К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Неогламур, офисные пижамы и жажда праздника: что будет с модой после кризиса-2020

Неогламур, офисные пижамы и жажда праздника: что будет с модой после кризиса-2020
Во что нам захочется одеться, когда мы выйдем из дома, — в мягкие и уютные минималистичные вещи, похожие на уже родную пижаму, или яркие наряды? Исследователь моды Тим Ильясов предлагает разные сценарии посткризисной моды и вспоминает, какие тренды становились популярными после кризисов за последние сто лет

Кризис формирует моду?

Является ли экономический кризис сам по себе прямым источником для изменений в моде? И да, и нет. Историк костюма, директор Нью-йоркского музея института технологии моды Валери Стил убеждена, что сама идея о том, что мода является  отражением экономики, ошибочна. Историк полагает, что мода, наряду с искусством, является такой же неотъемлемой частью живой истории, как и экономика, — на сотрясения Уолл-стрит и изменения тенденций моды влияют одни и те же тектонические сдвиги и исторические процессы. С позицией Стил соглашается Саймон Дунан, бывший креативный директор универмага Barneys в Нью-Йорке, — он придерживается мнения, что создатели моды живут в «герметичном творческом пузыре» и вряд ли активно используют превратности политики и экономики в качестве источника вдохновения.

Получается, экономические кризисы хоть и коррелируют с модой, но не всегда напрямую. Мы рассматриваем циклы моды в контексте общего хода истории, а экономические кризисы — лишь один из факторов, влияющих на эволюцию трендов.

Циклы моды на фоне истории

Действительно, циклы моды и экономические циклы нередко совпадают, посткризисная эстетика часто нарядна и гламурна. Но не всегда. Циклы моды чередуются по принципу противоположности, как эпизоды в хорошем сценарии, с плюса на минус и обратно. Грубая, гранжевая или минималистская эстетика сменяется гламуром и торжеством нарядного, прямые линии маскулинизированных силуэтов — мягкими и изогнутыми. Так, на смену мальчишескому прямому силуэту 1920-х пришли гламурные и женственные линии 1930-х, после сурового стиля военного времени — сверхженственный нью-лук, а гранж начала 1990-х заменила театральная эстетика конца десятилетия.

 

Кризису 2008 года предшествовала длительная (более 10 лет) эпоха гипергламура, которая должна была продолжиться чем-то обратным, что, в общем, и произошло. Посткризисная эпоха начала 2010-х ушла от вещей статусных к предметам уникальным. Вместо успеха образ теперь должен был транслировать самобытность. Огромное количество людей потеряли работу и разочаровались в идее строительства карьеры, теперь они хотели творческой самореализации. Высокие каблуки заменили кроссовками, кедами и тапочками, костюмы — пижамами, джинсами, трениками, свитшотами и худи. На авансцену повседневной моды вышли хипстеры — молодые люди и девушки в клетчатых рубашках, с крафтовыми аксессуарами и очках Ray Ban, предпочитающие локальные и концептуальные марки одежды, попивающие авторские кофейные напитки и смузи, страстно любящие фестивали (книжные, музыкальные, кино). Докризисный гламур заменили посткризисной концептуальностью и винтажом.

Нарядность и гламур — спутники посткризисной моды, но не всегда

Опыт последнего столетия показывает, что мода после кризисов чаще всего обращается к феминности, гламуру, роскоши и нарочитой нарядности, но иногда, на фоне крупных политических, социальных, культурных и иных факторов, между экономическим и модным циклом случается рассинхрон, как это произошло в 2008 году, когда после кризиса вместо гламура в моду вошли концептуальность и стритвир (уличная одежда).

 

Но чаще нарядность, в том или ином виде, все ж появляется после кризисов. Люди устают от лишений, ограничений, тягот, им хочется праздника, сказки, торжества. Не зря расцвет империи Уолта Диснея пришелся на кризисные 1930-е годы, а максимально избыточные силуэты ХХ века сопутствовали послевоенному времени. Даже хиппующие и бунтующие нонкомфорты 1970-х сформировали особую версию гламура — в стиле диско, умноженного на сексуальную свободу и наркотики.

