«Ядерный удар по кинотеатрам»: Warner Bros. будет выпускать все свои блокбастеры 2021-го одновременно онлайн и в кино
Кинокомпания Warner Bros. объявила, что в 2021-м 17 своих фильмов, включая одни из самых ожидаемых картин года — «Матрица 4», «Дюна», «Отряд самоубийц: Миссия навылет», она выпустит одновременно в кинопрокат и на собственном стриминговом сервисе HBO Max. Это прецедент, который может поменять расстановку сил в индустрии. По заявлениям представителей студии, этот шаг временный и является ответом на коронакризис, когда большинство кинотеатров закрыты или могут принимать ограниченное количество посетителей. «Никто больше чем мы не хочет, чтобы фильмы снова вернулись на большой экран, — прокомментировала решение глава WarnerMedia Studios and Networks Group Энн Сарнофф. — Большинство театров в США, вероятно, будут работать с ограниченной пропускной способностью в течение 2021 года. Благодаря нашему уникальному однолетнему плану мы можем поддержать партнеров с постоянным потоком фильмов, но также представим зрителям, которые не имеют доступа к кинотеатрам или пока не готовы вернуться в них, шанс увидеть наши фильмы. Мы рассматриваем это как беспроигрышный вариант для любителей кино и участников [индустрии]».
Первым фильмом, который выйдет по новой модели, станет «Чудо-женщина 1984», премьера которого состоится в конце этого года — 25 декабря. Картина одновременно появится в американских кинотеатрах и на платформе HBO Max, но только на 31 день. Через месяц после выхода ее какое-то время можно будет увидеть только в кинопрокате. По такому же алгоритму студия будет выпускать фильмы в 2021-м.
Источники журнала Hollywood Reporter утверждают, что обсуждения новой стратегии студии велись в тайне и стали сюрпризом для многих участников рынка. Возможно, Warner Bros. придется пойти на новые, «более щедрые» условия работы с кинотеатрами, чтобы те не начали бойкотировать фильмы студии. «Пересмотр условий будет зависеть от того, есть ли на момент переговоров кинотеатрам что показывать или нет. Если у театра будет выбор, если будет много контента для проката, он, конечно, будет иметь более высокую переговорную силу и, как следствие, сможет сказать Warner.: «Я твой фильм возьму или не возьму только на совершенно других условиях». Это позитивный расклад для кинотеатров, а негативный — когда на безрыбье и рак рыба. Театру придется согласиться на условия студии или остаться без заработка, — говорит генеральный директор Объединенной сети кинотеатров («Кино Окко», «Синема Парк» и «Формула Кино») Алексей Васясин. — Если все будет хорошо, конечно, кинотеатры буду отстаивать свою позицию и пытаться вернуть тот расклад сил, который был до пандемии. Это первичность в премиальных форматах, массовый старт в офлайн-кинотеатрах , а потом уже онлайн-платформы».
Ранее в этом году крупные американские сети кинотеатров уже грозились бойкотировать фильмы Universal после заявления студии о том, что она рассматривает возможность продолжать выпускать фильмы сразу в кино и на стриминговых сервисах даже после окончания локдауна. Другим гигантом, объявившим, что планирует делать ставку на онлайн, стал Disney — свой новый потенциальный мультипликационный хит «Душа» студия выпустит сразу на сервисе Disney+, минуя кинотеатры. «Даже когда студии сужали окно между выпуском фильмов на «цифре» и в кинотеатрах на месяцы, это был повод для скандалов, угроз бойкотами. Кинотеатры были недовольны по понятной причине. И студии обычно шли на попятную, потому что театры были их главными партнерами и получали большой процент с продаж. В этом контексте решение Warner — это даже не объявление войны, это такой ядерный удар, о котором ты узнаешь, когда ракета уже в воздухе», — прокомментировал новость креативный продюсер студии AR Films и автор телеграм-канала «Запасаемся попкорном» Иван Филиппов.
«Мое мнение, что это решение глобально ударит по студии в первую очередь, потому что финально она будет зарабатывать меньше денег. Как следствие, снимать новые фильмы на меньшие деньги — и так постепенно деградировать. Она может заработать больше в моменте, но в долгой перспективе, на мой взгляд, первичный показ в кинотеатре и затем показ на онлайн-платформах будет приносить больше денег», — считает Алексей Васясин.
План Warner Bros. пока касается только американского рынка — HBO Max сейчас доступен только в США, поэтому в других странах фильмы студии продолжат, вероятно, выходить в сначала только в кинотеатрах. Иван Филиппов отметил, что первые выводы о том, как будет работать новой модель, можно будет делать только после выхода «Чудо-женщины 1984»: «Пока не до конца понятно, как это все будет практически устроено. К тому же речь идет только об американском рынке, где очень серьезная ситуация с ковидом — до момента, когда кинотеатры полностью восстановятся, могут пройти даже не месяцы, а пару лет. В Китае, который является вторым по величине кинорынком в мире после США, HBO Max недоступен, как и в других странах. Возможно, весь остальной мир, кроме Америки, эти изменения вообще не коснутся, особенно рядового зрителя. Но это здесь не главное. Важно, что своим заявлением Warner. фиксирует совершенно тектонические изменения в киноиндустрии. Примерно как изобретение звука. Потому что кинобизнес всегда жил с пониманием того, что театральный прокат — это самое главное. А теперь нет».
- «У нас прирост на 400%». Как «Кинопоиск», IVI, Start и Premier подняли бизнес во время пандемии
- «Ситуация не тяжелая. Она катастрофическая». Готовы ли кинотеатры к открытию, и как мы будем смотреть кино в 2020 году
- «За последний квартал мы потеряли $26 млн». Вице-президент IMAX в России Джон Шрайнер о кризисе и будущем киноиндустрии