Уроки кройки и шитья: что такое upcycling и кто строит бизнес на вторичном производстве одежды
Как стать адептом апсайклинга
У каждой практики осознанного потребления есть свои особенности, плюсы и минусы. Но кое-что их объединяет (и это не только желание сделать мир лучше) — ни у одной из них нет приличного перевода на русский язык. Взять хотя бы чудовищное слово «састейнабилити», аналогов для которого в великом и могучем так и не нашлось. Казалось бы, повезло ресайклингу, который можно назвать «переработкой». Но здесь в дело вмешиваются еще два понятия — апсайклинг (upcycling) и даунсайклинг (downcycling), которые в общем-то тоже про переработку. Но разница между ними есть. В процессе даунсайклинга (или даунциклинга) утилизируют отходы, превращая их во вторичное сырье более низкого качества (например, ветошь), переработать которое повторно уже нельзя. Если первоначальный материал не теряет в качестве, то это как раз апсайклинг. А в случае, когда сырье меняется до неузнаваемости, корректнее всего говорить именно о ресайклинге. То есть если вашу футболку сделали из пластиковых бутылок, то это ресайклинг, если вы, поносив ее, отправили вещицу на тряпки, то это даунсайклинг. Ну а если вы обрезали старые джинсы, превратив их в шорты, то поздравляем: вы — адепт апсайклинга.
Без молока, одежды и цемента. Экологические тренды 2020 года, которые коснутся каждого
Апсайклинг в России долгое время воспринимали с осторожностью, как и в целом вторичное потребление. Сам термин upcycling появился относительно недавно — примерно в середине 1990-х. А активно вошел в употребление в 2002 году после выхода книги Уильяма Макдонаха и Майкла Браунгарта «Cradle to Cradle: Remaking the Way We Make Things» — авторы как раз предлагали продлевать жизненные циклы вещей. Но назвать новым само явление язык не повернется, так или иначе люди прибегали к практике апсайклинга на протяжении всей истории. Инструкции, как подарить новую жизнь старым вещам, или, как сказали бы мы сегодня, лайфхаки, можно было встретить и 40 лет назад. Например, издания вроде «Энциклопедии для девочек» предлагали перешивать износившиеся платья по три–четыре раза. В советские времена такие практические советы были, разумеется связаны не с осознанностью, а с банальным товарным дефицитом. Отчасти поэтому апсайклинг в России долгое время воспринимали с осторожностью, как и в целом вторичное потребление. «Б/у», «секонд», «с чужого плеча» — долгое время бытовало мнение, что апсайклинг, да и винтаж — удел тех, кто не может позволить себе новую одежду.
К счастью, ситуация постепенно меняется. Уже 10 лет назад в России появилась платформа Second Friend Store. Ее основательница Анна Любан отмечает: «Рост вторичного рынка одежды наблюдался всегда, но очень медленный — примерно 3–5% в год. Сильный скачок произошел в 2016–2017 годах, когда на российском рынке стали появляться новые маркетплейсы для перепродажи одежды, обуви и аксессуаров. За последние пару лет рынок сильно вырос и оценивается примерно в 100 миллиардов рублей в год. И дальше он будет только расти».
Согласно исследованиям РБК, прогнозируемый рост российского ресейла рынка сейчас составляет от 15 до 30% в год. К ресейлу постепенно подтягивается и апсайклинг — в апреле Second Friend Store выпустили коллекцию с дизайнером Тиграном Аветисяном. Ни одна вещь в коллекции под названием Last Season не была создана с нуля — Тигран взял за основу одежду, которая уже была на сайте, и нанес на нее принты. Коллаборацию представили в поп-ап корнере в «Цветном», но позже ее можно будет приобрести и на сайте. При этом спрос в Москве и Санкт-Петербурге все равно будет выше всего — по данным основателей бренд, аудитория SFS за пределами столиц составляет всего 15%. «В регионах до сих пор царят стереотипы о том, что носить вещи, бывшие в употреблении, — это значит признать свою финансовую несостоятельность», — говорит Анна.
