джуманджи» лишь вселила «ложные надежды» в зрителей, как это было в случае боевика «Безумный Макс: Дорога ярости» (мировые сборы $375 млн при бюджете $150 млн) и вышедшего пару лет назад фильма ужасов «Хэллоуин» (мировые сборы $256 млн при бюджете $10 млн). Однако с учетом того, что на рынке комиксов доминируют кинематографическая вселенная Marvel от Disney и расширенная вселенная DC от Warner Bros., сценаристы и режиссеры ведь должны находить идеи для новых фильмов и телесериалов. В этой связи сейчас киностудии преимущественно заимствуют их из старых блокбастеров. Раньше все жаловались на то, что Голливуд копирует идеи популярных фильмов вместо того, чтобы делать полноценные ремейки в целях сохранения художественной целостности оригинала. Сейчас Голливуд вместо ремейков просто снимает продолжения популярных хитов. Таким образом, всего за десять лет мы перестали считать, что это, по сути, одно и то же.

Безусловно, есть смысл в том, чтобы взять популярный хит с интересным сюжетом и снять его ремейк со звездами кино, которые пользуются популярностью среди зрителей. Возможно, речь идет об актерах, которых люди мечтают увидеть вместе в одном фильме. Если представить, что будет еще один абстрактный фильм «Без лица», то это не вызовет особого восторга среди зрителей. Однако хороший актерский состав, возможно, изменит ситуацию и сделает этот фильм более привлекательным для широкой публики. Еще один похожий пример. Людям, которые даже не смотрели фильм «Мистер и миссис Смит», возможно, захочется взглянуть на Дональда Гловера и Фиби Уоллер-Бридж в образе привлекательной супружеской пары наемных убийц, которые должны ликвидировать друг друга.

«Мы суровый северный народ»: Юрий Колокольников — о Нолане, «Крюке» и образе плохих русских

Не все франшизы стоят того. Когда-то зрители были не очень заинтересованы в абстрактной франшизе о похождениях Джека Райана, но дело исправил тот факт, что его роль исполнил Харрисон Форд. Всем понравилось наблюдать за тем, как его изможденный герой выполняет свой моральный долг и борется с врагами, чтобы спасти свою семью. Иногда зрителям просто хотелось увидеть, как Джулия Робертс уводит из-под венца еще чьего-то жениха. Есть целый ряд потенциальных франшиз («Конан-варвар», «Терминатор», «Правдивая ложь», «Вспомнить все» и так далее), которые основаны на очень успешных фильмах с Арнольдом Шварценеггером. Эти хиты были изначально популярны в то время, когда сами звезды кино являлись своего рода франшизой или брендом.

 

Все это представляет собой результат того, что зрители требовали от киноиндустрии истории чуть посложнее, чем «крутые парни убивают террористов» или «обычный человек становится супергероем или избранным». Можно сказать, что нынешняя зависимость от блокбастеров 1990-х и 2000-х годов накладывает более тяжелое бремя на звезд кино. Во-первых, определенные актеры должны из фильма в фильм сниматься в одних и тех же ролях. Во-вторых, популярные в конкретный период времени знаменитости считаются ценным дополнением для любого фильма. Если не очень понятно, будет ли франшиза сама по себе пользоваться популярностью среди зрителей, то нужно пригласить сняться в ней звезд кино, которые повысят интерес к картине. Голливуд пытается сделать так, чтобы что-то старое вновь казалось и новым, и старым.

Зрителям уже надоели ремейки, однако при выходе в прокат абсолютно новых фильмов по оригинальным идеям кинозалы почему-то пустуют

Я действительно удивлюсь, если большинство новых экранизаций не станут спин-оффами или продолжениями предыдущих фильмов. Дело в том, что огромная популярность картин «Мир Юрского периода» (мировые сборы $1,651 млрд при бюджете $150 млн), «Звездные войны: Пробуждение силы» (мировые сборы $2 млрд при бюджете $275 млн), «Крид: Наследие Рокки» (мировые сборы $173 млн при бюджете $35 млн) и «Безумный Макс: Дорога ярости» частично была связана с тем, что они стали продолжениями классических киносаг. Да, зрителям уже надоели ремейки (ностальгирующие фанаты, например, отчаянно защищают классические фильмы и выступают против новых экранизаций), однако при выходе в прокат абсолютно новых фильмов по оригинальным идеям кинозалы почему-то пустуют. В этой связи остается лишь один выход. Новые звезды кино будут играть в продолжениях старых франшиз или их спин-оффах.

Зрители обойдут стороной новый фильм с оригинальным сценарием, но устремятся в кинотеатры на очередной боевик «Матрица 4». Они будут жаловаться на обилие франшиз, но именно из-за их нежелания принять что-то новое блокбастер «Веном» соберет в прокате в 50 раз больше (мировые сборы $856 млн при бюджете $90 млн), чем научно-фантастический триллер «Апгрейд» (мировые сборы $17 млн при бюджете $3 млн). Голливуд зашел в настоящий тупик, пытаясь превратить свои звездные хиты в успешные франшизы. Если выпустить продолжение полюбившегося фильма, то никто из фанатов не обвинит создателей в «разрушении оригинала». Если пригласить в новые фильмы всеми любимых актеров, то они заинтересуют и тех, кто изначально не был в восторге от франшизы. Сработает ли эта стратегия? Я не уверен, но у Голливуда осталось не так много опций, потому что зрители обычно редко ходят в кино на фильмы, снятые по новым идеям.

Перевод Полины Шеноевой

 

Лучшие фильмы 2020 года по версии Forbes Life

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+