Мода на экологичность. Как уменьшить объем отходов при производстве одежды
Изменение климата и очистка мирового океана от мусора, в том числе пластика, оказались в Соединенных Штатах одной из самых горячо обсуждаемых тем накануне президентских праймериз. Пластиковые трубочки, например, спровоцировали настолько бурную дискуссию, что власти некоторых штатов уже обязывают рестораны использовать трубочки из других материалов. А как обстоят дела в индустрии моды? Задумывается ли покупатель о том, что происходит с сезонными новинками, если в итоге их никто так и не купил?
Согласно данным фирмы Rubicon, работающей в сфере утилизации и переработки отходов, модная индустрия занимает третье место по объему загрязнения окружающей среды, а микроволокно обычно всегда оказывается в океане и представляет для морской фауны серьезную угрозу. Согласно отчету консалтинговой фирмы McKinsey за 2016 год, 60% всей одежды оказывается в мусоросжигательной печи или на свалке в течение первого года после изготовления.
Шери Тернбоу, основательница компании Bespoke Southerly, задалась целью существенно сократить долю отходов в модной индустрии. Бренд позволяет женщинам покупать одежду по персональным эскизам, чтобы цветовая гамма и детали отражали их индивидуальность. Бизнес-модель фирмы строится на персонализированном подходе в создании одежды и концепции изготовления вещей на заказ. Благодаря множеству различных вариантов при компоновке заказа, качество выпускаемой одежды будет выше, а количество отходов производства ― меньше.
Изначально предпринимательница пригляделась к модели производства на заказ, потому что она позволяет без труда дополнять платья карманами, делать одежду любых цветов и из любой ткани. Однако по мере выявления особенностей подобного подхода стало понятно кое-что еще: так можно избежать большого объема отходов, ведь в случае с заказами каждая деталь выкраивается всего один раз. «Если говорить о моде, то сейчас на рынке заметна отчетливая тенденция в отношении рациональности производства. Такие перемены просто необходимы, ведь модная индустрия является одним из самых серьезных источников загрязнения планеты. Для производства текстиля в нашей сфере необходимо огромное количество природных ресурсов, таких как, например, хлопок и другое сырье. В обработке текстильных материалов тоже требуются значительные вложения и могут использоваться токсичные химикаты и красители, ― объясняет Тернбоу. ― Отсюда и возникает вопрос использования ресурсов и загрязнения природы. Кроме этого, конечно, еще есть этический аспект, который заключается в том, что на фабриках в других странах не всегда соблюдаются должные условия труда, а зарплаты не хватает на достойную жизнь. Я считаю, что все это имеет самое непосредственное отношение к экологичности и этичности моды».
До учреждения собственного предприятия Тернбоу уже работала в сфере моды. После переезда в Вашингтон ее очень заинтересовали некоммерческие организации. «Я два года проработала в организации, занимавшейся множеством проектов, включая борьбу с ВИЧ/СПИД, обеспечение детей в Африке чистой питьевой водой и некоторые другие инициативы, ― делится основательница бренда. ― Борьба с ВИЧ/СПИД была мне особо близка, ведь я работала в модной индустрии. Пару десятилетий тому назад это было серьезной проблемой общества. Так, я занялась этим, и мне очень нравилось работать в благотворительности. Но моей главной страстью стала охрана дикой природы». Впоследствии женщина переключилась на две крупнейшие в мире природоохранные организации, The Nature Conservancy и Всемирный фонд дикой природы (WWF). Обе структуры сотрудничают с такими корпорациями как Apple, Coca-Cola, Disney и круизная компания Royal Caribbean Cruises. В рамках таких партнерств для сохранения природы и разработки передовых бизнес-стратегий, учитывающих цели устойчивого развития, привлекаются миллионы долларов.
Над основанием собственной компании Тернбоу задумалась, когда поняла, что для посещения благотворительных мероприятий ей нужны классические вечерние наряды. Она признается: «Отыскать подходящий наряд мне всегда было непросто. Помню, как в юности я уже имела представление об одежде на перспективу: в шкафу ее должно быть немного, но она отличается высоким качеством и фасоном на все времена. Носить ее можно на протяжении многих сезонов. А затем я задумалась о том, насколько прост пошив одежды на заказ для мужчин, особенно это касается деловых костюмов. Для женщин ничего подобного нет, разве что платья для подружек невесты на свадьбу. И я начала наводить справки».
Тернбоу занялась новым делом, взяв на заметку знания, обретенные на первых этапах карьеры в сфере моды и розничной торговли, а также более свежий опыт корпоративных взаимодействий и ведения бизнеса по принципам устойчивого развития. Женщина создала бренд и компанию с учетом всего того, чему научилась за долгие годы в обеих сферах. «Также я запустила интернет-магазин, и для приема индивидуальных заказов понадобились навыки специального программирования, ― с улыбкой объясняет глава фирмы. ― Я финансировала все сама и, как бывает со многими предпринимателями, столкнулась на пути с определенными трудностями. Дело в том, что я потратила уйму времени и денег на неудачно подобранную команду. Тем не менее, благодаря знакомствам, которые я завела в процессе, мне удалось выйти на более квалифицированных и осведомленных специалистов. Наш окончательный продукт стал возможен во многом благодаря тому, что мне удалось собрать новый коллектив экспертов».
Начинающим предпринимателям Тернбоу дает следующие советы:
— Не спешите. Если вы переходите из одной сферы в другую слишком быстро, не совсем понимая, чем хотите заниматься, вы рискуете потерпеть неудачу.
— Тщательно наводите справки. Разберитесь в том, как новая сфера функционирует, выясните, с какими людьми вам нужно будет наладить взаимодействие и когда лучше всего сменить поле деятельности.
— Смиритесь с одной важной вещью: иногда будет казаться, что вы совершили ошибку, а порой вы будете считать себя гением. Продолжайте несмотря ни на что.
Предпринимательница заключает: «Я вышла из несколько других кругов. Всегда занималась бизнесом, и у меня нет привычного образования, связанного с миром моды. Полагаю, что именно из-за того, что я этому не училась и всегда была скорее деловым человеком, ― из-за этого я подхожу к ведению бизнеса немного иначе. Даже несмотря на то, что мне зачастую труднее, ― а обычный дизайнер несомненно разбирается во всем этом лучше, ― иногда я нахожу весьма оригинальные решения».
Перевод Антона Бундина