К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Бедное искусство» за сотни тысяч евро: зачем покупать поролоновые скульптуры и арт-объекты из пепла

DR
DR
Зачем художники создают скульптуры из хлеба и поролона, нужно ли в них вкладываться и чем русское бедное искусство отличается от итальянского, рассказывает искусствовед Кристина Краснянская

В галерее «Эритаж» открылась выставка «Антология бедного в изобразительном искусстве и дизайне». Экспозиция состоит из произведений arte povera (буквально — «бедное искусство», так называется движение в итальянском искусстве конца 1960-х и середины 1970-х годов. — Forbes Life) и того, что с 2008 года благодаря Марату Гельману принято называть «русским бедным». О том, почему художники решают работать с бедными материалами (поролоном, хворостом, пеплом, даже хлебом), чем эта сложившаяся в Италии традиция отличается от российской и в чем ее актуальность, рассказывает основательница галереи «Эритаж» искусствовед Кристина Краснянская.

— Кристина, как возник замысел выставки?

— Я люблю и изучаю итальянское искусство, так как достаточно много путешествую, в том числе и по Италии. Я довольно давно обратила внимание на то, какой повышенный интерес сегодня вызывает arte povera в мире, в том числе и среди коллекционеров. Поэтому решила организовать выставку на эту тему в Москве. Традиционно наша галерея создает проекты, построенные на диалоге культур. В этот раз мы решили сопоставить итальянское arte povera и русское бедное.

 
Урано Пальма. Лампа«Леонардо». / Риккардо Дализи. Стул.
Урано Пальма. Лампа«Леонардо». / Риккардо Дализи. Стул.·DR

«Кризис на всем ходу врезался в вершину пирамиды Маслоу»: как 2020 год подвинул современное искусство ближе к людям

— В чем основное отличие этих двух направлений, русского и итальянского бедного?

 

— Несмотря на внешнее сходство, концептуально это совершенно разные направления. Если итальянское arte povera возникло как искусство протестное, выступавшее против коммерциализации, то наши художники не протестовали, а просто выбирали те материалы, которые были под рукой. Движение arte povera выступало против развивающейся и все больше утверждающей себя культуры потребления, ставшей результатом резкого экономического подъема в Италии. Итальянцы считали себя политическими художниками, придавая искусству большую социальную роль. При этом надо отметить, что в Италии это был довольно короткий период с 1960 по 1979 год, а русское бедное продолжает существовать до сих пор. Сегодня многие из авторов черпают вдохновение в традициях, как, например, Николай Полисский, который обращается к существующим архитектурным архетипам. Как говорит он сам, чем еще может заниматься русский художник, как не бедным искусством.

Основательница галереи «Эритаж», искусствовед Кристина Краснянская
Основательница галереи «Эритаж», искусствовед Кристина Краснянская·DR

— Как вам кажется, в чем актуальность этого искусства сегодня?

— Несколько лет назад, побывав на Венецианской архитектурной биеннале, которую курировал лауреат Притцкеровской премии Алехандро Аравена, я поняла, что время роскошных и масштабных проектов Захи Хадид или Нормана Фостера прошло. Сегодня мы возвращаемся к социально ориентированной архитектуре и решению проблем, связанных с городскими трущобами, лишенными экосреды мегаполисами, необходимостью решать задачи по расселению простых людей. Это очень напоминает период возникновения временных сооружений во времена Хрущева. Тема массовой застройки вновь вышла на мировую сцену. Архитектура, дизайн и искусство сегодня очень переплетены и тесно связаны с теми событиями, которые происходят в политике и экономике.

 

— Откуда происходят работы, которые вы показываете на выставке?

— Выставка примерно на 70% состоит из новых работ. Николай Полисский специально для нас создает скульптуры-колонны, Сергей Шеховцов делает объекты в виде дворовых собак, отсылающих к творчеству Джексона Поллока. Так получается интересный диалог между итальянским и двумя волнами русского искусства. Работы из Италии дают понимание о том, какую роль это направление сыграло в искусстве и дизайне. Они задают контекст. Часть работ — из российских частных собраний. Это, кстати, хорошо говорит о наших коллекционерах. Ведь произведения arte povera не всегда сразу понятны. Чтобы собирать это направление, надо хорошо разбираться в искусстве ХХ века. Если мы посмотрим на работы Янниса Кунеллиса, где художник использует то камни, то газовые горелки, то холщовые мешки — не сразу догадаешься, о чем они. Тем не менее один из наиболее авторитетных частных художественных фондов, Prada Foundation, на последней Венецианской биеннале отдал все пространство на Гранд Канале под выставку Кунеллиса.

Сергей Шеховцов. Стая собак. Пенопласт, эмаль. 50-60 см. 2020
Сергей Шеховцов. Стая собак. Пенопласт, эмаль. 50-60 см. 2020·DR

Отмычка для миллиардера: как русское искусство используют для попадания в высшее общество на Западе

— Термин «русское бедное» придумал и ввел в оборот в 2008 году Марат Гельман. Принимал ли он какое-то участие в подготовке выставки?

— Мы, безусловно, делаем отсылку к Марату Гельману, но пошли по несколько другому пути. У нас, например, хорошо известные художники Валерий Кошляков, Сергей Шеховцов и Александр Бродский соседствуют с молодыми авторами, которые просто не могли участвовать в выставке 2008 года. Так, например, мы показываем инсталляцию петербургской мультимедийной художницы Анны Слобожаниной «Приданое», посвященную традициям Русского Севера, где сочетаются графические работы и видеоарт. Этот проект содержит глубокий культурный код, как и еще одна работа, посвященная архитектуре Русского Севера, которую мы сегодня стремительно утрачиваем. Я думаю, что в создании этих произведений определенную роль сыграла пандемия, которая закрыла границы, заставила людей больше путешествовать по России и изучать ее.

 

Итальянские художники боролись против засилья культуры потребления, когда за мельтешением ярких красок ты не успеваешь разглядеть что-то важное. К теме памяти обращается и Хаим Сокол, представленный в экспозиции работами, в которых он использует письма бельгийских военных солдат времен Второй мировой войны, не дошедшие до своих адресатов.

Валерий Кошляков. Пролетарский Пантеон из серии «Галерея русских фантазий», 2020; Пролетарский Пантеон из серии «Галерея русских фантазий», 1998.
Валерий Кошляков. Пролетарский Пантеон из серии «Галерея русских фантазий», 2020; Пролетарский Пантеон из серии «Галерея русских фантазий», 1998.·DR

Великая пермская революция: как чиновники, бизнесмены и культурные деятели меняли Пермь — и что из этого вышло

— В январе вы уже частично показали этот проект в рамках ярмарки BRAFA, которая в связи с пандемией проходила в онлайн-формате. Почему вы выбрали именно его?

— Для меня выбор очевиден. Западным коллекционерам понятна значимость итальянской составляющей, а русская — скорее любопытна. У нас, кстати, в прошлом году один бельгийский коллекционер, живущий между Брюсселем и Лондоном, купил все произведения Сергея Шеховцова, которого мы показывали на ярмарке. И в 2020 году творчеством этого художника очень активно интересовались. Что касается цен, то в отношении русского бедного они сегодня довольно невысокие. Это относительно недорогое искусство, в то время как arte povera стоит сотни тысяч евро и находится в лучших собраниях мира.

 

Миллионные продажи: 20 самых дорогих современных художников России

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+