Конец стирки: как «антиотмывочное» законодательство изменит рынок искусства
От $10 000 и дороже
С января 2020 года в ЕС действует Пятая директива «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». Цель ее принятия — повышение прозрачности финансовых транзакций, в том числе на арт-рынке. Теперь при совершении сделок с приобретением предметов искусства стоимостью свыше €10 000 рыночным посредникам необходимо предварительно проверить личность клиента и источник происхождения его средств.
Кроме того, на продавцов произведений искусства, будь то галерея или аукционный дом, наложено обязательство своевременно информировать уполномоченный орган о подозрительных операциях. В частности, такие требования применяются, если одна из сторон сделки из страны с высоким уровнем риска, такой как, например, Россия. То есть ужесточенные правила напрямую затрагивают покупателей и продавцов предметов искусства из России.
Страна отверженных художников: как россияне создали глобального игрока на рынке цифрового искусства
США не отстают от Европы. Согласно новому закону продавцы антиквариата обязаны сообщать в федеральные органы о подозрительных операциях, превышающих $10 000, и проверять своих клиентов.
Несмотря на отсутствие единого международного подхода, видно, что регулирующие органы в Европе и США уделяют повышенное внимание рынку искусства.
Сейчас процесс во многом напоминает открытие счета в банке, когда участники арт-рынка вынуждены внедрять процедуры проверки сторон сделки. Так, им придется разрабатывать внутренние документы, назначать ответственных должностных лиц, обучать персонал. Все это лишь повысит затраты галерей и других игроков на комплаенс.
Что нужно иметь в виду, покупая произведения искусства?
Если раньше при покупке прежде всего стоило проверять подлинность произведения искусства и его провенанс, то теперь — личность покупателя и источники происхождения его средств. Если произведение искусства приобретает компания, она также должна указать ключевую информацию о себе, в том числе назвать своего конечного бенефициара. Другой аспект сделки, который может вызвать дополнительные вопросы, — это обоснование стоимости предмета искусства. Ведь субъективная оценка стоимости предметов искусства препятствует прозрачному ценообразованию.
«Бедное искусство» за сотни тысяч евро: зачем покупать поролоновые скульптуры и арт-объекты из пепла
Для обоснования стоимости арт-объекта эксперты Deloitte в Италии разработали оценочную модель на основе регрессионного анализа. В рамках KYC-процедур может быть запрошена следующая информация:
— полная история происхождения арт-объекта, в том числе законность средств, потраченных продавцом на его приобретение;
— личность покупателя/продавца и источник происхождения его средств;
— обоснование стоимости предмета искусства;
— страны, в которых будет осуществляться продажа, а также те, где находятся покупатель и продавец;
— подробная информация обо всех иных участниках сделки.
Мы рекомендуем заранее готовить такую информацию, так как несоответствие требованиям «антиотмывочного» законодательства нередко приводит к затягиванию согласования сделок, отказу в их проведении или блокировке средств бан- ками при выявлении признаков подозрительной операции.
Особенности российского арт-рынка
Несмотря на введение западными государствами «антиотмывочных» норм, российское законодательство в данный момент не содержит прямых требований к профессиональным участникам арт-рынка по соблюдению такого рода правил.
Законодательство по борьбе с отмыванием денежных средств в РФ основывается преимущественно на Федеральном законе No115-ФЗ от 1 августа 2001 года «О предотвращении отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма». Соблюдение антиотмывочных мер контролируется Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфин-мониторингом).
Демократизация, онлайн, выход в массы: как пандемия изменила российский арт-рынок
Согласно разъяснениям Верховного суда РФ (Постановление пленума Верховного суда РФ от 7 июля 2015 года No 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем») для квалификации преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенным преступным путем, может проявляться, в частности, в приобретении произведений искусства и предметов роскоши при условии сокрытия преступного происхождения денежных средств.
Согласно рекомендациям, изложенным в информационном письме Росфинмониторинга от 23 ноября 2018 года No 56, при проведении проверок аудиторы оценивают в том числе клиентские риски, связанные с деятельностью по реализации предметов искусства, антиквариата, роскоши и легковых транспортных средств.
Агенты совриска: почему молодые коллекционеры инвестируют в современное искусство
В то же время с 1 октября 2021 года в Положение Банка России от 2 марта 2012 года No 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противо- действия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» будут внесены изменения. В частности, из перечня признаков рискованных операций исключена деятельность, связанная с реализацией (в том числе комиссионной) предметов искусства. Это, однако, не означает, что такие операции не могут быть признаны рискованными. Например, при определенных условиях рискованными могут быть признаны операции с предметами искусства как связанные с дорого- стоящим движимым имуществом.
В декабре 2018 года прокуратура проверила работу двух аукционных домов по продаже произведений русского искусства в связи с предполагаемым нарушением «права на отслеживание». По итогам проверки аукционные дома обязали раскрывать клиентам финансовые документы, относящиеся к продаже определенных произведений искусства. Хотя подобная мера и не направлена непосредственно на борьбу с отмыванием денежных средств, тем не менее она может стать эффективным инструментом обеспечения прозрачности на российском арт-рынке.