Что будет с модой после «корона-кризиса»?

Сценарий 1. Бережливость и минимализм

Один из сценариев развития посткризисной моды в 2020 году предполагает тотальную «пижамность», мягкость стиля, отказ от репрезентативных вещей в пользу более универсальных, базовых, комфортных. У такого сценария есть несколько предпосылок: а) длительная изоляция и работа из дома в пижамах окончательно отучила людей от формальной одежды. По выходу из изоляции человек, познавший работу в плюшевом костюме и носках, уже не захочет возвращаться в костюм и туфли; б) снижение доходов заставит покупателей изменить потребительские привычки, отказаться от эмоциональных покупок, креативной, трендовой и сложной в стилизации одежды в пользу более практичных и универсальных вещей. 

Но при более детальном взгляде эти предпосылки не кажутся убедительными. Несомненно, в эпицентре кризиса потребление падает, количество новых вещей в гардеробе сводится к минимуму, а основные покупки составляют базовые универсальные вещи. Это общая черта всех кризисов: резкая бережливость проявляется в начале сложного периода, так было, к примеру, и в 1929-м, и в 2009 году. Осенний каталог Sears 1930 года заявлял, что «бережливость — это дух дня. Безрассудные траты уходят в прошлое». А высокая мода, бывшая в 1925 году вторым по величине экспортным товаром Франции, в 1930 году упала до двадцать седьмой строчки. Тем не менее, уже в середине 1930-х, когда Великая депрессия была еще в разгаре, мода предлагала все более безрассудные, гламурные и нарядные силуэты, а покупки вещей Haute Couture возобновились практически в том же объеме.

 

Спрос на одежду упал и в начале кризисного периода конца 2000-х. В 2009 году, по данным консалтинговой компании Bain, продажи в крупных люксовых универмагах сократились на четверть. Согласно результатам исследования TGI-Russia, полученным в I квартале 2009 года, 31% опрошенных в возрасте 16 лет и старше отказались от покупок в этой категории.

Скорее всего, кризис 2020-го тоже не обойдется без существенного падения спроса, но, возможно, длительная самоизоляция внесет коррективы в этот предсказуемый сценарий. Сверхприбыли магазина Hermes, открывшегося в Гуанчжоу после карантина, можно было бы считать локальным явлением, если бы не очереди, выстроившиеся в магазины одежды, открывшие свои двери после длительного простоя во Франции или Бельгии (впрочем, долго ли продолжится такой спрос без туристов — не ясно).

Сценарий 2. Новая нарядность и неогламур

Вторая половина 2010-х была отмечена модой антигламура, отрицающей гендерные (и любые другие) стереотипы, нормативность, каноническую элегантность и женственность. Вместо этого появилась нарочитая грубость образов, гипертрофированная винтажность и метамодернистская смесь всего со всем. Исходя из принципа антагонизма, следующая эпоха должна быть полной противоположностью предыдущей — разумеется, с учетом достижений эры феминизма.

Гламур никогда не будет прежним, это будет эпоха неонарядности, очевидно профеминистской и лишенной объективизации. Не для того чтобы нравиться кому-то, но чтобы нравиться себе. Несмотря на прогнозы, предрекающие развитие «пижамного» тренда после кризиса, усталость от ugly-fashion и длительного карантина с исключительно домашней одеждой вполне может привести к буму новой нарядности. В модных телеграмм-каналах и инстаграмах все чаще стали появляться посты о том, в каких безумных и ярких нарядах мы выйдем в первый день после его окончания.

