С расчетом на российских коллекционеров: в Лондоне продают рисунок Леонардо да Винчи
8 июля на аукционе Christie’s во время сессии «Исключительных торгов» будет продан рисунок Леонардо да Винчи «Голова медведя» — один из восьми рисунков художника, которые остались в частных руках. Эксперты расходятся в датировке, но едины в оценке значимости рисунка, сделанного серебряной иглой по бумаге (трудоемкая техника, освоенная художником в мастерской Верроккьо). «Голова медведя», так же как и наброски собачьих лап из собрания Национальной галереи Шотландии в Эдинбурге, и фигура идущего медведя из Метрополитен-музея в Нью-Йорке, считаются анималистическими «лабораторными работами» Леонардо. Накопленный опыт художник применил, например, в создании картины «Портрет Чечилии Галлерани», известной также как «Дама с горностаем».
«Старики» снова в деле: почему Брейгель и да Винчи вызывают сегодня такой ажиотаж
Ожидаемая цена продажи рисунка — £8 млн-£12 млн. История владения работой отслеживается с XVIII века, начиная с лондонской коллекции сэра Томаса Лоуренса, президента Королевской академии художеств. В 1860 году душеприказчик Лоуренса продал рисунок на Christie’s.
С 1930-х годов рисунок головы медведя — участник ретроспективных выставок Леонардо да Винчи. В 2018-2019 годах рисунок в составе выставки «Шедевры Лейденской коллекции» американского фондового инвестора Томаса Каплана был показан в ГМИИ им. А. С. Пушкина, а затем — в Эрмитаже.
За продажу работы Леонардо отвечает старший консультант отдела старых мастеров Ноэль Аннесли, который рассказал Forbes Life, что означает для арт-рынка появление на торгах работы Леонардо да Винчи.
— Согласно провенансу работы из каталога аукциона, рисунок принадлежал прежнему владельцу, американскому бизнесмену Томасу Каплану, чуть больше 10 лет, с 2008 года. В чем в таком случае коммерческая выгода подобной инвестиции, ведь у работ старых мастеров низкая волатильность?
— Цены на старых мастеров и правда не растут как на дрожжах. Рассчитывать на какую-то сверхприбыль, инвестируя в искусство старых мастеров, не приходится, но свою стоимость они в целом сохраняют неплохо. Кроме того, если речь идет о выдающемся в плане редкости и качества произведении, оно, скорее всего, в итоге возобладает над рыночной конъюнктурой. К тому же, мода и вкусы постоянно меняются, с этим ничего не поделаешь. Это в равной степени относится как к старым мастерам, так и к художникам остальных поколений.
— Этот рисунок был показан на выставке, которая проходила в ГМИИ им. А. С. Пушкина и в Государственном Эрмитаже, но при этом работа не была включена в выставочный каталог. Как вы думаете, почему владелец собрания принял такое решение?
— Я знаю, что в этой коллекции преобладают произведения северного Возрождения, а у этого рисунка, очевидно, итальянские корни. Возможно, это послужило причиной, но детали мне неизвестны.
Зачем американский инвестор скупил всего Рембрандта на рынке
— Как вам кажется, вызовет ли рисунок интерес со стороны российских коллекционеров? Что вы думаете о возможностях русского рынка в отношении работ старых мастеров?
— Наш опыт работ с российскими коллекционерами подсказывает, что ты никогда не знаешь наверняка, чего от них ожидать. Говорю это как комплимент. Круг их интересов крайне широк. У этой работы есть очень характерная черта: собственно, предмет изображения — голова медведя. Образ медведя играет важную роль в культуре вашей страны. Это одна из причин, наряду с тем фактом, что автором рисунка является величайший гений в истории искусства, почему российские коллекционеры должны обратить на него внимание.
— Вы знаете каких-то российских коллекционеров, которые испытывают особые чувства к Леонардо?
— Нет, не могу этого сказать. В прошлом российские коллекционеры демонстрировали интерес к искусству старых мастеров в целом, но кого-то выделять я бы не стал.
— В чем заключается особенность продаж работ старых мастеров по сравнению с современным искусством на торгах?