Отчасти поэтому апсайклинг в России пока не пошел в массы. Зато это направление активно развивают небольшие локальные марки. Причем они работают в разных сегментах — от самых демократичных до категории upper-middle. На «Авито», например, можно найти магазинчик Manicure Vampire — ребята увлекаются пэчворком и смело сочетают несочетаемое — например, три вида клетки на одной юбке. По похожему принципу работают москвичи Dog Rose — они сшивают разные части от старых рубашек, лонгсливов, платьев и даже курток — а в итоге получают не монстра Франкенштейна, а очень стильные вещи (солдаут в инстаграме марки случается регулярно).
Бизнес на переделке
Но дальше всех пошли, кажется, подруги Ольга Немушкова и Ксения Ярема. В 2019 году им в голову пришла идея запустить собственную апсайкл-марку. За основу всех дизайнов было решено взять классический пиджак — один из самых сложных по конструкции предметов гардероба. Бред получил название Pijmak — от шутливо исковерканного «пижмака». Девушки находят архивные пиджаки и жакеты, полностью деконструируют их и превращают в новые творения. Стоимость одной вещи Pijmak колеблется в районе 30 тысяч рублей, но клиентов марки это вполне устраивает. «Люди считывают, что это сложные деконструированные вещи, а за брендом стоит целый мир. К тому же мы фактически сами растим эту аудиторию — два года назад апсайклинг не пользовался такой популярностью. Мы убедились, что производить качественный апсайклинг гораздо сложнее, чем отшивать с нуля. Так что мы считаем, что наши изделия продаются по справедливым ценам, если не по низким. Мы же еще должны помнить о том, что базовый принцип sustainability — достойная оплата труда. Для нас это ключевое, и оплата работы портных составляет существенную часть себестоимости», — рассказывают основательницы бренда.
Для многих молодых дизайнеров апсайклинг — это идеальный старт карьеры, когда еще не хватает средств на полноценное производство. Кто-то видит перспективу в использовании так называемых «дедстоков» — нераспроданных остатков производства: причем как одежды, так и тканей. За архивным текстилем, например, охотится Валид аль Дамирджи — основатель марки By Walid, которая успешно продается на Farfetch. В его коллекциях можно встретить вещи из текстиля XVIII века, который при этом прекрасно сохранился. А жительница Нью-Йорка Кристин Мэллисон шьет женские корсеты из обивки для мебели (еще одно доказательство, что апсайкл ограничен только вашей фантазией). Учитывая, что объем дедстока только в США аналитики оценивают в $50 млн, потенциал у апсайклинга значительный.
Мода на экологичность. Как уменьшить объем отходов при производстве одежды
Все больше в сторону повторного использования вещей смотрят и крупные мировые бренды. Только прошлой осенью апсайкл-коллекции выпустили Balenciaga и Miu Miu. К ним присоединился даже меховой бренд Yves Salomon. Его основатель Ив Саломон говорит: «Как бренд мы решили взять на себя инициативу по защите планеты, сократив производство и запустив коллекцию YS Army Pieces. YS Army Pieces — это не только повторно используемые и переработанные меха, но и задействование уникальной винтажной военной формы французской армии». Неудивительно, что французские компании (включая конгломерат LVMH) ищут все новые способы заняться апсайлингом — недавно Франция приняла закон, запрещающий захоронение и сжигание нераспроданных коллекций.
В России ситуация пока не столь радужная. По данным Российского экологического оператора, захоронению подвергаются более 90 % коммунальных отходов, 5 % среди них — как раз текстиль. Однако гендиректор компании, созданной в рамках государственной экологической политики, Денис Буцаев настроен оптимистично. «Наша цель — построить экономику замкнутого цикла в России. Для этого отходы должны снова поступать в оборот, а не на захоронение. К 2030 году объем ТКО, которые идут на полигоны, должен снизиться на 50%. Конечно, для этого нужна инфраструктура по сбору, переработке и утилизации отходов по всей стране — от контейнеров для раздельного сбора до крупных экотехнопарков», — рассказал Forbes Life Буцаев.
При этом масштабировать до государственного уровня только апсайклинг довольно затруднительно — поэтому в рамках целой страны работать могут только все три экологические инициативы — ресайклинг, апсайклинг и даунсайклинг.