Гранж 1990-х завершился феерией Тьери Мюглера и карнавалом Джона Гальяно. В начале 2020-х квир-эстетика и блеск Голливуда эпохи Золотого века вполне могут оказаться источниками вдохновения для посткризисных стилизаций, учитывая интерес к обеим темам в массовой культуре последних двух лет. Так или иначе, ждать осталось недолго — уже зимой 2021 года мы станем свидетелями рождения стиля нашей эпохи, и что-то подсказывает, что сценарий, подразумевающий торжество новой нарядности, гламура и роскоши имеет все шансы стать основным для моды третьего десятилетия XXI века.

 
Рецессия начала 1920-х 

Рецессия начала 1920-х 

Основные затронутые страны: США
Длительность: 1920–1921


Общественный, политический и культурный фон

Последствия Первой мировой войны. Возвращение солдат в мирную жизнь вызвало волну безработицы, профсоюзное движение затормозило экономику, а европейская экономика восстанавливалась после войны, и продукция из США потеряла рынок сбыта. Важным фактором стала пандемия испанки.

Что произошло в моде

Перед кризисом и в течение его мода тяготела к упрощенным, функциональным и лаконичным формам. После кризиса расцветает декоративная эпоха и «джазовый гламур», в 1925 году рождается роскошный стиль ар-деко. Платья прямые и укороченные, украшены стеклярусом, пайетками, бахромой. Вечеринки, экзотические танцы, светская жизнь, сексуальность, блеск.

Великая депрессия

Великая депрессия

Основные затронутые страны: США, Канада, Западная Европа

Длительность:  1929–1939

Общественный, политический и культурный фон
Затяжная депрессия приводит к обнищанию населения и существенным политическим изменениям, таким как приход к власти фашистов в Германии. В США происходит расцвет кинематографа (наиболее доступное развлечение) и голливудской сказки (красивые и жизнеутверждающие фильмы). Окончательно сформирован институт кинозвезд.

Что произошло в моде

На смену прямому силуэту 1920-х пришла тотальная женственность, гламур ар-деко только усилился, к концу десятилетия в моде появились образы в духе сюрреализма (от Эльзы Скиапарелли, например). Чем сложнее было время, тем более роскошными и избыточными становились наряды.

Вторая мировая война и ее последствия
Getty Images

Вторая мировая война и ее последствия


Основные затронутые страны: весь мир 
Длительность: 1939–1949

Такой длительный период можно выделить в связи с длинным периодом восстановления в Европе. Только к 1949 году во многих странах Западной Европы были отменены карточки на покупку основных товаров, что стало символом перехода экономики в нормальный режим.

Общественный, политический и культурный фон
Конечно, военный период можно только условно считать экономическим кризисом, но он является наиболее тяжелым для всего мира периодом ХХ века, существенно повлиявшим на все стороны жизни человечества: от нового политического мироустройства и перераспределения экономических центров (прежде всего усиление США) до изменения поведенческих моделей и культурных тенденций.

Что произошло в моде

В годы войны и сразу после нее мода придерживалась строгого прямого силуэта с широкими плечами и укороченной юбкой, без декора. Главным аксессуаром были сложные головные уборы (шляпы и тюрбаны), однако после 1947 года активно распространялась введенная Кристианом Диором эстетика New Look, предполагавшая гипертрофированную женственность в силуэтах, увеличение длины и объема юбок и нарядность.

Нефтяной кризис и стагфляция 1970-х
Getty Images

Нефтяной кризис и стагфляция 1970-х


Основные затронутые страны: США, Великобритания, Франция, Швеция, Япония, Финляндия, Бельгия, Люксембург и Дания

Длительность: 1973–1975

Общественный, политический и культурный фон

Кризис начала 1970-х годов многоярусный. Это не только завершение длинного периода экономического роста и нефтяной коллапс, но также кризис идей, поколений, культуры. Сексуальная революция 1968 года опровергла идеалы буржуазной морали, на первый план вышла хиппующая молодежь. Фестиваль Вудсток 1969 года заложил основу для Поколения свободы, гимн которой пели популярные звезды поп и рок-сцены, сместившие с пьедестала звезд кино. Все это на фоне экономической стагфляции.