— Искусство старых мастеров, в особенности графика, предполагает пристальное внимание к мельчайшим деталям. В этом отношении небольшой по своим размерам рисунок Леонардо — превосходный пример. Каждый волосок выписан настолько тщательно, что кажется, будто работа оживает буквально у вас на глазах, хотя на самом деле она была создана примерно в 1480–1482 годах. Это поразительное чувство, которое не может никого оставить равнодушным. Современное искусство очаровывает по многим причинам: в первую очередь своими идеями и неожиданным ракурсом, под которым на них предлагается посмотреть. А работы таких художников, как Леонардо, подкупают мастерством своего исполнения и самоотверженностью, с которой они создавались.
— Сопоставимы ли цены на рисунки старых мастеров с ценами на живописные работы? Рекорд цены за работу Леонардо да Винчи «Спаситель мира» из собрания Дмитрия Рыболовлева — $450 млн.
Сила искусства: самые дорогие работы в коллекциях российских бизнесменов
— В целом нет. Это во многом зависит от размера работы. Но на отдельные произведения цены могут быть вполне сопоставимы. Самый дорогой рисунок («Голова музы» Рафаэля) был в свое время продан за £30 млн. За эти деньги вы вполне могли бы купить топовое живописное полотно, например «Вид Вероны» Белотто, бесспорный шедевр. Оценка этого лота (рисунка да Винчи. — Forbes Life) составляет £8 млн-12 млн. Многое зависит от художника. На рынке с 1970-х годов не появлялось значимых рисунков Дюрера, в противном случае он бы стоил десятки миллионов. Многое зависит от размера работы, от того, что на ней изображено, от сохранности и многих других факторов, которые также стоит учитывать.
Возможно, одним из самых знаковых событий для рынка рисунков старых мастеров стали торги 1984 года в Нью-Йорке. Это был поворотный момент, когда рисунки старых мастеров превратились из узкоспециализированной категории в область, которой заинтересовался весь мир. Многие люди неожиданно для себя осознали, что художники, известные им по картинам, создавали еще и великолепные рисунки. Благодаря чатсуортской коллекции широкая публика открыла для себя как выдающихся рисовальщиков, так и таких авторов, как Ван Дейк, Рембрандт, Рубенс, Рафаэль, Микеланджело (работ которого в коллекции не было), Леонардо (среди лотов было четыре его карикатуры). Рисунок стал восприниматься как «лаборатория» живописи, где художники пробуют разные решения тех или иных художественных задач. 1984 год стал действительно поворотным моментом, навсегда изменившим рынок.
— Что произошло с рынком старых мастеров за время пандемии?
— То, как рынок справился с ситуацией во время локдауна, воодушевляет. Как довольно старомодный человек, я не отчаивался, но был встревожен происходящим во время пандемии. Изменилась природа торгов, нам пришлось перейти в онлайн. К счастью, мы уже запустили этот процесс перехода за несколько лет до этого, поэтому опыт у нас уже был. Изначально я относился ко всему со скепсисом, не ожидая появления на рынке выдающихся работ в условиях, когда люди не могут физически с ними взаимодействовать. Как показало время, я был неправ и испытал от этого огромное облегчение.
Прогноз Сноудона: когда Европа продаст свои замки китайцам
— Расскажите, пожалуйста, про наиболее значимые произведения старых мастеров, которые вам довелось продать за время вашей карьеры в Christie’s.
— Из недавних продаж самая выдающаяся — это, наверное, «Голова музы» Рафаэля, которая ушла за сумму чуть меньше £30 млн четыре года назад. Это самая дорогая продажа из тех, к которым я имею непосредственное отношение. В 2000 году я продал рисунок Микеланджело «Воскресший Христос» за £8 млн. В 2001 году рисунок Леонардо под названием «Лошадь и всадник» ушел с молотка за £8,1 млн. Надо сказать, что по своим размерам рисунок с изображением головы медведя вдвое меньше, но по силе художественного воздействия не уступает «Лошади и всаднику».