Что произошло в моде
Перед кризисом 1973 года в моде был винтаж 1940-х и маргинальная хиппи-эстетика с налетом винтажа. К середине 1970-х модный фолк-стиль обрастает гламуром (Ив Сен Лоран) и громко звучит избыточный стиль диско с блеском пайеток, брюками клеш и ботинками на платформе.

Кризис начала 1980-х
Aaron Spelling Productions Inc.

Кризис начала 1980-х

Основные затронутые страны: США, Канада, Великобритания, Франция, Япония

Длительность: 1981–1982 

Общественный, политический и культурный фон

Кризис начала 1980-х начался с энергетического кризиса 1979 года и лишь усугубил проблемы в стагнирующей мировой экономике, однако США и Япония смогли выйти из него довольно быстро и восстановить экономику уже к 1983 году. В бизнес пришли молодые активные профессионалы нового поколения, последовавший за кризисом рост породил поколение новых богачей — яппи, декларирующих показное потребление и успех. Главным источником глобальных культурных трендов становится телевидение, окончательно покрывшее весь земной шар. Свадьбу принцессы Дианы в 1981 году смотрят в прямом эфире 750 млн человек, сериал «Династия» — наиболее рейтинговый на телевидении США.

Что произошло в моде

Вульгаризация гламура, идея тотальной роскоши и статусных брендов. Телевидение задает новый канон стиля — избыточно торжественный и нарядный: блеск, яркие ткани, крупная бижутерия, объемные рукава и плечи, узкие юбки. Яппи декларируют успех с помощью одежды, бренды, формирующие «статусный» образ во всех ипостасях, выходят на первый план (Armani, Ralph Lauren, Versace).

Кризис начала 1990-х 
Stephane Cardinale·Sygma via Getty Images

Кризис начала 1990-х 

Основные затронутые страны: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Финляндия, Великобритания  

Длительность: 1990–1994 

Общественный, политический и культурный фон

Снижение потребительской и деловой активности произошло в результате шокового падения цен на нефть в 1990 году, окончания холодной войны и последующего сокращения расходов на оборону, кредитного кризиса и спада строительства после бума 1980-х годов. Падение СССР и биполярной системы мира стало важным моментом для переосмысления не только экономических моделей, но и культурных парадигм во многих странах. От торжества успеха 1980-х мир переходит к эре сексуальности, порно-шика, гранжа и последнего расцвета субкультурных движений. Культура (как и мода) расщепляется.

Что произошло в моде

В течение кризиса модой владели гранж (ранний Марк Джейкобс), гиперсексуальность (Жан-Поль Готье, Кальвин Кляйн) и субкультурная эстетика (панки, металлисты, готы, скинхеды и так далее). Но после нормализации экономики мода резко кинулась в буйную театральность Джона Гальяно. Главные черты моды после кризиса начала 1990-х и вплоть до конца нулевых: ее карнавализация и устойчивое развитие гламура, фиксирующего успех.

Кризис 2008 года
PYMCA·Universal Images Group via Getty Images

Кризис 2008 года


Основные затронутые страны: весь мир 
Длительность: 2008-2011 (по некоторым данным, последствия кризиса так и не были преодолены) 

Общественный, политический и культурный фон

Ипотечный кризис, начавшийся в США в 2007 году, привел в 2008-м к краху нескольких крупнейших финансовых институтов, прежде всего банка Lehman Brothers. Спровоцированная финансовым кризисом рецессия распространилась на весь мир и сильно ударила по среднему классу, представители которого массово теряли работу. На смену идеологии успеха пришла идея самореализации и творческого поиска. Крупнейшим культурным явлением, порожденным кризисом, стали хипстеры.

Что произошло в моде

Мода отказывается от гламура в пользу индивидуального стиля, на смену логомании и брендомании приходит увлечение концептуальным дизайном и винтажем, вместо статуса — самобытность. В моде бохо, хиппи, смешение стилей и новое прочтение эстетики 1950-х, 1970-х и 1980-х годов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+