Оценочная стоимость «Головы медведя» — во многом результат сопоставления этих двух работ. В процессе создания эстимейта всегда есть элемент предугадывания, хотя он и основывается на опыте и знаниях. Надеюсь, в этом случае мы окажемся правы. Еще одна значимая продажа — это отличающийся не менее пристальным вниманием к деталям превосходный рисунок голландского художника Лукаса ван Лейдена «Молодой стоящий мужчина», датируемый примерно 1520 годом. Также следует упомянуть акварель Уильяма Тернера «Синяя Риги», проданную 15 лет назад за сумму, которая и по сей день удерживает рекорд для английской акварели, — £5,8 млн. Сегодня она по праву — одна из жемчужин собрания Tate Britain.
Еще одна работа, копия которой висит в моем кабинете, — превосходный рисунок головы Иосифа работы дель Сарто, выполненный сангиной, о котором мы мало что знали с 1927 года. Он очень долго считался пропавшим. В какой-то момент нам поступил запрос из Швейцарии от одной старой четы. Я полетел к ним. Меня встретили очень радушно. Дело происходило зимой, в феврале, на улице было очень холодно, а в доме, наоборот, — очень жарко. Так как я видел рисунок на фотографии, я с порога принялся искать его глазами. Оказалось, что он висел у них в спальне, где было еще жарче. Я имел неосторожность предложить достать рисунок из рамы. Это оказалось непросто, так как у меня не было подходящих инструментов. Рама упала. Когда мы извлекли рисунок, оказалось, что на обороте скрываются очаровательные ноги.
Это удивительное переживание — обнаружить шедевр, с которым до этого был знаком только по фотографии. В этом и заключается очарование моей работы. Мне посчастливилось сделать ряд открытий в отношении атрибуции некоторых рисунков. Иногда я находил работы, которые считались потерянными. Меня это по-прежнему волнует.
— Как вы ведете поиск работ, считающихся утерянными на протяжении столетий?
— В этом мне помогают справочная литература и мои младшие коллеги. Сегодня люди не работают «на кого-то», мы работаем вместе. Они, в свою очередь, пользуются цифровыми источниками информации, в частности — базами данных музеев. Они могут просто вбить в строке поиска имя художника, который их интересует, и получить изображения его работ. Когда я начинал свою работу в Christie’s в 1964 году, ничего подобного не было. Было довольно ограниченное число книг и фотографий. Но в одном отношении мне очень повезло —у меня отличная память. Раньше была, по крайней мере. Когда я создавал департамент, она не раз меня выручала. Достаточно было вспомнить, что я видел что-то подобное, — это становилось зацепкой. Сегодня информации гораздо больше, мы постоянно узнаем что-то новое о художниках, с произведениями которых работаем. Изучать провенанс или процесс создания той или иной работы стало гораздо легче. Но при этом элемент удачи все равно присутствует, как и вероятность того, что вас может ожидать удивительная находка.
— Как часто рисунки подделывают, если сравнивать с живописью?
— Я не раз ошибался, покупаясь на подделки. Но проходило время, я смотрел на поддельные работы и глазам своим не верил, как это возможно, так обмануться. Подделки с годами выдают себя сами. Дело в том, что когда человек создает подделку, он находится под впечатлением настоящего момента. Очень показателен пример ван Мегерена. В 1930-х годах этот голландский художник, работы которого не пользовались успехом, решил создать несколько произведений «под Вермеера». Если вы посмотрите на них сегодня, вы не поверите, что в свое время они могли ввести в заблуждение авторитетных искусствоведов. Разумеется, были сомневающиеся, но ведущих экспертов по творчеству Вермеера ему провести все-таки удалось. Сегодня нам очевидно, что на портретах ван Мегерена мадонны выглядели как голливудские дивы того времени. Поэтому подделки — вещь опасная. Мы постоянно их остерегаемся. Никогда не следует романтизировать тех, кто создает подделки. Они ужасные люди.
— Как новые технологии повлияли на рынок рисунков старых мастеров?
— Технологии помогают нам в исследовании работ. Сегодня моим младшим коллегам достаточно просто отправить изображение рисунка по почте тому или иному эксперту, который может находиться в любой точке мира, чтобы получить авторитетный ответ. Раньше этот процесс занимал гораздо больше времени: работу надо было сфотографировать, описать, отправить письмо по почте и так далее. Сегодня ответ приходит почти мгновенно. Но при этом нужно все перепроверять: экспертизу «на глаз» никакая техника заменить не может. Работу нужно видеть своими глазами, буквально трогать, чтобы убедиться в правильности собственного суждения.